Историческая миссия России

 

(Доклад на международной научной конференции

«Миссия Православной Империи». Калуга, 1 декабря 2015 г.)

 

Россия должна быть великой державой. Не «одной из», а именно великой. Таково ее геополитическое положение: или мы будем великими с мощной армией и развитой экономикой, наукой и образованием, или нас сомнут, начнут делить…

Сохранение России связано с сохранением особого места ее традиционной культуры, традиционных духовно-нравственных, в том числе семейных ценностей. Если не будет этого, погрузимся в массовую американизированную культуру. Иначе говоря, Россия – это великая держава с великой культурой. Убери великую державу – не будет ни России, ни культуры. Убери великую культуру – не будет ни великой державы, ни России, а будет территория с большой «тусовкой».

В связи с этим встает вопрос осмысле исторического пути России. Ведь были великие цивилизации – Древний Рим, Древняя Греция, Египет, Индия и Китай. Великие, намного более древние, чем мы. И вдруг где-то на окраине, еще толком не известно из кого образовывается какая-то молодая, новая. Зачем эта новая цивилизация? Что это: случайность или все-таки есть задумка о России во всемирной истории?

Если окинуть взглядом весь исторический путь страны, то вырисовываются смысл нашей истории, предназначение России.

Мы спасли Западную Европу, заслонив ее от монголо-татарского ига, спасли и помогли развиться этой уникальной цивилизации. Если бы монголо-татары лет на 200 пришли в Западную Европу и всё бы разграбили, то еще не известно, что бы и когда там развилось.

Мы спасли Восток и весь мир от Наполеона. Спасли весь мир сначала от Вильгельма II в Первую мировую, приняв основной удар на себя, а затем от Гитлера. Только мы могли свершить такое.

Мы спасли весь мир от искушения коммунистической утопией, приняв и это на себя. Социалистическая революция, вероятно, произошла бы, была близка к ней Австро-Венгрия, но Россия первой подставила грудь под удар и показала всему миру, что будет, если… и затем сама же выкарабкалась из реального социализма. Вышла сама Германия из национал-социализма, вышла сама Италия из фашизма, а сама Япония из националистического милитаризма? Оказалось не по силам. Мы сами, исключительно как великая страна, смогли сделать это.

То есть смысл российской истории, самого существования России в решении задач и проблем, которые никто, ни одна другая страна решить не может.

Одновременно возникает вопрос: зачем мы превозмогли коммунистическую утопию, для чего? Только ради того, чтобы построить конкурентоспособную рыночную экономику? Для того, чтобы дать каждому по автомобилю, компьютеру и квартире?

Мы вышли из социализма для решения задачи, которую решить не способен никто. И решить ее почти невозможно. Это задача преодоления духовно-нравственной деградации, которая происходит и в Западной Европе и США, и в России. И является самым страшным вызовом времени.

Именно духовно-нравственная деградация (в первую очередь утрата христианского ощущения предназначения мужчины и женщины и, соответственно, семьи как малой Церкви) породила демографическую проблему. Происходит воспитание людей как потребителей. А потребителям нужна очередная новая покупка, нужно отдохнуть и развлечься, развлечься и отдохнуть, а в результате оказывается, что ребенок – помеха, семья – помеха. Потребительские ценности, как идеология, приводят к вымиранию и французов, и немцев, и русских… А свято место пусто не бывает. По расчетам демографов во второй половине ХХI века будет мусульманская Франция с атомной бомбой; подобные процессы и в других странах Европы и в США. А что будет с Россией, когда медленное превращение русских в национальное меньшинство достигнет какого-то критического рубежа?

И все это не потому, что не хватает денег на крупные пособия. Во Франции и Германии находятся такие деньги. Можно иметь нескольких детей и не работать. Однако после некоторого непродолжительного повышения рождаемости там всё вернулось на круги своя. Оказалось главная причина не в деньгах, а в духовно-нравственной деградации - дехристианизации!

Второй по значимости вызов времени в претензии США на мировое господство или доминирование. Успешно противостоять этому тоже сможем, если сохраним и умножим наши традиционные духовно-нравственные ценности. Если же не сохраним себя как русских с великой классической культурой, то произойдет размывание, американизация, и мы проиграем.

В данном случае историческое предназначение России особенно высвечивается на фоне таких «великих держав», как Великобритания, Германия или Франция, которые в значительной степени утратили свою независимость - суверенитет во внешней политике – и идут в фарватере США.

При этом сегодняшнее геополитическое положение России осталось сопоставимым с дореволюционным, и не только нашей страны. Никуда не исчезла западная беспринципная конкуренция, которую зашкаливает вплоть до враждебности, а угрозы с Востока преследовали Русь-Россию с незапамятных времен.

Стратегической задачей, как и в ХVII-ХVIII веках, остается добровольное возвращение Белоруссии и Украины в единую Россию. В связи с этим представляется плодотворным дореволюционное представление о едином русском народе, который составляют три ветви: великороссы (переименованные большевиками в русских), украинцы и белорусы. Причем из неприязни к великой православной России большевики вместе с местными националистами не только делили единую нацию, но Ленин подложил мину замедленного действия под державу, отказавшись от территориального деления (губерний) в пользу национально-территориального (республик) с правом выхода из состава СССР.

Разумный пример подала ФРГ, в конституции которой статья, позволившая Восточной Германии законно войти в состав единой ФРГ. Наличие такой статьи не нравилось руководителям СССР и ГДР, однако статья оставалась, и в конце концов вхождение произошло добровольно, мирно и с согласия СССР и Восточной Германии.

Но существуют ли русские?В последние годы даже известные историки высказывали мысль, что русские не успели сложиться в полноценную нацию. А что такое нация? У нас до сих пор в той или иной степени, пусть с перефразировкой используется сталинское определение. Оно сочинено неглупым, но ограниченным марксистом со средним образованием, договорившемся, скажем, до того, что евреи – не нация, а племя.

При подобных определениях выпадает главное, образующее и одухотворяющее все. Выпадает душа страны и народа. А остаются составляющие, которые действительно существуют. Однако из них не получается собрать Россию: собирается что-то, только Россия ускользает от авторов-атеистов.

Вопрос о существовании русских и православной России подобен вопросу о существовании любви, Бога. Поэтому в русских и Россию «можно только верить», говоря простыми и глубокими словами Тютчева. И это такая вера, которая проверена великой русской классической культурой и великой русской историей, проверена в тяжелую годину. Тем же Сталиным, которого от Гитлера спас не интернационализм, а русские и Россия. И все это не сложилось или сложилось как-то не так? Может французская нация настолько лучше сложилась, что русские дважды в ХХ веке спасали французов от немцев? А сами немцы…

Возвратимся к себе самим, домой, в Россию или потеряем русскую нацию и Россию - на такой духовно-исторической развилке притормаживает современная РФ. Возвратимся в Россию, если признаем себя продолжателями духовной культуры и правоприемниками и Древней Руси, и Московского царства, и Российской империи, и Российской демократической федеративной республики (провозглашенной Учредительным собранием), и СССР. Если перестанем стесняться называть себя русскими, а Россию Россией.

Мы обязательно останемся великой Россией, если вернемся в лоно Русской Православной Церкви. Да, как блудный сын, как преступник на иконе «Нечаянная радость». А как еще после всего, что мы натворили с Россией и Русской Церковью в ХХ веке?

Как говорил святой патриарх Тихон, никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто, не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно.

Россия вышла из социалистического цивилизационного тупика, происходит возвращение к обычному историческому процессу, в котором может быть все: и великие победы, и тяжкие беды; и ценность обычного исторического процесса в том, что он дает шанс на выживание и великие свершения. Дело за нами!..

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!