Раздел 1. Формообразование в дизайн-проектировании



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО «ПРОЕКТИРОВАНИЮ»

(автор: к.п.н., доцент Ахадуллин В.Ф., 25.05.2014г.)

РАЗДЕЛ 1. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ

1. Цели и задачи проектирования в области дизайна; межпредметные связи учебной дисциплины «Проектирование», основные её разделы.

Цель проектирования: привнесение в жизнь человека объектов ранее не существовавших. Но это не означает, что процесс художественного проектирования направлен на создание принципиально новых средовых объектов и качеств. Он также направлен на сохранение или воссоздание достигнутых в культуре качеств, ценностей, вещей.

Дисциплина «Проектирование» решает следующие задачи:

- развитие познавательной деятельности и интереса к дизайн-творчеству;

- всесторонний и профессиональный анализ объектов дизайна и изучение истории и теории дизайн-проектирования;

- развитие профессиональной компетентности будущих бакалавров дизайна среды;

- развитие психических процессов студентов, участвующих в профессиональной деятельности дизайнера;

- освоение навыков проектирования различных объектов дизайна и их практическое закрепление при выполнении учебных и творческих работ.

Разделы учебного курса «Проектирование»:

1. Основы композиции в дизайне (формообразование) – учебный пропедевтический курс, направленный на изучение азов композиционной грамоты (теоретических понятий композиции и формообразования) с целью создания гармоничного и выразительного образно-пластического решения.

2. Основы проектной графики – практическая область, изучающая техники и технологию проектно-графической подачи конструкторской и иной документации (требования к составлению и оформлению комплекта проектной документации к различным объектам дизайна).

3. Дизайн-проектирование – прикладная область проектирования, направленная на разработку проектно-графических материалов для оформления авторской дизайн-концепции для реализации изделий в различных производственных технологиях дизайна.

История дизайна. Формирование предметно-пространственной среды, как главной задачи деятельности дизайнера-проектировщика, невозможно без общих знаний истории дизайна, исторических стилей и вообще истории вещей - орудий труда, оружия, предметов обихода, мебели, одежды. Данная дисциплина помогает осознать специфику дизайна и его место в ряду других сторон человеческой деятельности. Приобретенные знания, умения на данной дисциплине, находят применение при решении стилистических задач в сфере художественного проектирования предметно-пространственной среды.

История ДПИ и народных промыслов. Рассматриваются общие вопросы теории декоративно-прикладного искусства, история возникновения и развития различных народных художественных промыслов, основные их виды и стилистические особенности, техника выполнения, находятся стилистические связи изделий ДПИ с окружающей предметно-пространственной средой.

Технология изучения народных промыслов (ремесел). Осваиваются технологии различных народных промыслов (ремесел): лоскутное шитье, художественный металл, ручное ткачество, ковроделие. Несмотря на развитие техники: специального оборудования, новейших технологий, основным в производстве изделий народных промыслов, как и раньше, остается ручной труд. Всегда будет сохраняться потребность в создании изделий и оформлении ими интерьера, выполненных по индивидуальным заказам, находящихся в единичных экземплярах. Изучение корней своего народа, культуры своих предков необходимо для формирования профессиональной личности дизайнера, умеющей грамотно ориентироваться в стилистике предметно -пространственной среды при ее проектировании.

Художественная обработка материалов. Внимание именно к художественному потенциалу материалов открывает путь к постижению специфической дизайнерской пластики, органичности дизайнерских проектных образов. Занятия по обработке наиболее распространенных и наиболее используемых в дизайне материалов - дерева, металлов, керамики, текстиля помогают понять их пластические качества, свойства, особенности и использовать эти знания при проектировании объектов дизайна и создания пространственных композиций различной степени сложности.

Формообразование. Проектируя тот или иной объект, дизайнер имеет дело с формой. Формообразование - процесс создания формы в деятельности проектировщика в соответствии с общими ценностными установками культуры, требованиями эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов. Данная дисциплина даёт знания об основах композиционной грамоты, правилах, приёмах, средствах формообразования для создания целостного, эстетически значимого, художественно-выразительного продукта творческой деятельности.

Цветоведение. В практической профессиональной деятельности дизайнера большое место занимает работа с цветом, поиск гармоничного цветового единства. Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, колорите, цветовой гармонии. Задача проектировщика знать законы цветовой гармонии и использовать их в практической деятельности.

Инженерная графика. Изображение в дизайне, в любом проявлении, в любой форме, - это язык, приспособленный для передачи проектных идей. Для грамотной передачи необходимо знание языка чертежа и нормативных аспектов.

Шрифтоведение. Правильное использование шрифта играет важную роль. Иногда при помощи шрифта можно сказать больше чем при помощи картинки. Знание истории шрифта, его классификации, эргономических и психологических особенностей применения шрифтов помогут грамотно выразить и быстрее донести информацию или основную идею проектируемого объекта.

Промграфика и реклама. Дисциплина посвящена графическому дизайну, а именно разработке фирменного стиля, созданию упаковки, проектированию средств визуальных коммуникации. На учебной дисциплине «Проектирование» дается общее представление о фирменном стиле, его функциях, рассматриваются основные элементы и носители фирменного стиля, этапы его разработки, а также дается понятие коммуникативности - как одной из важнейших функций современного графического дизайна и ее места в проектной деятельности. Выполнение заданий по проектированию направлено на формирование умений грамотной и выразительной подачи фирменного стиля и элементов визуальных коммуникаций. Проектирование же самих элементов графического дизайна происходит на дисциплине «Промгафика и реклама».

Дизайн интерьера. На учебной дисциплине «Проектирование» закладываются основные теоретические понятия «интерьера», способы его зонирования, этапы разработки, состав проекта и др. Выполняются задания по подбору и компоновке необходимых изображений проекта, осваиваются различные варианты подачи проектов. Проектирование дизайна самих интерьерных пространств, происходит на учебной дисциплине «Дизайн интерьера».

Макетирование и бумагопластика. Рисунки и чертежи не единственный способ выражения проектных идей. В проектной практике они сопровождаются трехмерным, объемным макетированием. Чаще всего для этих целей используется именно бумага. Бумага, как материал, недолговечна. Поэтому бумажная пластика рассчитана на занятия развивающего характера.

 

Вопросы истории и теории проектирования; виды проектирования

Вся история проектирования берет свое начало с организации архитектурных форм в эпоху Древнего Египта. «Материал, на котором мы впервые можем говорить о том, что проектирование стало фактом это история пирамид. Впервые был назван генеральный проектировщик. Если говорить о великой пирамиде Хеопса, то это Хемон. Он был главным проектировщиком, отвечающим за совокупность, говоря современным языком, выработки всей проектной документации, за создание оргплана и его реализацию.

В 2000-ом году завершились раскопки значительной части Некрополя. Там находится кладбище строителей пирамиды, разделенных на два любопытных класса. Что само по себе характерно - они даже расположены на разных террасах. Верхнюю террасу занимали те, кого называли Р-бакау. Это мастера «черной кисти», которые завершали росписи, в отличие от мастеров Р-шау, мастеров «красной кисти», которые делали эскизную проработку, развертку прорисей на стене. Разведение специализаций в исполнительской части доведено уже до почти полного совершенства. Отдельно выделены камнерезы, мастера «черной кисти», мастера «красной кисти». В этот момент можно говорить о выделении проектной документации. Археологами найдены изображения планов, фасадов с масштабной сеткой, позволяющей переносить изображение с маленького листа на большой камень. И, что самое феноменальное, явно уже был изобретен разрез по телу еще не существующего сооружения. Есть еще одна очень важная деталь. Сугубо человеческое содержание, благодаря чему возможно сопереживать автору, отстоящему от нас почти на 5 тысяч лет. На материале той же пирамиды Хеопса удивительно ясно доказывается, что задание несколько раз менял ось в процессе сооружения. Заказчик здесь совершенно понятен - фараон. Еще одна очень важная деталь. Вопреки обыденным представлениям о том, что якобы Египет это неподвижная культура, якобы она себя воспроизводит закольцованным образом, - все это вздор, написанный в 19-м веке. Когда было произведено действительное обследование всех египетских пирамид (а их около 200), включая те, от которых остались только основания, или даже только подземные части в песках, с абсолютной достоверностью установлено, что для каждой пирамиды проект делался заново. У них у каждой - разный угол подъема ребра, что совершенно меняет расчеты. У каждой из них своя конструкция подземных переходов, система блокировки от грабителей и т.д. Каждый раз все это проектировалось заново.

Греки учились у египтян. Они воспринимали всю систему техники, включая составление и реализацию оргпланов, привнеся в них принципиально новых качества. Они привносят в работу объяснение, текст о проекте, текст о реализации, текст о заказе. К этому времени впервые распространяется вообще подпись, авторство. За полторы тысячи лет до Леонардо да Винчи Аполлодор (архитектор, который строил мост через Дунай и форум Траяна) занимается чистым изобретательством. Вычленение экспериментальной зоны, проектирование не для конкретного сооружения, а для шлифовки умения, мастерства и формирования нового знания, мы имеем, как минимум, ко 2-му веку нашей эры. Тексты книги Витрувия об искусстве строить включали в себя еще одну важную черту проектирования. Нормативное объяснение, описание, что такое проектировщик. Что он должен знать и уметь. Это замечательный, длинный текст, который говорит, что проектировщик должен знать все, но понемножку.

В ХII в. осуществляется проектирование стиля. Сознательное и принципиальное. Не просто проектирование этого собора, этого портала, этих хоров. Проектирование, осуществляемое принципиально не так, как это делали 300-400 лет до того. Замечательный персонаж эпохи ренессанса - Леон Баттиста Альберти. Он привносит в проектирование сразу две принципиальные новации, два качества. Первое - обособление проекта от реализации объекта дизайна. Альберти в самоощущении аристократ и не желает возиться со строительством. Он пересылает проект, который воплощает другой архитектор, а он при помощи писем руководит процессом реализации оргпроекта. Второе - рефлексивное выделение своего Я, как стоящего уже вне проекта. Альберти не мог пережить того, что есть только один трактат об архитектуре - Витрувия и публикует собственный. Книгу он пишет посредственную, ворует все у Витрувия, не признается в этом.

В это же время, на десяток лет позже, работает замечательный мастер - Антонио Аверлино, он же - Филарете (15 век). Если Альберти иногда ночами мыслит о новом, невиданном, то Филарете документированно создает идеальное. Он занят идеальным проектированием. Он проектирует идеальный город. Не утопический, у которого совсем другая история. Идеальный, т.е. оптимальнейшим образом сгармонированный. Это проект города, который можно в принципе простроить, который можно воплотить во всех элементах. В котором есть все, что мыслимо с точки зрения организации человеческого и социального комфорта, вплоть до периодической промывки улицы из специального водного резервуара. Более того, он даже проектирует «жилище для подлых» - жилище для бедных, фиксируя минимальный стандарт, кстати, точно совпадающий с теми девятью квадратными метрами, на которых жила советская власть в течение 60-и лет. У Филарете это, конечно, не в метрах, а в футах, но имеет место. Он создатель крупнейшего, лучшего в Европе госпиталя в Милане «Оспедале Маджоре». До конца 19-го века это была самая крупная и самая совершенная больница в Европе. Он проектирует для нее систему индивидуального санузла при каждой койке, создает для нее систему откидной, функциональной мебели, которую заново изобрели только в 19-м веке. Он занят проектной аналитикой на совершенно новом уровне. Филарете посетил несколько городов - для анализа и исследования того, как созданы странноприимные дома, как созданы воспитательные дома. Впервые документированным образом происходит совершенно нормальное для нашей эпохи аналитическое сопоставление и критический анализ того, как это сделано. Авторское решение обосновывается. Филарете создает проект тюрьмы, что имеет принципиальное значение. Это способ жизни и наказания. Он создает проект лицея. Вплоть до шеврона на рукаве у мальчиков и у девочек. И это - полный проект школы. Конечно, он втягивает знания других, но это огромный мир, в котором проектируется все через все.

Это мы проследили историю проектирования на основе архитектуры. Если же рассматривать его на мире вещей, то выделение и становление проектирования относят к эпохе промышленной революции (середина 18 в. - начало 19 в. в Британии). Промышленная революция характеризуется внедрением в процесс производства станков. До промышленной революции и появления массового индустриального производства все предметы окружающей среды делали ремесленники. Они придумывали и воплощали изделия сами от начала и до конца, совмещая тем самым несколько специальностей: художник, конструктор, мастер.

Развитие массового производства, его усложнение, внутреннее расчленение требовало участия различных специалистов, т.е. разделения труда. Один человек не мог обладать всеми знаниями и умениями для придумывания и воплощения изделия. Так происходит обособление проектирования как особого вида творческой поисковой деятельности, как деятельности организующей сложный расчлененный процесс производства и как деятельности связывающей этот процесс с потреблением. В свою очередь, в проектирование тоже происходит разделение труда.

Условия становления проектирования как самостоятельного вида деятельности:

- отказ от ремесленного изготовления продукции одним человеком (на глз и от руки);

- обращение к точным методам расчета проектируемых объектов, конструкций (ставшего возможным по мере развития математического естествознания);

- реорганизация кустарного и цехового хозяйства;

- развитие массового промышленного производства и строительства (здесь суть не в массовости как таковой, а в воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями).

Часто стандартизация массовой продукции оборачивается её полной усредненностью, снижающей экологическую и эстетическую ценность жизненной среды и угнетающе действующую на человека. В принципе, технология - не враг разнообразия и уникальности. Чем выше уровень технологического развития общества, тем больше у него возможностей индивидуализировать каждый элемент среды.

Начало обособления проектирования в этих условиях привело к тому, что проект стал пониматься как описание или изображение, полученное на основе научно-обоснованного конструирования и расчета и предназначенное для многократного технологического использования.

Выделяют следующие виды проектирования:

Художественно-образное проектирование - обобщенное художественное отражение действительности, выраженное в визуальной организации объекта (сочетания форм, цвета, света и тени, конфигурации, размеров и т.д.). Художественные образы создаются артистами, писателями, дизайнерами. С помощью художественных образов искусство в единстве содержания и чувственных форм передает идеи. Художественный образ обладает качеством обобщения действительности и выражение этого через демонстрацию существенных черт. Изображение или объект становится художественно-образным тогда, когда говорит больше, чем заложено в его внешних признаках. Образ включает две стороны: объективная сторона (образ является отражением действительности, определенных взглядов своего времени и общества); субъективная сторона (связанна с внутренним отношением автора и зрителя к объекту проектирования). Восприятие среды человеком зависит от его личных способностей, настроения, уровня образования, от воспитавших его культурных традиций. Критерии качества образного решения объекта дизайна: новизна, выразительность, доступность пониманию, органичность, убедительность, смысловая устойчивость. Художественная образность - чувственное предметное представление смыслов и идей, про изведения дизайнерского искусства, возникающее в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия (освоения) вещи. Выразительность формы усиливается за счет достижения художественной образности, предполагающей раскрытие глубинных смыслов.

Технологическое проектирование - отвечает требованиям технической целесообразности: эргономика, технологичность производства, производительность, экономичность, экологическая безопасность и т.д. Оно доминирует при проектировании объектов промышленного назначения - станков, специального оборудования, сельскохозяйственных орудий и т.п.

Функциональное проектирование - выполняет утилитарно-практические нужды проектирования объекта с учетом: особенностей его взаимодействия с человеком на различных уровнях социального функционирования объекта (производство, распределение, хранение, транспортировка, эксплуатация, ремонт, утилизация); условий внешней среды и ее качественных характеристик (географических, климатических, сезонных, региональных, демографических и пр.).

Морфологическое проектирование - (морфология - строение, структура формы изделия) проектирование, ориентированное на воплощение замысла дизайнера по созданию объектов дизайна в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления.

Все виды (аспекты) проектирования взаимосвязаны и находятся в зависимости друг от друга. Это не автономные процессы, а целостные, они выступают единым блоком. Их отличие основано на различных целях проектирования. Специфика дизайнерского проектирования весьма тесно определяется характером создаваемых объектов. На отдельных этапах тот или иной вид (аспект) может преобладать, но все они сводятся в общий дизайн-процесс (например, сосредоточив внимание на художественной стороне, дизайнер основывается на определенной функции изделия; образ и функция материализуются в морфологии, а последняя немыслима без материала и технологии). При проектировании многих объектов техники, рабочих мест, изделий культурно-бытового назначения должен соблюдаться комплексный учет всех требований. В учебном проектировании, в зависимости от поставленных задач, может преобладать только один из перечисленных видов проектирования.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!