не поворачиваться спиной к зрителям.



 

IV. Знакомство с новым материалом. (25 мин) Итак, прежде чем мы с вами будем «оживлять» наших кукол, давайте вспомним, без чего не может существовать кукольный театр? (декорации, реквизит)

- Декорации (слайд 3) – это принадлежности театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене: пейзажи, леса, перспективные виды улиц и т.д.

- Реквизит – это те вещи, которые мы используем на сцене. (слайд 4) Технику движения кукол вы тоже изучали, давайте вспомним. (дети отвечают)

Сегодня ваша кукла научиться читать, играть в бубен, поливать цветы, то есть вы научитесь применять не только реквизит, но и бутафорию (слайд 5) (бутафория – это вещи, которые сделаны специально для использования на сцене). Вот мы с вами узнали еще одно новое слово, как вы думаете, что к нему относится? (ответ детей) Правильно: это лейка, мяч, ведерко, книга и т.д.

Согласитесь, если кукла не будет использовать в этюдах и спектаклях цветы, грибы, мяч, воздушный шар, то нам будет неинтересно смотреть на нее. Так?

Занятие мы начнем, как всегда, с тренинга по сценической речи, сценическому движению, мастерству актера.

Итак, приступаем к тренингу «Комар».

Дыхательное упражнение. На вдохе руки поднимаются в стороны на уровне талии. На выдохе руки постепенно сводятся впереди и, когда заканчивается воздух, ладони убивают воображаемого комара, при этом издается звук з-з-з.

Следующий тренинг на отработку дикции. Читаем скороговорки. (слайд 6)

-Мама Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

-Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

-Мама Милу мылом мыла. Не жалела мама мыла. Мила мыло не любила.

-Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

-Сачок зацепился за сучок.

-По семеро в сани уселись сами.

-Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

-Шли шестнадцать мышей, нашли шесть грошей. А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

-У ежа ежата, у ужа — ужата.

Теперь тренинг на разминку рук. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе. (Затем левой рукой; обеими руками.)

Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

«Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

И последнее упражнение на актерское мастерство « Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

В начале года мы с вами большое внимание уделяли упражнениям по сценической речи, сценическому движению, танцу для того, чтобы вы чувствовали себя на сцене уверенно и свободно, чтобы вы и ваша кукла научились громко и четко говорить, красиво, ритмично двигаться.

Затем мы большое внимание уделяли мастерству актера, чтобы вы научились наблюдать, фантазировать, действовать в «предлагаемых обстоятельствах», для того, чтобы кукла «ожила» в ваших руках.

Теперь мы уделим больше внимания именно перчаточной кукле. Вы уже знаете особенности перчаточной куклы, технику ее движения.

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы…

(слайд 7) В чем же особенности перчаточной куклы? Чем она отличается от других кукол? (Ответ: Тростевая кукла управляется с помощью тростей. Марионетка управляется нитями. А перчаточная кукла одевается на руку актера как перчатка, она ближе к человеку, она более подвижна.)

(слайд 8) Каково основное положение перчаточной куклы? (То есть, как ее необходимо располагать на руке и держать?) (Ответ: Осанка куклы должна быть прямая (кукла не должна отклоняться в сторону). Голова куклы должна быть наклонена немного вниз, к зрителям (не нужно запрокидывать голову). Рост куклы определяется по коленям, она не должна «проваливаться» ниже ширмы. Чем дальше кукла от зрителей, тем выше ее нужно держать.)

(слайд 9) От чего зависит походка и голос куклы? (Ответ: От характера изображаемого героя, от его физических данных.)

(слайд 10) Какие есть особенности в движении кукол во время диалога? (Ответ: Кукла, которая говорит – двигается, а остальные находятся в более спокойном состоянии и своими движениями показывают, что они слушают говорящего.)

Теперь мы с вами проведем эксперимент. Распределитесь по сцене и представьте, что – в лесу, вокруг вас много цветов и грибов. Кто-то из вас будет собирать цветы. Кто-то грибы. Это упражнение на память физических действий.

(Упражнение выполняется под фонограмму звуков щебечущих птиц).

Так как перчаточная кукла срывает цветок (гриб двумя руками одновременно, то нам нужно еще научиться сводить и разводить руки.

Таким образом, нам необходимы три основных движения: 1) наклон головы; 2) наклон туловища; 3) сведение и разведение рук.

На этих трех главных движениях основана работа с бутафорией и реквизитом.

Возьмите, пожалуйста, куклы… сейчас мы их будем «оживлять».

Куклы на ваших руках безжизненно висят, не шевелятся.
давайте произнесем волшебные слова для оживления кукол:

Раз, два, три —
Кукла, о-жи-ви!
Раз-два-три-четыре-пять —
Кукла, оживай опять!
Кукла, оживай скорей
И повесели детей!
Если любишь ты детей,
Оживай скорей!

Дети прижимают кукол к груди и слушают, как они дышат, как стучат их сердца.

Наши куклы с вами ожили, теперь попробуем применить движения в упражнениях…

Пусть ваши куклы поздороваются друг с другом. (Упражнение выполняется всеми учащимися по цепочке).

А теперь представьте, что каждый из вас – участник спектакля, и вот наступает время выхода на поклон.

Изобразите, пожалуйста, выход вашей куклы на поклон. Обратите внимание на походку вашей куклы, на точность ее движений, на ритм музыки (упражнение выполняется в парах).

В начале занятия мы с вами делали упражнение «Комар». Пусть теперь ваши куклы сделают это упражнение, помогите им своим голосом.

Сейчас мы попробуем соединить все три упражнения в один небольшой этюд: ваша кукла увидела цветок, подошла к нему, наклонилась, взяла и унесла. (Этюд сначала показывает педагог).

Работа с бутафорией и реквизитом. Перчаточная кукла больше, чем другие виды кукол взаимодействует с предметами. Она может взять в руки предмет, поставить его, унести, передать другой кукле. В этом ей помогают ваши пальцы.

Сегодня вы научитесь применять в этюдах несколько разных предметов, но сначала нам нужно выявить особенности бутафории. Реквизита. Посмотрите на эти предметы…(Предлагается два разных предмета). Чем они отличаются? (В ходе беседы выявляются отличия). Таким образом, главные отличия следующие: 1) вес; 2) размер; 3) материал; 4) крепление.

Рассмотрите бутафорию и реквизит, с которыми вы сегодня будете работать…

Правила применения бутафории и реквизита:

  1. использование своей свободной руки для фиксации предмета;
  2. привлечение помощников для фиксации предмета;
  3. расположение бутафории на светлой поверхности на расстоянии 1 метра от ширмы;
  4. после использования бутафории и реквизита, возвращение их на исходное место;

хранение бутафории и реквизита в коробках, шкафах.

Попробуем использовать полученные знания в этюдах. Всего получится 3 этюда, поэтому я прошу вас взять по этюду. (Определяется набор реквизита и бутафории для каждого этюда: 1 набор -метелка, корзина, фантики; 2 набор -грибы, шишки, морковь, капуста; 3 набор - книги, бубен, воздушный шар; 4 набор - лейка, цветы, дерево.)

Распределитесь по группам и приступайте к работе. Время на подготовку этюда: 5-7 минут. Вы всегда можете обратиться ко мне за помощью. (Этюды готовятся, показываются, анализируются учащимися и педагогом).

V. Рефлексия. (6 мин) Наше занятие завершается. Давайте вспомним еще раз наше занятие с помощью «Рефлексивного экрана». (слайд 11, 12)

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

· сегодня я узнал…

· было интересно…

· было трудно…

· я выполнял задания…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я приобрел…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

· меня удивило…

· мне захотелось…

 

VI. Итог занятия. (1 мин)

Педагог надевает на руку перчаточную куклу:

Какое новое слово вы сегодня узнали?

Сегодня вы попробовали применять в этюдах с перчаточной куклой бутафорию и реквизит.

Перед выполнением этюдов вы узнали особенности применения бутафории и реквизита, правила обращение с ними.

Мы с вами выявили движения, без которых ваша кукла не смогла бы ни цветок полить, ни морковку съесть. Ни книгу почитать.

Если вы хотите, чтобы ваша кукла умела читать, играть, кушать, то я вам советую выполнять изученные движения не только на занятиях. Но и дома.

На последующих занятиях вы научитесь более сложным приемам работы с бутафорией и реквизитом, например, ваши куклы будут играть с мячом, развешивать сушиться белье, покрывать стол скатертью и т.д.

 

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!