Личная ответственность христианина



К занятию по теме: Ответственность христианина. компромиссы.

«Постарайся исправить жизнь свою, так как неверующий спросит тебя: «Откуда мне знать, что Бог заповедал возможное? Вот ты, будучи христианином по самому рождению и воспитанию ничего такого не исполняешь» Что ты скажешь на это? Без сомнения, станешь отвечать: — «я укажу тебе на других, которые исполняют» Но не стыдно ли тебе признавая себя христианином, отсылать к другим, как будто ты не можешь доказать того, что и сам совершаешь дела христианские? Неверующий тотчас возразит тебе: — «Зачем мне ходить по горам и пустыням (в поисках праведников)? Значит невозможно быть добродетельным, не живя в горах?» Это может быть большим обвинением христианской жизни, для осуществления которой не обязательно оставлять города и бежать в пустыни»

Иоанн Златоуст

Личная ответственность христианина

 

Большинству людей кажется, что окружающий мир независим от них самих, что все в нем происходит как бы самостоятельно и человек ни на что не может повлиять, ничего не способен изменить. Такова логика безответственности.

«Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4:13), — говорит Апостол Павел. Решимость и мужество в изменении себя, изменении мира на христианских началах — одна из задач христианина, как человека обладающего ответственностью.

Непостоянство — коварная западня и причина многих проблем в духовной жизни. «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его: но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь... тотчас соблазняется» (Мф. 13, 20-21).

Непостоянство обрекает человека на мелочность, серость и убожество. Непостоянство превращает людей в капризных, вздорных и соблазняющихся христиан. Непостоянство лишает человека твердой веры и глубокого основания. Непостоянные люди не имеют духовного стержня.

K этой категории относятся, как правило, люди настроения, те, «кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его». Они такие восторженные, с горящими глазами, неистово молятся, кладут поклоны и читают длинные акафисты, но через пару лет превращаются в угасшую горсть пепла. Вчера горели, сегодня сгорели, завтра соблазнились и остыли.

«Тотчас с радостью принимают» и «тотчас безнадежно соблазняются» — это их характерная черта. Вначале они клянутся в верности, готовы жить по вере, но позже они так же искренно отрекаются, разочаровываются: то ли в Церкви, то ли в Боге, то ли в батюшках, то ли в самих себе. Им трудно уживаться с людьми. Неуравновешенный и вздорный характер превращает их в вечных скитальцев, неутомимых искателей истины и поборников прав человека.

Человек постоянный, человек ответственный «будет как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет: и во всем, что он ни делает успеет» (Пс. 1:3).

На постоянного, ответственного человека можно положиться, он не подведет, не соблазнится, не уйдет. Он знает свое место, он подобен дереву, посаженному в Церкви, однажды и на всю жизнь. Деревья никогда не переходят из одного сада в другой.

Непостоянство лишает человека корней, а значит и плода. Взгляды и предпочтения непостоянного человека меняются от каждой прочитанной книги, от каждой просмотренного фильма, от каждого дуновения ветерка. Непостоянство — образ жизни безответственных людей. Постоянство гарантирует человеку естественный рост, зрелость и совершенство. Непостоянство же становится причиной вырождения и духовной деградации человека. Непостоянство порождает в жизни неустроенность, хаос и ожесточенность Непостоянство — причина некрепкой, безответственной веры, основанной на песке.

Особенно страшна безответственность в вопросах веры.

Священное Писание говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

В творениях святых отцов в отдельную добродетель ответственность не выделена, хотя сам термин встречается нередко. Например, св. Иоанн Златоуст полемизирует:

«Но скажет кто-нибудь, не одно и тo же — погрешит ли мирянин, или навсегда посвятивший себя Богу; так как не с одной высоты падают оба они, то и раны у них не одинаковы. Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем он и подлежат одинаковой ответственности. Так, гневающийся на брата своего напрасно, будет ли он мирянин или монах, одинаково оскорбляет Бога, и взирающий на женщину с вожделением, будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние» (Мф. 5, 22:28).

В другом месте тот же святитель призывает: «Будем же, возлюбленные, избегать злословия, зная, что это — настоящая пропасть дьявола и западня, устроенная его коварством. Дьявол довел нас до этой привычки для того, чтобы мы не заботились о самих себе и подвергли себя тягчайшей ответственности».

Св. Григорий Богослов употребляет термин «ответственность» в следующем контексте: «Ибо и в Божественных и в человеческих делах равно не подлежит осуждению, кто чего-нибудь не мог, но подвергается ответственности. кто не хотел».

Св. Григорий Двоеслов пишет. «Чтение Св. Евангелия увещевает нас, возлюбленнейшая братия, внимательно размыслить, дабы нам, получившим в этом мире нечто более других от Создателя мира, не подвергнуться за то тягчайшему осуждению. Ибо когда умножаются дары, тогда и ответственность за дары также возрастает»

Осознанием ответственности проникнуты и многие святоотеческие труды. К примеру, известная фраза св. Игнатия Брянчанинова «Произволяющий способен» тоже относится к принятию ответственности. Осовремененно эта фраза звучит так: «Кто хочет, тот и сможет». Или по-другому: «Или ты веришь в то, что, с Божьей помощью, сможешь, или ты не можешь ничего».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только захочет этого всем своим существом. Все мы знаем ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет святых людей, нет подвижников?» — «Потому что нет сейчас решимости». Все мы призваны к святости, все мы призваны к совершенству.

В Евангелии Господь говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48 ). «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45).

Бог не ставит перед людьми недостижимых целей. И если мы еще так далеки от совершенства, если в нашей жизни еще нет реальных духовных плодов, если мы еще не встали на этот путь, то только потому, что никто из нас всерьез к этому и не стремился. Мы все время отодвигаем святость куда-то далеко, мы говорим, что святые жили когда-то или живут где-то, но в нашей жизни их нет. Этим убеждением мы сами себе ставим камень преткновения на нашем пути к святости. Ни один человек сам по себе святым стать не может; святым человека делает только Бог. Но человек должен захотеть этого всем своим существом.. И тогда все будет возможно. И мы сами будем помнить и жить по упомянутым ранее словам Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4:13).

Безответственностью можно считать и то, что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного креста. Для всех людей столетия назад было совершенно очевидно, что само принятие креста Христова и следование по жизни за Христом — ответственный шаг, который делается раз и навсегда. Взять свой крест означает не только однажды принять решение следовать за Господом, но и каждый день, каждое утро с пробуждением брать свой крест и идти за Ним.

Добровольный отказ от взятого креста, от возложенного Богом служения — есть измена сердечным отношениям с Богом. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).

Ни в таинстве брака, ни в таинстве крещении, ни в принятии монашеского пострига, ни в таинстве священства хода назад, «канонического» оправдания сбрасывания ответственности, взятой перед Богом, не предусмотрено.

Человека невозможно развенчать, раскрестить, или освободить от монашеских обетов или благодати пастырского служения. Все эти ответственные шаги совершаются перед лицом Божиим, а «Богу невозможно солгать» (Евр. 6:18). «Никакое время так не удобно для дьявола, как то, когда мы беспечны, поэтому мы должны непрестанно бодрствовать», — учит св. Иоанн Златоуст.

Так будем же и мы, христиане, жить со словами Господа нашего Иисуса Христа: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк.21:36).

Александр Соколовский (статья на сайте http://www.blagobor.by/article/vera/otvet)

__________________________________


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!