Нравственная культура и этические принципы общения.

Основные понятия:

Нравственная культура – совокупность выработанных и проверенных опытом способов отношения людей между собой и к самим себе.

Альтруизм – это бескорыстие, действия, направленные на достижение общего блага, удовлетворение интересов других людей.

Филантропия (человеколюбие) – благотворительность, помощь нуждающимся.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям.

Эгоцентризм – отношение человека к себе как к безусловной ценности, а к другим людям – как к средству для достижения собственных целей.

Нравственная культура Этот вид культуры является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и правил поведения.

Нравственная культура есть практическое воплощение морали — особой формы общественного сознания, регулирующей отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

Нравственные (моральные) нормы — это правила поведения, нарушение которых, по мнению общества (группы), несет зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, не убей, не укради.

Нравственные (моральные) принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

Нравственные (моральные) идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа — учителя справедливости и великомученика.

Высшие нравственные (моральные) ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

Нравственная культура, основанная на морали как форме общественного сознания, реализует себя в идеях, чувствах и поступках. Мораль функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения.

Нравственная культура — явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем принятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). В современном обществе моральные ценности часто выглядят как сотворенные самим человеком, без участия в этом других, т.е. они имеют характер индивидуального выбора. Однако и в первом, и втором случае в системе нравственных идеалов и норм есть устойчивое ядро, которое состоит из общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований и отдельной личности. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.

Такие качества, как неконфликтность и умение прощать, способность сопереживать, понимать и принимать различия во мнениях и взглядах, в поведении и целях очень важны людей. Все они составляют нравственную культуру личности.

Говоря строгим научным языком, нравственная культура человека – это освоение им общественного морального опыта и проявление важных моральных принципов в собственном поведении и общении. Если сказать проще – нравственная культура проявляется в том, что человек контролирует себя и свои эмоции в любых ситуациях и его поступки не нарушают прав других людей. Он признает и уважает их право быть разными, отличаться друг от друга и не соответствовать ожиданиям. Он приятен окружающим, оставаясь собой, без лести и притворства.

По содержанию нравственная культура- это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Нравственная культура- это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование "золотому правилу нравственности", правилам этикетов.

Вежливость, чувство такта и меры, доброжелательность и при этом еще непринужденность поведения и сохранение своей натуры – вот настоящая нравственная культура личности. И мало знать общепринятые правила и этикет, здесь еще нужны интуиция и здравый смысл, которые подскажут, как вернее поступить в том или ином случае, сохранив свое достоинство и культуру поведения.

Особенно это необходимо в ситуации конфликта, ведь в разногласиях и спорах, в общении как раз и проявляется нравственная культура человека или наоборот, ее отсутствие. Часто многие из нас ведут себя несдержанно и грубо, делают обидные замечания и лезут не в свое дело, поступают бестактно по отношению к другим людям. Не хватает самообладания и той самой культуры – а она обязательно предполагает, что поведение должно быть осознанным.

 

 

Культура общения основывается на универсальных и этических принципах.

Универсальные:

- непреходящи, исторически неизменные и являются общими для всей системы духовных отношений;

- определяют содержание общения;

- проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика, моральных нормах);

- выражают интересы различных социальных групп;

- могут быть различными (или противоположными) по значимости.

Этические:

- добродетельность (общение с людьми с позиции добра);

- эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

- утилитаризм («потребительское общение);

- альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека).

Этика общения - это совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения. Этика общения представляет собой сферу этического знания как нормативного, так и теоретического характера, в ней аккумулировался человеческий опыт в области морали общения. Этика общения включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.

Этика общения призвана не только концептуально исследовать процессы общения, но и учить общению, воздействовать на реальные процессы общения посредством создания новых нормативных конструкций. Этика общения призвана выполнять множество функций, среди которых можно выделить синтезирующую (этика общения синтезирует моральный опыт в сфере общения) и императивно-формирующую (обосновывает выбор гуманистических норм морали и убеждает в необходимости следования им). Этика и мораль учат должному, этика общения учит тому, как должно общаться, и как не должно общаться. Известно, что Аристотель утверждал: «цель этики не знания, а поступки, и этику человек изучает для того, чтобы стать добродетельным». Если продолжить эту идею, то, наверное, можно было бы отметить, что цель этики - это создание этики общения и повышение культуры общения.

Правила этики направлены прежде всего на предупреждение этических ошибок, то есть того, что недопустимо в общении. Так, согласно сложившейся веками традиции, в любом обществе считаются неприемлемыми притворство, обман, неискренность, грубость, озлобленность, зависть и т. п. Важно помнить, что несоблюдение этических норм может обидеть собеседника, уязвить его самолюбие, а это вызывает чувство неудовлетворенности и у самого говорящего, поскольку нравственный человек всегда (даже в случае невольного нарушения норм) чувствует себя неловко и даже может испытывать угрызения совести.

Таким образом, именно этика определяет мотивы, цели речи, средства ее реализации, оценку результата речи и пр. И в своих отношениях с людьми и в совершаемых нами поступках мы должны руководствоваться общим этическим принципом: Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой.

Основными этическими принципами общения считают:

· самоуважение и проявление уважения к собеседникам;

· терпимость и социальную справедливость;

· гуманизацию и демократизацию отношений;

· непредвзятое отношение к партнерам;

· признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;

· честность;

· понимание интересов собеседников.

Принцип общения Сущность понятия
Принцип вежливости* Основной этический принцип, который предписывает уважительное отношение к адресату и к самому себе; предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета
Принцип кооперации Требует установки на эффективное сотрудничество, для чего каждый из его участников должен внести свой вклад
Принцип паритетности Предполагает равенство участников речевого взаимодействия и исключает доминирование одного из них. Даже при различии в социальном статусе, поле, возрасте и т. д. участники речевого взаимодействия должны взаимно уважать друг друга
Принцип правдивости Требует неискаженной и, по возможности, полной информации по тому или иному вопросу
Принцип понятности Требует, чтобы адресат не прилагал излишних усилий для восприятия, понимания и интерпретации** речи
Принцип последова-тельности Предполагает развитие диалога по принципу «реплика-стимул» → ответная реплика. На вопрос, например, следует отвечать ответом, а не встречным вопросом. Ответная реплика на приветствие, благодарность, комплимент и т. д. также является обязательной

Овладеть культурой общения - это значит ориентироваться на высокие нравственные ценности, овладеть высокой психологической и нравственной культурой, освоить «технику» общения: если какое-либо из этих «звеньев» отсутствует, то такое общение нельзя считать культурным.

Этика общения отражает уровень нравственной культуры личности. Культура общения предполагает благородные цели общения, культуру понимания, сопереживания, ответственное отношение к своим словам и поступкам, она проявляется в деликатности, в чувстве такта, в умении «не замечать» человеческих слабостей и недостатков того, с кем общаешься, а, наоборот, увидеть в нем такие достоинства, которыми можно действительно искренне восхищаться и не бояться при этом ущемить свое достоинство и т.д.Этика общения является, можно сказать, ядром, сущностью культуры общения, связаны они самым тесным образом и в самых разносторонних аспектах.

1) Все средства, формы, нормы, способы, правила общения должны выражать безусловное уважение достоинства партнера по общению в целом. По отношению к незнакомому партнеру (кто бы он ни был по всем своим антропологическим характеристикам) должен соблюдаться принцип «презумпции порядочности», который заключается в том, что каждого партнера по общению изначально нужно считать порядочным человеком и соответствующим образом к нему относится, а также с учетом этого принципа строить свою «технику общения». Это должно выражаться, в частности, в знаках вежливости, внимания, доверия, благородства, справедливости, равенства.

2) Постоянно, даже в «технических» мелочах, требуется проявление (конечно, в зависимости от ситуации) максимума милосердия, сочувствия, сострадания, заботы, внимания, готовности помочь и стремления к установлению взаимопонимания. Отношение к «другому» по возможности должно характеризоваться максимальным сочувствием, так как человек в общении, как правило, ждет не критики, не советов, а именно сочувствия, которое может проявляться в отзывчивости, в эмпатии, в умении тактично выслушать другого и т.п.

3) В нравственном общении человек должен постоянно чувствовать надежду на то, что партнером движет стремление к пониманию и доверию, которое, однако, не дает ему права на то, чтобы «без спросу лезть в душу», обвинять или оправдывать. Тем более не следует выражать открытого пренебрежения, неприятия своего партнера, нежелания его понять.

4) Гуманистическое, нравственное общение (то есть общение, которое ориентируется на высокие нравственные нормы и ценности) как наиболее совершенный уровень общения отличается ориентацией на полное добровольное взаимоуважение права на неприкосновенность достоинства, доверие, равенство и справедливость.

5) Нравственное общение стремиться к открытости между партнерами; это означает, что в общении каждый партнер должен быть уверен в надежности «другого», в том, что тот будет хранить чужие тайны еще лучше, чем свои личные. Без этого в общении не может быть ни доверия, ни открытости в отношениях.

6) «Этика общения» предполагает максимально толерантное отношение к «непонятным» особенностям характера «другого», даже в том случае, если эти особенности совершенно неприемлемы для собственных вкусов, принципов и представлений. Это может проявляться, в частности, в избегании категоричных суждений, резко отрицательных оценок и т.п. Наоборот, желательно акцентировать внимание на тех качествах характера, на тех поступках, на тех характеристиках общения, которые особенно импонируют.

7) Обращение к партнеру, как в рамках этикета, так и в нерегламентированном общении, должно быть обязательно по имени; даже в его отсутствии, и даже, если он не вызывает особых симпатий, называть его не личным местоимением «он», а по имени (если требуется, то и по имени-отчеству). Запомнить имя человека - это значить проявить к нему определенное реальное уважение, поэтому нужно помнить имя ближнего своего как свое собственное.

8) Критика, как и лекарство, должна быть вовремя и в меру. Д. Карнеги призывает не критиковать вообще, но в реальном общении полностью отказаться от критики могут, может быть, только единицы, поэтому совершенная «техника общения» предполагает и культуру критики. Она выражается, в частности, в том, что критиковать в присутствии третьих лиц совершенно нежелательно, а в некоторых случаях категорически недопустимо (например, критиковать одежду женщины за общим праздничным столом). Нужно избегать критических поучений и моралистических назиданий. Критикуя партнера один на один, нужно высказывать свои предложения, замечания, советы, которые носили бы конструктивный характер. Важно задавать меньше навязчивых, откровенно «копающих» вопросов. Нужно проявлять минимум категоричности в формах суждений (лучше, пусть они будет определенными по содержанию) и стараться не давать необоснованных «общеутверждающих» или «общеотрицательных» суждений по поводу частных событий и единичных поступков.

9) Уважение человека не должно оставаться в рамках абстрактных установок: оно проявляется в уважении его друзей, его выбора, его идей, планов, прав, мнений, качеств, достоинств, даже планов, одежды и т.п. Для установления доброжелательного общения, нужно найти в партнере то, что искренне можно ценить высоко, а к тому, что не может вызвать искреннего восхищения, нужно относится толерантно и, по крайней мере, не глумится над тем, что дорого другому человеку.

10) Нужно стараться как можно меньше беспокоить окружающих своими проблемами, своим присутствием, своим общением, но, в то же время, нужно проявлять больше деликатного внимания к делам и заботам «другого», партнера, так как это является одной из форм его признания и уважения.

 

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!