Сравнительный анализ религий античности, востока и средневековья



Средневековое духовенство было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители разных уровней общества - и социальных «низов», и аристократических семейств. В соответствии с решающей ролью христианства духовенство во многом регламентировало культуру - и идеологически, и практически: на уровне, скажем, канонизации художественного творчества. Вместе с тем нужно отметить и самостоятельную ценность культуры духовенства - ряд ее явлений имел исключительную ценность как для средневековой культуры Европы, так и для судеб европейской и мировой культуры в целом. В первую очередь речь идет о деятельности монастырей, сохранявших и воспроизводивших многие культурные ценности.

Говоря о средневековой церкви, нельзя не упомянуть раскол христианства на западное и восточное направления, или католицизм и православие. Достаточно автономное развитие христианства в Западной Европе и на востоке - в Византии - определило обрядовые и догматические расхождения, приведшие к

Тем не менее, практически на всем протяжении периода средневековья именно христианство определяло специфику знания и форм его существования, обусловливало цели и методы познания. Средневековое знание не было систематизировано. Теология или богословие в соответствии с общим характером средневековой христианской культуры было знанием центральным и универсальным. По существу теология вмещала в себя и прочие области знания, которые периодически выходили за ее рамки и возвращались в них. Так, достаточно сложные взаимоотношения существовали между теологией и философией. С одной стороны, целью и задачами средневековой философии было постижение божественного и осмысление христианских догматов, с другой стороны - достаточно часто философские рассуждения вели к переосмыслению традиционного для католической церкви взгляду на мир.

В рамках схоластики возникает интерес к античному наследию. На латинский язык начинают переводиться малоизвестные или не известные вовсе сочинения, например, труды Аристотеля, сыгравшие важную роль в средневековой религиозной философии, работы Птолемея, Гиппократа, Евклида. В ряде случаев идеи античных авторов были усвоены и переведены с арабских рукописей, сохранивших и переработавших античное наследие. Можно считать, что в определенном смысле интерес средневековья к античным авторам подготовил движение гуманизма, ставшее основой культуры Возрождения.

Религия арабо-мусульманского Востока

Арабо-мусульманский средневековый мир - это результат распространения ислама, мусульманских завоеваний и создания арабского халифата.

Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно считать то, что в нем не сложилось института церкви как посредника между земным и божественным миром. Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы.

Несмотря на то что духовную культуру, как и культуру в целом, определял ислам, можно обнаружить явления, восходящие еще к античным традициям. В частности, в философии средневекового Востока можно усмотреть развитие некоторых идей и принципов античной философии.

Тем не менее проявились в мусульманской средневековой художественной культуре и особенные черты. В первую очередь это большая роль личностного и авторского начала в творчестве. Свойственная исламу неразделенность духовного и светского, земного и божественного приводила к тому, что средневековое мусульманское искусство в большей степени, чем христианское, обращало внимание на «земные» проблемы человека, затрагивала, бытовые и повседневные темы и сюжеты.

Религия античности

Каждый полис приобретает своего покровителя среди богов-олимпийцев. Так, в Афинах это Афина, в Коринфе — Посейдон, в Дельфах — Аполлон. Жизнь богов-олимпийцев мыслится греками классического периода на полисный манер: боги занимались ремеслами, вели активную общественную жизнь, справляли праздники и развлекались.

Характерно, что в древнегреческой религии не существовало религиозных догматов, установленных жрецами молитв, не была разработана религиозно-мировоззренческая теория. Теорией мировоззрения занимались, как выше было сказано, философы.

Несложным был и религиозный культ. Поэтому как выражение гражданской роли религии религиозные обряды и церемонии исполняли не жрецы, а выбранные по жребию должностные лица.

В соответствии с этим сословие жрецов в античности не представляло собой сколько-нибудь значительной социальной силы. Гораздо большим влиянием пользовались прорицатели.

Религиозные обряды сводились по сути к общеполисным праздникам. Они начинались жертвоприношениями и продолжались совместным съедением жертвенного материала. Эта общеполисная трапеза имела целью усилить сознание единства коллектива граждан. Выполнение религией ее социальной роли усиливалось за счет художественного оформления религиозных обрядов и церемоний.

11. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЁ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Основные черты:

1. гуманистическое мировоззрение, идеалом являлась всесторонне развитая человеческая личность, человек, а не бог, стал в центре идеологии гуманистов. Человек рассматривался как творец, почти равный богу, а сфера его творчества - земля, мир культуры. Критиковалось феодальное мировоззрение с его аскетизмом, суевериями, отстраненностью от мира и другими чертами. Для личности Возрождения присущи такие качества: жизнерадостный оптимизм; представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума; «героический энтузиазм»; гармоничность и цельность гуманистического мироощущения; возвышенные чувства; стремление к подвигам; превознесение женщины, культ любви, страсти;

2. светская направленность;

3. обращенность к античному духовному наследию;

4. гедонизм: полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь рассматривалась в демократической среде, как единственно достойная человека;

5. индивидуализм, который противоположен феодальному корпоративному мировоззрению, согласно которому человек утверждал свое существование тем, что он был членом какой-либо корпорации: общины в деревне, цеха и гильдии в городе или принадлежал к феодальной иерархии. Xотя в дальнейшем выявились отрицательные стороны индивидуализма: успех любой ценой, погоня за наслаждениями в ущерб другим, эгоцентризм;

6. городской характер;

7. начало перехода к рационализму, как доминирующей мировоззренческой установке.

Периодизация:

1. Период – Проторенессанс или треченто (со второй половины 13ого - 14 век.)

2. Период – Раннее возрождение или кватроченто (15 век.)

3. Период – Высокое возрождение (вторая половина 15ого - 16век.)

Эпоха возрождения развивается неравномерно в разных странах. Начинается возрождение в Италии, где важнейшим центром является Флоренция (главный город провинции Тоскана). Важную роль в развитии Флоренции сыграл аристократический род Медичи, многие представители которого были покровителями искусств и художников,и не жалели денег для украшения родного города!

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!