Декамерон (1348 -1351) – образец ренессансной новеллистики



 

По мотивам Пуришева, лекций и семинаров:

"Табель об эстетических рангах теряет значение". Земная жизнь интересна именно стихийностью, абсолютно все заслуживает внимания, во всем открывается нечто удивительное. Новелла - рассказ о чем-то новом. Эпоха Возрождения весь свой динамизм как нельзя лучше выражает в этом жанре, соответствовавшем ее духовным потребностям.

В "Декамероне" точно фиксируются место и время: в прологе перед нами подлинная Флоренция XIV века, с ее социальным укладом, людьми, страшными событиями, связанными с эпидемией чумы 1348 г. и атмосферой ужаса и отчаяния, когда кладбища были переполнены, трупы сотнями сваливали в ямы "словно тюки с товаром в корабельном трюме", родственные и дружеские чувства, благородство и честь часто забывались ради сохранения своей жизни любой ценой: "один горожанин избегал другого, что сосед почти не заботился о соседе,

родственники посещали друг друга редко, или никогда, или виделись издали: бедствие воспитало в сердцах мужчин и женщин такой ужас, что брат покидал брата, дядя племянника, сестра брата и нередко жена мужа; более того и невероятнее: отцы и матери избегали навещать своих детей и ходить за ними,как будто то были не их дети" Он описывал и симптомы чумы, смело и без прикрас, тем самым несколько даже предвещая реалистическую традицию в литературе, ведь до Боккаччо никто не писал так смело нарушая все принципы литературного этикета.

Этому миру нравственного упадка противопоставляется почти утопическая картина общества из 7 (Пампинея, Фьяметта, Филомена, Емилия, Лауретта, Нефила, Елиза) девушек и 3 молодых людей (Памфило, Филострато, Дионео), благонравными и рассудительными, наделенными даром красноречия, встретившимися в храме Санта Мария Новелла (мотив судьбы, характерный для Античности). Они решают удалиться от города. Каждый день они выбирают короля и королеву и рассказывают новеллы на заданную правителе тему. Такая рамка - новое в новеллистике. До Боккаччо тоже появлялись сборники развлекательных и назидательных новелл, но лишь "Декамерон" отличается такой стройностью и продуманностью.

В этой книге уже нет места ангелам и демонам средневекового толка, самый мощный голос, слышимый у Боккаччо, - голос природы. Автор верит в человека и любуется им, его хитростью, его умением любить и жертвовать собой. Главным образом поэтому "Декамерон" осмысливается как произведение всецело возрожденческое.

Теснее всего связана со Средними веками первая же речь рассказчика Панфило: "Всякое дело, милейшие дамы, - говорит Панфило, - какое только ни замыслит человек, должно совершаться во имя того, кто положил начало всему сущему, имя же его чудотворно и свято. Вот почему и я, раз уж мне выпал жребий открыть наши собеседования, намерен поведать вам одно из его поразительных деяний, дабы мы, услышав о таковом, положились на него, как на нечто незыблемое, и вечно славили его имя". Однако сама новелла о нотариусе Чепарелло, обрамленная столь благочестиво, поначалу кажется насмешкой над верой. Лжесвидетель, убийца, вор, богохульник, пьяница - всех грехов и не перечислить - после смерти канонизирован благодаря лжи на исповеди, его тело не тлеет, случаются чудеса. Но не стоит спешить с выводами и считать, что Боккаччо развенчал средневековый культ чудотворцев, истолкование может быть и таким, что по божественной мудрости и милости вера людей поддерживается, несмотря на то, что человек ошибается (идея Фейгиной, семинар).

Впрочем, чуть ли не половина новелл содержит антиклерикальные мотивы. Монахи на выдумки горазды: один учит девицу, как загнать дьявола в ад (третья новелла первого дня), другой посещает самовлюбленную венецианку в обличье архангела Михаила… Но всему этому вторит известная новелла о купце-еврее Абраме, которого его друг-итальянец уговаривал принять католическую веру. Поддавшись на уговоры, Абрам поехал в Рим посмотреть на Папу и его двор. Увидев полный разврат, алчность и отсутствие всякой совести и Божьего страха, он возвращается обратно и внезапно решает так: "Сколько я понимаю, ваш владыка, а глядя на него, и все прочие стремятся свести на нет и стереть с лица земли веру христианскую, и делают это они необычайно старательно, необычайно хитроумно и необычайно искусно, меж тем как им надлежит быть оплотом и опорой. А выходит-то не по-ихнему: ваша вера все шире распространяется и все ярче и призывнее сияет, - вот почему для меня не подлежит сомнению, что оплотом ее и опорой является дух святой, ибо эта вера истиннее и святее всякой другой. Я долго и упорно не желал стать христианином и противился твоим увещеваниям, а теперь я прямо говорю, что непременно стану христианином. Идем же в церковь, и там ты, как велит обряд святой вашей веры, меня окрестишь". Мне кажется, это очень важная новелла именно чтобы не впасть в крайность и не начать рассказывать про то, как Боккаччо издевается над христианством. Догматика его не привлекала в принципе, его задачей было показать истинную жизнь во всех красках и проявлениях. Те же клирики не трактуются однозначно негативно, в них много симпатичного и самому автору.

Все-таки главная тема "Декамерона" - земная любовь. Именно Возрождение открывает ее в литературе по-настоящему. Рыцарские романы воспевали "высокую" куртуазную любовь, в то время как более демократические фаблио, шванки и новеллы касались преимущественно любви "низкой", чувственной, лишенной аристократических "придворных" черт. Для Боккаччо любовь едина. Поэтому у рассказчиков и рассказчиц "Декамерона" единый репертуар, включающий как самые откровенные чувственные анекдоты, так и повести о самоотверженной аристократической любви. Здесь нет грубого "низа" и изысканного "верха". Это все неиссякающий поток жизни, сверкающий разными красками.

Это не только буйство плоти, как может показаться при поверхностном взгляде на некоторые новеллы, но и сила, преобразующая человека. Известнейшая новелла (пятый день, первая) о Чимоне, который был грубым, ленивым и откровенно тупым, отчего казался больше животным, чем человеком. Лишь любовь к девушке сделала его сильным, смелым, умным и образованным человекам. Объяснялось это тем, что злой рок все его совершенства заточил к крохотном уголке сердца, но Амур сильнее судьбы (интересно в сопоставлении с Античными идеями).

У любви есть и свои подвижники: вспомним новеллу о соколе. Федериго дельи Альбериги разоряется ради своей неприступной избранницы, и у него остается только любимый сокол, которого он за неимением чего-либо еще подает на обед пришедшей к нему в гости даме его сердца. Узнав о самоотверженном поступке, дама по-другому начинает смотреть на Альбериги. Вскоре она выходит за него замуж, и он опять становится богатым человеком. Любовь простой девушки Гризельды (известный еще и у Чоссера сюжет) поистине бесконечна, она помогла пройти ей жестокие испытания, придуманные мужем. Петрарка был настолько восхищен этой новеллой, что перевел ее на латинский язык.

Есть у Боккаччо и истории о любви несчастной. Весь четвертый день проникнут трагизмом. Здесь Амур не побеждает рок, но для героев "Декамерона" без любви нет жизни, поэтому чаще всего за смертью одного следует гибель другого. Среди причин трагического конца сословное и имущественное неравенство (первая новелла четвертого дня, история о Гисмонде и Гвискардо, который был простым слугой, чего не вынес отец девушки, он убил возлюбленного дочери). Боккаччо считает, что человеческие достоинства должны значить куда больше, чем положение в обществе.

В Средние века в рыцарских романах высоко ценилась физическая сила. В "Декамероне" на первый план выходят ловкость, изобретательность, сила ума, энергия. Сама Фортуна (божественного провидения у Боккаччо почти нет) - чистая энергия, не позволяющая миру застыть в статичности. Жизнь бьет ключом (новеллы второго дня о людях, которые подверглись различным испытаниям, но в конце были счастливы).

Конечно, в многоцветной панораме жизни немалую роль играет благоприятный или неблагоприятный случай. Но в самые яркие краски жизнь окрашивается тогда, когда воля человека, его находчивость и ум одерживают верх над обстоятельствами. В новелле о Джилетте из Нарбоны героиня ее, дочь врача, добивается того, что король выдает ее замуж за любимого ею графа Бельтрана. И хотя граф не желает быть мужем простолюдинки, умная и находчивая Джилетта умело добивается своей цели. Эта новелла, которую У. Шекспир положил в основу комедии "Конец - делу венец", входит в состав новелл третьего дня, повествующих "о том, как люди благодаря хитроумию своему добивались того, о чем они страстно мечтали, или же вновь обретали утраченное".

Хитроумие ради забавы - это новеллы о художниках Бруно и Буффальмако (появляются в новеллах восьмого и девятого дня) и их легковерном товарище Каландрино, который то ищет камни, делающие человека невидимым, то уверяется в том, что беременен, то верит, что крадет свинью сам у себя, то пользуется якобы "магическим талисманом", чтобы добиться успеха в любовной интрижке...

В известной степени новеллы Боккаччо театрализованы: возникают переодевания, узнавания, резкие сюжетные повороты. Новеллы о Бруно и Буффальмако в принципе своего рода мирской театр. Тот же Чеппарелло становится искусным актером перед смертью.

Любопытно, что вышеупомянутые художники Бруно и Буффальмакко - вполне реальные люди. О них сообщает Дж. Вазари в своих "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Еще одному художнику отведено место в "Декамероне" - Джотто, крупнейшему мастеру Проторенессанса. В Джотто Боккаччо видел не только достойного собрата, но и союзника по искусству поднимавшегося Возрождения. Со страниц "Декамерона" на читателя глядела живая Италия, многоликая и многоцветная. В средневековых рыцарских романах ареной событий обычно являлись суровые феодальные замки и дремучие леса, в новеллах Боккаччо им на смену пришли города и проезжие дороги. Из городов Боккаччо особенно охотно рисует Флоренцию и Неаполь. Они ему хорошо известны, с ними связано многое в его жизни. Например, в новелле о похождениях Андреуччо (второй день, 5) мы ясно видим Неаполь с его рыночной площадью, где барышники торгуют лошадьми, с его злачными местами, где куртизанки обирают легковерных приезжих, с гостиницами, с Каталонской улицей, идущей прямо к морю, с дозорными, ночью охраняющими город…

 

Копипаста из статьи Пуришева:

Флоренция для Боккаччо - не только большой процветающий город, но и очаг высокой культуры. Наряду с Джотто в "Декамероне" появляется Гвидо Кавальканти, выдающийся поэт и мыслитель, друг Данте, умерший а 1300 г. Появление Кавальканти позволяет Боккаччо вспомнить о старой Флоренции и ее топографии. Склонный к уединению, Кавальканти, решив посетить кладбище, "вышел... с Орто Сан Микеле на Корсо дельи Адимари и двинулся по направлению к Сан Джованни, - то был его обычный путь, - а вокруг других гробниц, - теперь они находятся в Санта Репарата, - словом, тут тебе и порфировые колонны, и эти гробницы, и запертые двери Сан Джованни..." (VI, 9).

И в других новеллах, в которых речь заходит о Флоренции или иных городах, Боккаччо тяготеет к точности и предметности. Вот хотя бы рядовая фигура шерстяника Джанни Лоттеринги. Он жил во Флоренции. Но автору этого мало. По его словам, он жил "во Флоренции в квартале святого Панкратия". Автор считает нужным добавить, что его "частенько выбирали в старосты братства Санта Мария Новелла, и он неустанно следил за исполнением его устава" и что "получал эти места за то, что, будучи человеком зажиточным, имел возможность на славу угостить монахов" (VII, 1).

Двумя-тремя дополнительными штрихами Боккаччо конкретизирует образ, придает ему социальную рельефность, связывает с эпохой. В "Декамероне" мелькает множество имен реально существовавших людей. По словам Р.И. Хлодовского, "ничего похожего до "Декамерона" в средневековой новеллистической литературе не было... В "Декамероне" объектом изображения впервые становится современный городской быт, а имя ничем не примечательного горожанина или название ничем не примечательной улочки... которые, однако, достаточно назвать, чтобы у читателя, на которого ориентирован текст, немедленно возник целый комплекс конкретно-чувственных представлений, становится важнейшим стилевым компонентом того эффективного реалистического приема, который Витторе Бранка удачно назвал "осовремениванием новеллистического повествования"[Хлодовский Р.И. С. 310.].

Важнейшей задачей Боккаччо было найти совершенную форму, об этом читаем в "Послесловии автора". Продолжая отбивать нападки педантов и ханжей, Боккаччо решительно утверждает, что любую неприличную вещь можно рассказать в приличных выражениях, и тогда она никого не оскорбит, а уж тут я, по-моему, был безупречен". А "если в какой-либо повести и есть нечто непозволительное, значит, этого требовали ее особенности: ведь если посмотреть на такие повести трезвым взглядом человека понимающего, то нельзя не прийти к заключению, что только так их можно рассказывать, а иначе они утратят свою форму". И далее: "Натуры испорченные в каждом слове ищут грязный смысл, им и приличные слова не идут на пользу, а чистую душу слова не совсем приличные так же не способны отравить, как и грязь - испачкать солнечные лучи..."

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!