Интонация и ее составляющие. Теория интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой. Основные ИК русского языка.



 

Интонация – суперсегментная единица, характеризующая ритмо-мелодическую сторону звучащей речи.

В понятие интонации часто включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы, а также паузацию.

В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций (сокращенно ИК, произносится [ика]). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части речевого такта, которые в ряде случаев могут отсутствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? Здесь.

Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Различительными признаками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона постцентровой части.

Интонационные конструкции можно схематически изобразить линиями движения тона.

ИК-1 --\--на гласном центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-1 наиболее ярко проявляется при выражении завершенности в повествовательном предложении. Например: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели... (Н.А. Некрасов).

ИК-2 -- -- --гласный центра произносится в пределах диапазона предцентровой части, на постцентровой части понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 наиболее ярко проявляется в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением и волеизъявлением. Например: Куда ты идешь? Андрей! Там опасно!

ИК-3 --/--на гласном центра резко восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 наиболее ярко проявляется в вопросительных предложениях без вопросительного слова. Например: Анна пьет сок? Анна пьёт сок? Анна пьет сок?

ИК-4 --\--нa гласном центра нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 наиболее ярко проявляется в неполных вопросительных предложениях с сопостави­тельным союзом а, в вопросах с оттенком требования. Например: А ты? А Наташа? Ваше имя? Фамилия?

ИК-5 --/ \--имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем за ним гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 наиболее ярко проявляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния. Например: Какой у нее голос! Как она танцует! Настоящая весна! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Куда ты идёшь? Какой у нее голос?

ИК-6 _/--на гласном центра восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-6 наиболее ярко проявляется при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния. Например: Какой компот вкусный! Как она танцует! Сколько воды набралось!

Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – речевые такты и фразы. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, указывающим на границу между речевыми тактами. Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.

15. Артикуляционная классификация звуков русского языка: признаки гласных и согласных (общая характеристика). Проблема выражения в ней позиционных изменений гласных звуков.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически. Есть два источника звуков речи. Один — колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания гармонические, периодические. Они создают тон, музыкальный звук. Другой источник звуков речи — шум, негармонический звук. Он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий. При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствия в ротовой полости. Этим основным артикуляционным различием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия. Так, гласные — это чисто тоновые звуки, а согласные характеризуются наличием шума.

16. Согласные звуки. Их роль в фонетической системе современного русского языка. Закон И.А.Бодуэна де Куртенэ. Классификация согласных по участию голоса/шума, твердости/мягкости. Парность согласных звуков.

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р, л, м, н, j] и шумные [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч', ш]. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характер­ной для каждой из этих групп артикуляцией. При образования мягких согласных тело языка концентрируется в более передней части, а при образовании твердых — в более задней части ротовой полости. [в']ил— [в]ыл, [п']ил— [п]ыл, [л']ёг— [л]ог, [р']яд— [р]ад. Это основное движение по горизонтали сопровождается напряжением и приподнятием разных участков языка. При образовании мягких согласных напрягается и приподнимается по направлению к твердому нёбу передняя часть языка. При образовании твердых согласных напрягается и приподнимается по направлению к мягкому нёбу задняя часть языка. Согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости: [б] — [б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] - [д'], [з] - [з'] и др. У [ж] пара [ж'], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж']ы — вожжи, дро[ж']ы — дрожжи. Так произносят эти слова многие говорящие на литературном языке. (Допустимо и произношение твердого [ж] на месте [ж'].)

Только у [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие языка по направлению к твердому нёбу — артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу является основной артикуляцией. Без этой артикуляции никакого согласного звука вообще не возникает.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!