Коммуникативные особенности процесса редактирования
Уточняя и углубляя мысль автора, совершенствуя форму литературного произведения, редактор выполняет важнейшую общественную функцию. Редактора часто называют «посредником» между автором и читателем. В системе, отображаемой схемой автор → редактор → читатель, текст целостного литературного произведения выступает в качестве единицы коммуникации. Другой её вариант предусматривает так называемую обратную связь: а втор ↔ редактор ↔ читатель, фиксируя отношения, возникающие между читателем и автором благодаря редактору.
Общение автора и читателя в системе СМИ всегда социально ориентировано. Читатель воспринимает тиражированный текст в зависимости от своих представлений и общественных связей. Сложность этой проблемы очевидна.
Коммуникативная функция текста требует от редактора внимания к тем приёмам, которыми достигается контакт с адресатом, и позволяет осмыслить на основе филологического знания роль редактора в системе социального общения. Соотнесение социальной функции редактирования с выводом о том, что текст – речь организованная, обработанная, «своеобразный островок организованности», «упорядоченная форма коммуникации»,4 служит убедительным доказательством права редактора на вмешательство в авторский текст. Однако взаимоотношения редактора и автора никогда не были простыми, история отечественного редактирования убеждает в этом.
|
|
24. Работа редактора с фактической основой текста. Приемы проверки фактического материала. Редакторская работа над различными видами фактического материала
Работа над фактическим материалом. Он должен быть достоверным. Для этого используются справочники по соответствующим направлениям. Он должен быть достаточным для объективного освещения и решения вопроса. Полнота и достоверность фактического материала определяют доказательность, убедительность текста. При этом надо избегать загромождение текста малосущественными, однотипными данными. Любое явление обладает множеством признаков, тысячами нитей оно связано с другими явлениями и событиями. Важно найти и высказать основные аргументы, опереться на факты, имеющие решающее значение. Определить актуальность фактов – степень их важности в данный момент, в данной ситуации, для решения данного вопроса. Правила составления библиографий – есть регистрирующая, рекомендательная библиографии и списки использованной литературы – сведения о книгах размещаются в алфавитном, хронологическом, тематическом порядках – сведения о книге: автор (фамилия, инициалы), название, подзаголовок, выходные данные (место издания, издательство, год издания) – если в журнале, газете: после названия статьи указывается название газеты, журнала или сборника, год его издания, его номер, страницы. Сокращения не допускаются кроме М-Москва, Л-Ленинград, СпБ-Санкт-Петербург, Ростов н/Д- Ростов-на-Дону. Цитаты оформляются по следующим правилам: текст должен быть в кавычках без малейших изменений, пропуск слов или абзацев без указания на то недопустим, цитирование должно быть полным без произвольного сокращения, нельзя объединять в одной цитате несколько выдержек из разным мест источника, обязательно должно быть указание на цитируемый источник. При редактировании таблиц, документов необходимо использовать существующие ГОСТы.
|
|
Пособия по методике редактирования рекомендуют три вида проверки фактического материала: внутреннюю проверку, сличение с авторитетным источником, официальное подтверждение.
25. Композиция текста, как предмет работы редактора. Особенности работы над композицией рукописи
Заглавие текста является его структурной частью и позволяет в краткой форме отразить тематику текста, его основную идею. Заголовок должен быть по возможности краток. Рубрикация – членение текста на составные части, графическое отделение частей, а также использование заголовков, подзаголовков, нумерации и т.д. простейшей рубрикой является абзац.
|
|
Правила построения литературного произведения известны с глубокой древности. Цицерон, говоря о том, что пытаться изложить письменно свои мысли, не умея их ни расположить, ни ясно выразить, ни увлечь читателя приятным слогом, может только человек, злоупотребляющий своим временем и писанием, на первое место ставил умение расположить свои мысли. Последовательность частей должна быть мотивированной, части – соразмерными, а приёмы композиции определяться содержанием и характером произведения. Прочность его конструкции достигается чётким выделением центральной проблемы, умением отобрать необходимое и отказаться от всего лишнего, гармоничностью сочетания частей. Композиционная полнота, необходимость и единство – требования, общие для построения всех литературных произведений независимо от их вида и жанра. В полной мере эти требования распространяются на произведения журналистские.
Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение – во втором. Композиция информационных публикаций преследует цель – сообщить информацию, точно передать факты, используя для этого выработанные практикой стереотипы построения. Понятие «композиция» шире понятия «сюжет», и лишь изучение композиции позволяет оценить авторский замысел во всём его своеобразии и сложности, помогает выяснить роль различных внесюжетных включений – лирических отступлений, различных композиционных рамок и других авторских приёмов.
|
|
Точное расположение частей помогает повысить информативность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоциональное воздействие, исключает искусственные связки, упрощает работу над переходами.
Укажем типичные недостатки композиции журналистского материала, с которыми редактору приходится сталкиваться особенно часто:
• отход от темы;
• неудачно выбранный принцип расположения частей;
• неоправданное нарушение последовательности изложения;
• несоразмерность частей;
• неудачные композиционные приемы;
• непрочность связей между частями;
• нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).
Практикой закреплены схемы построения коротких информационных заметок, фиксирующие смысловые отношения между их частями и последовательность этих частей. Приведём несколько наиболее часто встречающихся схем.
Событие уже свершившееся, завершённое. Рассказ о как происходило событие. Указания на подробности. Значение события (практический смысл, перспективы).
Событие, уже свершившееся, завершённое. Характеристика этого события (описание явления, служащего предметом заметки). Значение события (практический смысл, перспективы).
Событие, происходящее в определённый момент. Конкретизация фактов, описание деталей. Значение события, перспективы, перечисление конкретных мер, принимаемых в данный момент.
Следование этим композиционным схемам способствует передаче информации в её наиболее «чистом» виде. Отход от них вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы. Их необходимо учитывать при литературной обработке текста.
Рукописи - Стилистические особенности произведения не существуют сами по себе, и, оценивая его литературную форму, мы должны рассматривать её как композиционно-стилистическое единство. Целостность текста – одна из ведущих его характеристик – во многом зависит от работы редактора над композицией авторского произведения. Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение – во втором. Композиция информационных публикаций преследует цель – сообщить информацию, точно передать факты, используя для этого выработанные практикой стереотипы построения. Понятие «композиция» шире понятия «сюжет», и лишь изучение композиции позволяет оценить авторский замысел во всём его своеобразии и сложности, помогает выяснить роль различных внесюжетных включений – лирических отступлений, различных композиционных рамок и других авторских приёмов.
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!