Проблема номинализма и реализма в средневековой философии



Проблема номинализма и реализма – одна из центральных в схоластике. Она связана с догиатом христианской религии о троичной сущности Бога (Троицы, Тринитарности) и доказательствами бытия Бога. Окончательно проблема была решена только Фомой Аквинским.

 

Направление Философы Подход к проблеме
Реализм Мысль и бытие тождественны. Что есть в мысли, то есть и в бытии. Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Разработал «онтологическое» доказательство бытия Бога. У человека, «даже у безумца», есть мысль о существе, «которое превыше всего на свете», выше которого ничего нет, - это мысль о Боге. Если у человека есть мысль о Боге, то Бог есть и в действительности. Почему? Потому, что бытие «существа, выше которого нет» может находиться только в действительности. Если это «наивысшее» находится только в уме, то оно не «наивысшее», оно будет ниже того «наивысшего существа», которое находится в действительности. Это - противоречие, которое недопустимо. Следовательно, если у меня есть мысль о наивысшем существе – Боге, то есть и в реальности Бог. Но в мысли у нас существуют общие идеи или общие понятия – «благо», «мудрость», «красота» и т. п. Общие понятия – «универсалии» - тоже существуют реально. Отсюда и термин – реализм. Общее существует так же реально, как единичные предметы, общее имеет самостоятельное бытие.
Номинализм «Общее» не существует реально. Росцеллин из Компьена (1050-1125) В мире существуют только единичные вещи, а общее «реально» как вещь не существует. «Универсалии» - общие понятия, это слова и даже «звуки голоса», - «номена». Отсюда и номинализм. Его суть в том, что «общее» не существует реально. «Общее» - это слова («номена»), в мире есть только единичные предметы. Общее – субъективное порождение нашего ума, абстракция. Так как есть только «единичное», то и Троица состоит из трех отдельных лиц или это разные названия одного реально существующего лица. В 1092 г. учение было объявлено еретическим, т.к. получалось, что есть три Бога, а не один. Росцеллин был осужден на соборе в г. Суассоне, лишен звания каноника и уехал в Англию.
Концептуализм Наш ум («концепт») порождает общее. Пьер Абеляр (1079 - 1142) Общее не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы изучаем вещи. «Общее» реально существует только в уме (концептуально), но не в виде самостоятельных бытийствующих идей. Вместе с тем, поскольку наш ум вполне реален, то и общее в уме реально (относительно ума). О Троице: три лица Троицы – это три атрибута Бога – могущество, мудрость и благость. Вместе они образуют совершенное Существо. Троица, т.о., сводилась к существованию качество одной личности. Такое воззрение было объявлено еретическим в 1121 г. в Суассоне и в 1140 г. в г. Сансе, а труды Абеляра сожжены.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!