Области духовной сферы.



Основными областями духовной сферы являются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Каждая из этих областей обладает особенностями, о которых будет сказано ниже. Вместе с тем их объединяет то, что:

1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;

2) в них создаются и распространяются духовные ценности;

3) в них функционируют социальные институты, существующие для производства и распространения духовных ценностей.

Элементы духовного производства.

1) Духовные потребности – это нужда человека или общества в создании и усвоении духовных ценностей. Их отличие от биологических и материальных потребностей состоит в том, что они не задаются от рождения, а формируются и развиваются в течение жизни человека.

2) Духовная деятельность включает в себя производство духовных ценностей и их усвоение.

Производство духовных ценностей может состоять в получении новых знаний, создании произведений искусства, разработке образовательных технологий и т.п. Усвоение духовных ценностей не всегда означает пассивное их восприятие. Чаще всего для этого требуется активная умственная деятельность (обучение, осмысление произведений искусства, выработка той или иной жизненной позиции или ценностной ориентации и др.).

Для производства и усвоения духовных ценностей общество создает специальные социальные институты (научные учреждения, учебные заведения, церковь, учреждения культуры).

3) Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.

Такими ценностями могут быть знания, произведения искусства, религиозные представления, моральные нормы.

Одним из основных отличий духовных ценностей от материальных является то, что их потребление не приводит к их сокращению. Это свойство духовных ценностей обеспечивает им всеобщую доступность и постоянную воспроизводимость. Если исчезновение материальных ценностей чаще всего обусловлено их потреблением (расходованием природных богатств, амортизацией орудий труда и т.п.), то духовные ценности, напротив, исчезают вследствие отсутствия потребности в них. Так, в условиях засилья массовой культуры (поп-культуры) бесследно теряются многие создававшиеся веками ценности народной культуры, поскольку они остаются невостребованными.

 

Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее, с одним из ее видов – духовной культурой. Культура – одно из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявления.

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античности он приобрел иное значение – воспитанность, просвещенность. Позднее этот термин получил более обобщенное содержание и им стали обозначать так называемую «вторую природу», то есть все созданное человеком.

В широком смысле культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.

Духовная культура связана с производством духовных ценностей (идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей) и удовлетворяет духовные потребности.

 

Культурные ценности — признанные всем обществом или большинством его частью представления о том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может (нормы, обычаи, тради­ции, обряды, язык и пр.).

Нормы — правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры.

Обычаи — установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом. Иначе — культур­ные привычки.

Традиции — совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.

Язык — совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках искус­ства. Язык отражает и поддерживает картину мира, ха­рактерную для данной культуры, а также обеспечивает социальный контроль, т.к. норма не может существо­вать, не будучи выраженной языком.

Обряд — совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.

Преемственность — основа связи настоящего, про­шлого и будущего в развитии культурных процессов. Подчеркивает понимание культуры как способа челове­ческой деятельности, способа человеческой жизни в це­лом. Включает в себя традиции — передачу культурно­го опыта из поколения в поколение (временной фактор проверки культурных ценностей, их важность для по­колений) и новации — создание новых культурных цен­ностей на основе переработки или обновления старых (например, новые научные открытия не могут быть от­крыты без опоры на старые).

Основными формами существования духовной культуры являются:

• философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;

• наука, выражающая уровень и степень познания человеком закономерностей развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;

• мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;

• право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;

• религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;

• искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.

Следует отметить, что данное деление носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека, а ее использование невозможно без сознания человека. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных вещах (книгах, картинах, скульптурах).

Духовная культура состоит из творческого процесса, способов производства духовных ценностей (методологии научных исследований, способов и техники создания художественных произведений и т.п.), результатов духовной деятельности (научные знания, идеи и открытия, моральные, правовые, религиозные нормы и ценности, продукты художественного творчества).

Носителями культуры могут быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру общества и культуру личности. Культуру личности формируют:

Мировоззрение — представление об окружающем природном и социальном мире, отношение к этому миру. Является важным элементом духовного мира человека, отличается неповторимостью и во многом определяется окружающей человека культурной средой, личным опытом, образованием, воспитанием, характером, его убеж­дениями и нравственностью. Выбор мировоззрения — дело сугубо личное.

Убеждения — это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию — благом. Источниками убеж­дений являются: теоретические знания, житейский опыт, ценностные ориентации и установки личности.

Вера — свойство человеческого сознания принимать что-либо без доказательства. Проявляется во многих формах сознания, а не только в религии.

Мораль (нравственность) — совокупность особых, ду­ховных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе и к окружаю­щей среде. Возникнув раньше норм права, они чрезвычайно устойчивы и передаются из поколения в поколение силой общественного мнения, а самое глав­ное — силой развитых в человеке убеждений, чувства долга, его личной совести. Совесть, честь, чувство соб­ственного достоинства — главные категории морали.

Со­весть — этическая категория, выражающая ответствен­ность человека за свои собственные поступки перед са­мим собой.

Честь — это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка лично­сти, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения.

Мораль тесно связана с нравственностью: они соотносятся как форма сознания и область практических поступков, реальных действий индивида.

К моральным нормам относятся: стремление к само­развитию; любовь и уважение к близким; преданность и любовь к Отечеству; трудолюбие; веротерпимость; уваже­ние к другим народам: бережное отношение к природе.

 

2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры

Культура общества в зависимости от содержания и субъекта ее производства и потребления представлена народной, массовой или элитарной культурой.

Народная культура опирается на систему ценностей, менталитет народа, отражает национальный характер. Чаще всего ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться в процессе коллективного творчества.

Массовая культура – это культура общедоступная, которая выражает насущные духовные потребности широких масс. Она не требует глубокого осмысления, рассчитана, как правило, на непосредственное восприятие. Не обладая высокими художественными достоинствами, но будучи весьма демократичной, массовая культура способна оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания, ценностной ориентации. В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин «популярная культура» или «поп-культура».

Элитарная культура не рассчитана на широкую аудиторию. Ее девизом является «искусство ради искусства». Она создается элитой общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура – это творческий авангард, поэтому она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком, широкими массами, нередко выходя за рамки общепринятого, доступного для рационального осмысления.

Доминирующая культура — это культура большин­ства населения (господствующие духовные ценности).

Субкультура — носителями этой культуры являются различные социальные общности, социальные группы, а также семья. Например, этнические и национальные культуры с неповторимостью своих черт и особенностей языка, быта, национального характера и пр. по отношению к мировой культуре; городская и сельская культу­ры; молодежная, профессиональная и другие культуры вну­три культур. Каждая из субкультур имеет свою историю. Одни из них (элитарная и неэлитарная, городская и сельская) возникли несколько тысяч лет назад, другие — лишь в XX в. вследствие новых общественных запросов, меняющихся условий жизни. Эта культура охватывает значительный круг людей и не противостоит домини­рующей. Наиболее характерными чертами субкультуры как культуры социальной группы (например, возраст­ная, профессиональная, религиозная) являются:

— особая манера поведения;

— особая манера общения;

— специфическое отношение к окружающим, не вхо­дящим в данную группу.

Контркультура — совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и т.д., выработанных членами какого-то сообщества в противовес общеприня­тым нормам и ценностям. Неприятие ценностей окру­жающего мира. Обязательным признаком контркульту­ры является ее оппозиционность (протест). На Западе на таких позициях в недавнем прошлом стояли хиппи. Теперь это — «зеленые», «антиглобалисты» и др., исполь­зующие как законные, так и противоправные средства и методы протеста. И совсем асоциальные позиции зани­мают носители культуры преступного мира со своими особыми нормами и «ценностями», которые строятся на отрицании всяких обще­ственных норм.

 

Функции культуры.

1. Функция накопления и хранения социальных достижений: материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры. Эта функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях.

• создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта вот уже в течение нескольких веков наслаждаются многие поколения людей.

• развитие достижений человека и человечества. Так, накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые знания, часть знаний уточняется, часть знаний оказывается неточной и отвергается.

2. Функция передачи (трансляции) материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.

3. Функция познания и преобразования мира. Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.

4. Коммуникативная функция. Культура – это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур – одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.

5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая) функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства его вводят в мир культуры, который сопровождает человека до конца его жизни.

6. Эстетическая функция реализуется не только через искусство как важнейшую часть духовной культуры, но и вся культура в целом обладает эстетической значимостью. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и практиков, архитекторов и строителей, дизайнеров и программистов.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!