Речевые особенности очерка.
Очерк – это как бы непосредственная запись мыслей по ходу их течения, тщательно при том обработанная для читателей. В основе очерка лежит ситуация анализа. Анализироваться может человек (человек как проблема анализируется в портретиом очерке), событие (событийный очерк), проблема (проблемный очерк), дорожныенаблюдения (путевой очерк), но во всех случаях важен способ представления анализируемого объекта. Этот объект должен быть изображен. Поэтому мы говорим, что главная черта художественно публицистических жанров, отличающая их от всех других жанров, это образность. Речевая ткань очерка, таким образом, несет в себе два начала- художественное и аналитическое.
Образность как качество текста представляет собой единство изобразительности и выразительности. Изобразительность является основой образности. Изобразительность - это способность речи вызывать у читающего (слушающего) чувственно-предметные представления об изображаемом (слова с предметным значением). Выразительность - это выражение отношения автора к изображаемому. Образное начало в речевой ткани очерка находит выражение в описательно-повеств формах. Образ в публицистическом тексте всегда отличается актуальностью, связан с современностью, обладает социальной значимостью.
Аналитичность очерка проявляется в наличии рассуждения. В зависимости от типа очерка количество рассуждения может быть больше или меньше, но эта речевая форма является жанрообразующей.
|
|
Экспрессивность, или выразительность, заданная яркими проявлениями разговорности, поддерживается и развивается благодаря использованию выразительного потенциала книжной речи, разнообразных тропов и фигур.
Количество речевых партий в очерке и их объем зависят от индивидуального авторского стиля. Иногда все содержание пересказывается. И тот и другой вариант для очерка вполне приемлемы. Речь персонажа в очерке может быть и не быть информативной. Но она всегда изобразительна.
Всем этим чужим голосам противопоставлено открыто выраженное «Я» автора в изложении от l-ro лица. Всегда присутствует образ автора. Это не только грамматическое и лексическое, но и оценочное присутствие автора в произведении. Именно он создает стилистическое единство произведения. Авторский комментарий, как правило, развивается постепенно, уходя вглубь проблемы.
Если во всех других жанрах чувственно воспринимаемый мир это преимущественно мир видимый, то очерк, с его развитой изобразительностью, характерен тем, что чувственно воспринимаемый мир здесь - мир не только видимый, но и мир слышимый, наполненный звуками, теплом и холодом, другими разнообразными ощущениями.
|
|
Итак, для очерка жанрообразуюшими являются рассуждение с ярко и разнообразно выраженным личностным началом, описательно-повествовательный образный компонент с элементами художественной конкретизации (когда больш колво деталей имеет цель сделать представление о предмете более полным, приблизить восприятие изображенного к восприятию реального мира), речевая партия персонажа с изобразительной функцией, наличие факультативных речевых действий.
В жанре очерка особенности индивидуального стиля публициста проявляются в наибольшей степени. И, наоборот, речевая концепция издания в наименьшей степени оказывает воздействие на тексты этого жанра. Индивидуальный стиль обладает здесь наибольшим иммунитетом по отношению к внешнему стилевому давлению.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!