Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы.

Номер – это творческое самовыражение актера.

1) Номер – есть завершенное, сценическое и драм. произведение. (музыка, драма, хореография). Его совершенство зависит от степени мастерства и таланта режиссера и драматурга, а главное исполнителя.

2) Номер – является основной худ. единицей эстрадного творчества, которому свойственно кратковременность, особенность общения, импровизированный характер исполнителя, концертно-худ. выразительные средства.

3) Основная форма бытия номера – эстрадный концерт, театрализованное представление, концертно-зрелищная программа.

 

Классификация в искусстве неполна, и поэтому можно выделить здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера часто встречающиеся в сценариях представлений.

 

Эстрадные номера классифицируются по признакам на четыре группы.

 

К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, "оригинальные" номера.

 

К разговорным жанрам относятся: конферанс, реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скеч, эстрадный монолог, эстрадный фельетон, музыкальный фельетон, музыкальная мозаика, куплеты, частушки, пародии.

 

Жанры пластико-хореографических номеров: танец (народные, характерные, эстрадные, современной направленности), пантомима и пластический этюд.

 

Жанры видовой группы "оригинальных номеров": эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески, акробатика, цирковые номера, спортивные номера.

 

Вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного представления – одна из специфических особенностей этого рода искусства. Поэтому именно здесь имеет большое распространение игровой номер в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к "оригинальным" номерам).

 

Конферансье – конферанс бывает парный, одиночный, массовый. Разговорный жанр построенный по законам "единства и борьбы противоположностей", то есть перехода от количества к качеству по сатирическому принципу.

 

Эстрадный монолог - бывает сатирическим, лирическим, юмористическим.

Интермедия – комическая сцена или музыкальная пьеса шутливого содержания, которая исполняется как самостоятельный номер.

 

Скеч – маленькая сценка, где стремительно развивается интрига, где простейший сюжет построенный на неожиданных забавных, острых положениях, поворотах, позволяющие возникать по ходу действия целому ряду нелепостей, но где все как правило кончается счастливой развязкой. 1-2 действующих лица (но не более трех).

 

Миниатюра – в эстраде это наиболее популярный разговорный жанр. На эстраде сегодня популярный анекдот (не изданный, не печатный- с греч.) – это краткий злободневный устный рассказ с неожиданной остроумной концовкой.

 

Каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по звучанию слов на обыгрывании звукового сходства равнозначных слов или сочетаний.

 

Реприза – самый расспростроненный короткий разговорный жанр.

 

Куплеты – одна из наиболее доходчивых и популярных разновидностей разговорного жанра. Куплетист стремится высмеять то или иное явление и высказать отношение к нему. Должен обладать чувством юмора.

 

«ТЕАТР МИНИАТЮР» — театральный коллектив, работающий преимуще­ственно над малыми формами: небольшими пьесами, сценками, скет­чами, операми, опереттами наряду с эстрадными номерами (моноло­гами, куплетами, пародиями, танцами, песнями). В репертуаре театров миниатюр преобладают юмор, сатира, ирония, не исключается и лири­ка. Труппа малочисленна, возможен театр одного актера, двух актеров. Лаконичные по оформлению спектакли рассчитаны на сравнительно не­большую аудиторию, представляют некое мозаичное полотно.

 

Термин ТЕАТР МИНИАТЮР введен А. Кугелем в 1908 году, получил широкое рас­пространение в России. Непосредственным предшественником являет­ся западноевропейское кабаре»

 

Аркадий Райкин – универсальный артист, он одинаково легко ра­ботал в самых разных эстрадных жанрах, исполнял монологи от лица самых различных персонажей, пел куплеты, юмористические песен­ки с лирическим оттенком. Ему была доступна пантомима, но глав­ным его «коньком» всегда была мгновенная трансформация, пере­ход из одного сценического образа в другой — так называемые «мас­ки». Он разработал специальную технику, позволявшую за доли секунды изменить костюм персонажа. А. Райкин «изобрел» особый жанр мини-миниатюр, так называемые «МХЭТки» (Малый Художе­ственный эстрадный театр), часто представлявшие из себя театра­лизованные анекдоты.

 

Сцена делилась на две части, и интермедийный занавес поднимал­ся попеременно, то в левой ее части, то в правой, а исполнитель успе­вал передвинуться, буквально перебежать-перескочить из одной «вы­городки» в другую, из одной ситуации — в следующую. Три-четыре реплики с партнером — и финальная, «ударная», очень смешная фра­за. — после чего занавес на этой части сцены падал и поднимался на противоположной ее стороне. При этом движение падающего занавеса усиливало саму эту финальную реплику, давало знаменитое, известное по цирковым клоунским антре — «АПП!»

 

Театр А. Райкина был театром демокра­тическим, в истинном смысле этого слова — народным. Недаром шут­ки, прозвучавшие из его уст, мгновенно расходились среди населе­ния. Это был театр сатирический, всегда занимавший четкую гражданскую позицию. Сам Аркадий Исаакович всегда говорил, что его театр внимательно рассматривает негатив­ные явления нашей жизни.

 

Хочется отметить еще два обстоятельства. Первое — в театре А. Райкина, рядом с глубокими, острыми, смешными и публицисти­ческими произведениями всегда имели место и просто эстрадные но­мера других жанров. Это была или блистательная Н. Хорева со своим пластическим этюдом (среди профессионалов этот жанр имел назва­ние «каучук»), или замечательная акробатическая пара Т. Птицына и Л. Маслюков. В театре миниатюр хороший номер любого жанра ни­когда не остановит, не испортит программу, а только украсит ее.

И второе. Среди тех, кто подражал А. Райкину, а их число, как говорится, миллион, были люди и очень талантливые. Например, саратовский артист Л. Горелик, имевший очень похожий на «рай-кинский» свой эстрадный театр миниатюр. Порой он просто копи­ровал райкинские программы, но часто находил и какие-то свои яркие краски.

 

В наши дни каждый известный артист эстрады гордо называет свой, даже слегка театрализованный концерт — ТЕАТРОМ. Так поступает и Г. Хазанов, и Е. Петросян, и Е. Шифрин, и К. Новикова. В этих маленьких театриках часто присутствуют в некотором коли­честве и партнеры главных исполнителей, и декорации, и музыкаль­ное сопровождение. Звучат разного рода произведения различных эстрадных авторов: монологи, фельетоны, куплеты, мозаики, юмо­ристические песенки и песенки философского содержания... Но точно определить жанр того, что происходит на сцене, редко представ­ляется возможным.

 

Что касается практики телевизионного театра миниатюр под ру­ководством Е. Петросяна «Кривое зеркало», то анализ его практики заслуживает отдельного и большого разговора.

 

Об успехе того или иного эстрадного спектакля, театрализован­ного концерта, шоу-программы часто судят по количеству «реакций» зрительного зала, по количеству «смехов» на протяжении тех или иных монологов, куплетов и миниатюр.

 

Ни Ч. Чаплин, ни А. Райкин никогда не гнались за количеством «смехов» у зрителей. Они обращались к их сердцам, к их душам, к их человеческому сознанию. Идти таким путем — высокий долг каж­дого, кому природа позволила и, может быть, даже поручила работать в таком массовом, важном и остром виде искусства, как эстрада

 

 

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Факультет культуры и искусств

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

 

Номер как основная единица театрализованного представления. Разговорные номера.

 

Реферат

 

Предмет «Специфика режиссуры при подготовки многожанровых номеров»

 

Работу выполнила:

студентка группы КРБ-207-О

Ивченкова Юлия Алексеевна

 

___________________

(подпись студента)

 

 

Работу проверила:

старший преподаватель

кафедры режиссуры

Лутошкина Ирина Николаевна

___________________

 

(подпись преподавателя)

 

Омск 2012 год


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!