Психологические и логические основы редактирования.. Принципы и методы редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.
Сущностные признаки текста:- целостность,- связность,- включенная в него информация о говорящем и адресате, о ситуации общения,- обработанность речетворческого материала в соответствии с законами и нормами естественного языка.
Функции текста:- коммуникативная- смыслообразование- связь оригинального текста с другими культурными текстами, «памятью культуры».
Литературное редактирование занимается вопросами наиболее целесообразной и целенаправленной организации текста, рукописи в целях адекватного воплощения интеллектуального, эмоционально-экспрессивного содержания, авторского замысла, функционального назначения данного текста, рукописи.
схема работы редактора с точки зрения психолога: получение информации, далее постановка задачи, далее создание модели поведения и схемы ожидаемых результатов, далее действия и соответствующие этим действиям результаты. установка на осознанное отношение к пониманию текста, авторскому труду, к собственным действиям. Очень важно вовремя увидеть текст «чужими глазами». Существенно, что редактор на протяжении всей своей работы должен быть активен, контролировать своё собственное восприятие текста, уметь оценить своеобразие авторских решений.
|
|
При подготовке текста к печати редактор решает несколько задач:- оценка рукописи с т.зр. соответствия текста цели: насколько он интересен, содержателен, способен привлечь внимание и т.д.- выявить содержательные достоинства и недостатки, проверить точность и достоверность фактов, внести исправления.- оценить собственно литературные качества текста.
Редакторская подготовка изданий – Виды редакторского чтения: ознакомительное чтение: Оценить текст как целое. Возвращать автору или принять к публикации? углубленное, аналитическое чтение- Анализ формы и выделение частей. Отмечает ошибки, неясности и т.д., шлифовочное чтение После углубленного чтения следует правка, а потом шлифовочное чтение выправленного варианта. Редактор анализирует свою работу: проверяет данные, названия и т.д. Скользит по тексту, задерживая внимание только на наиболее трудных местах.
Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка,правка-переделка.
|
|
Важная составляющая литературного редактирования – работа над композицией текста. В основе лежит условное деление материала на вводную, основную, заключительную части. Основные критерии оценки композиции: целостность, связность, системность, соразмерность частей.
Подвергнутая редакторской обработке рукопись должна отвечать таким требованиям: фактическая достоверность, соответствие здравому смыслу, логическая последовательность изложения и т.д.
Логические погрешности текста возникают по разным причинам: нечеткость мышления, неоформленность темы, простой недосмотр, неучет нежелательных побочных ассоциаций и интерпретаций.Анализ логической основы текста – одна из задач углубленного чтения, состоит она в выявлении и сопоставлении между собой и с широким контекстом смысловых единиц: логическое понятие, - суждение, - логическая связка – служебные слова, фиксирующие смысловые отношения между понятиями, уждениями. - единицы надфразового уровня – фрагменты текста, которые выделяются в речи на основе ее смыслового единства.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!