Механизм голосообразования
В механизме голосообразования принимают активное участие диафраг - ма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полости носа и рта. Органом голосообразования является гортань.
Как же осуществляется голосообразование (фонация)? Механизм голо - сообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомк - нутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкну - тые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосо - вую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, по - ложение с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхае - мой струи снова раздвинуться в стороны и т. д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразую - щей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходит ко - лебание голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т. е. голосовые складки перемещаются внутрь и наружу, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок
движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми склад - ками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружаю - щую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяже - нии: в задней части между ними остается щель в форме маленького рав - ностороннего треугольника, через который проходит струя выдыхаемого воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воз - духа о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и вос - принимается нами в виде шепота.
|
|
Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верх - ние резонаторы: глотка, носоглотка, полости рта и носа, придаточные пазу - хи носа. Стенки резонатора могут не только усиливать, но и глушить некото - рые составляющие звука. Известно, что в пустой комнате звуки усиливают - ся, а в заставленной предметами – глушатся. Гладкая поверхность стенок ре - зонатора отражает звук, а рыхлая – поглощает. Вытягивая или растягивая губы, опуская нижнюю челюсть, перемещая язык в ротовой полости, мы
меняем объем и форму речевого резонатора и усиливаем таким образом разные составляющие сложного звука, возникшего в гортани.
Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:
1) Придыхательная атака: сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума.
|
|
2) Мягкая атака: момент смыкания голосовых складок и начало выдоха
совпадают.
3) Твердая атака: сначала смыкаются голосовые складки, а затем осу - ществляется выдох, приводящий их в колебание.
Наиболее употребительной и физиологически обоснованной считается мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов пода - чи звуков в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния че - ловека, а иногда и в целях постановки голоса. Твердая атака чаще наблюдается при выражении голосом отрицательных эмоций: гнева, злобы, раздражения.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!