Идеальный общественный и государственный строй.



 

На острове Утопия нет частной собственности, денежного обра­щения, царит

полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив.

Труд обязателен для всех. Все граждане осва­ивают какое-нибудь ремесло и

поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в

сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий

собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

Коллективизм воспитывают так­же совместные трапезы граждан.

Все необходимое для жизни главы се­мей получают с общественных складов..

Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый

компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприят­ных работ утопийцы

прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими

становятся военнопленные', граждане Уто­пии, осужденные за преступления (на

острове запрещена смертная казнь).

Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на

выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого

каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из

четырех кандидатов, названных наро­дом. Принцепс избирается пожизненно.

Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.

Остальные должност­ные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан,

избирают­ся ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного

собра­ния. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элемен­тами

непосредственной демократии.

Главная забота государства - организация производства и рас­пределения.

Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечи­вает охрану страны от

агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение

мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим

друзьям во имя защиты справед­ливости. Интернациональная солидарность

утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта

неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

 

Критика «утопии».

 

По мере того как социалистические идеи завоевывали обществен­ное признание,

вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно

выделить два главных направления: одно заклю­чалось в том, чтобы доказать,

что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы доказать,

что этот идеал плох.

Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католичес­кой литературе.

Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая

церковь должна была отмежеваться от со­циализма. Поэтому идеологи церкви

пытаются разными способами вну­шить мысль, что коммунизм не является

убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповеди

братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта

стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи

с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с

реальным. Лейтмотив этих критиков - опасность утопий, их способность

становиться явью и угроза, которую они несут свободно­му развитию человека.

«Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, - писал Н. Бердяев -...и

ныне мы стоим перед лицом проб­лемы. мучительной в совершенно новом

отношении: как мы можем избе­жать их действительной реализации?»

 

Заключение.

 

Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и

родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не

просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения

социальных противоречий, упразднения общест­венного неравенства и

эксплуатации. Мор - демократ и в том смысле, что он построил политическую

систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой

личности.

Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические

произведения Томаса Нора и другого крупнейшего филосо­фа-гуманиста - Томмазо

Кампанеллы (1568-1&39) - послужили источни­ком для социально-политических

учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна и других

представителей социа­листической мысли.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!