Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций.
ЛЕКЦИЯ 5
СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Роль социума в формировании способностей
2. Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций.
3. Внешние факторы, способствующие актуализации творческого потенциала
4. Групповые факторы, влияющие на индивидуальную креативность
5. Факторы групповой креативности
6. Когнитивные и мотивационные ограничения в совместном творчестве
7. Организационные факторы
1. Социологические теории творчества полагают, что ведущими в развитии творческого потенциала являются внешние условия. И. Тен говорит об интеграции трех сил — раса, среда, исторический момент. Среда имеет такое же значение для художника, как и почва для растения, раса влияет на искусство изнутри. Совмещение этих сил, их общим вектором, является переживаемый народом «исторический момент», который и является главным стимулом к художественному творчеству.
Помимо макросреды, в формировании креативности участвуют микровлияния социальной среды, которые подавляют или стимулируют развитие творческого начала, о чем свидетельствует множество исследований. Однако в структуру креативности входят так называемые «социальные способности», в которых совмещаются у художника контакты со средой, вхождение в ее проблемы с яркой индивидуальностью и независимостью. В современном социуме при бурном развитии второго витка рыночных отношений появился термин «рыночный характер». Ученые считают, что при рыночных отношениях главным является не только талант человека, а и то, как он может «подать» себя. «Личностный рынок» касается всех профессий, в том числе и художественных. «Успех зависит от того, насколько хорошо человек умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка», насколько он бодр, крепок, энергичен, надежен, воспринимает других». Такое умение взаимодействовать является особой способностью, которую необходимо развивать, как и остальные компоненты креативности. Чтобы сформировать ее, необходимо остановиться на факторах, которые тормозят или стимулируют творчество, и уметь использовать их.
|
|
Социальные факторы, блокирующие реализацию индивидуально-творческих потенций.
Первый фактор, блокирующий развитие творчества в раннем детстве, — отсутствие достаточного количества сенсорного опыта. Ребенок, ограниченный в общении со взрослыми, в зрительных, слуховых, тактильных ощущениях до года (в домах ребенка особенно), имеет задержку психического развития. Это же касается дальнейшего развития.
|
|
Ни книги, ни мультфильмы при ограниченном сенсорном опыте не могут заменить живого контакта со средой. Поэтому типичный стереотип жизни малышей — дом, двор, игра с постоянными сверстниками, дом — т. е., ограниченность сенсорного опыта также является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам.
Второй фактор — ближайшее окружение. Исследования показывают, что к числу начальных факторов, которые блокируют творческие потенции, относятся влияния семейного окружения в период раннего детства. Это тот период, когда ребенок начинает самостоятельно ориентироваться в мире и у него спонтанно проявляется потребность в познании и творчестве, с одной стороны, и вместе с тем достаточно активно происходит адаптация к внешней среде, с другой. В первую очередь это касается общей родительской направленности на формирование определенных черт характера через одобряемое и неодобряемое поведение ребенка взрослыми.
П. Торренс с соавторами провел следующий эксперимент. Был проведен опрос матерей в разных странах, в котором их просили перечислить те черты характера, которые они хотели бы видеть в своих детях, и сопоставили их с теми, которые должны поощряться для развития творческого потенциала. Подавляющее большинство родителей хотели видеть у своих детей такие черты характера, как послушание, ласковое обращение, выполнение поручений родителей и т. п., которые отрицательно коррилировали с теми, которые необходимы для формирования творчества — самостоятельность, смелость, потребность в преодолении трудностей, инициатива. Несмотря на то, что коэфициенты корреляции были на разном уровне значимости в разных странах, они показывают, что блокада творческих способностей начинается с родительских ожиданий, которые играют большую роль в формировании «идеала Я» ребенка, его ценностной ориентации.
|
|
Третий фактор — коллективное воспитание. С поступлением в детский сад появляется еще одна форма влияния на детей — нормативные стандарты идеальных качеств человека. Воспитатели, исходящие из необходимости организовывать жизнь коллектива детей по определенным нормативам, вызывают свою, специфическую форму блокады развития творческой индивидуальности. Было проведено исследование воспитанников детского сада и начальной школы. Их спрашивали о 5 положительных и 5 отрицательных качествах, которые, как они считают, у них есть. Относительно хороших своих качеств ответы были в большинстве случаев с «не» (не бегаю, не кричу, не опаздываю и пр.) или полностью соответствовали педагогическим требованиям (убираю игрушки, слушаюсь, аккуратен). Что касается перечисления отрицательных качеств, то в них отражались и общие требования воспитателей, и индивидуальные оценки педагогом каждого ребенка. Например, одна ученица назвала отрицательным такое свое качество, как «любопытство», «много вопросов задаю».
|
|
Фиксация воспитателями нарушений дисциплины, распорядка дня, индивидуальных «неудобных» черт формирует у детей достаточно однобокое представление об «идеальных» качествах человека. На таком фоне занятия музыкой, рисованием, танцами приобретают своеобразный оттенок обязательности приобретения определенных навыков, но не развития креативности. То же самое наблюдается, когда родители, стремящиеся к развитию ребенка, насильно заставляют его заниматься в тех или иных кружках. Проведенные исследования в начальной школе, которые включали разного типа рисуночные тесты («фигура человека», «несуществующее животное», «рисунок семьи», «дополнение элементов до полных фигур» и др.) показали, что дети, посещавшие кружки по рисованию, выполняли их лишь более грамотно, но далеко не творчески. У детей спонтанно проявляется потребность в разных видах творчества — в самостоятельном познании свойств предметов, в конструировании, рисовании, в игре по правилам и ролевых играх. Они творят, как утверждают некоторые ученые, по законам природы, по принципу случайности до тех пор, пока не созревает у них потребность в обучении.
Четвертый фактор — обучение. Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения, направленная на получение предусмотренных программой знаний, умений, навыков. В отличие от других видов деятельности (игровой, профессиональной), учебный процесс не имеет для ребенка индивидуальной значимости и ясной конечной цели после получения элементарных конкретных навыков — чтения, письма, счета. Для чего ему необходимы знания, например, сложных математических, физических, химических формул, исторических имен и дат и пр., они не понимают иначе чем через отметку, возможность поступить в институт или одобрение и порицание учителей и родителей. Знания, которые они могут получить при определенном старании, безлики и лишены возможности для проявления их индивидуального своеобразия. К.Роджерс пишет: «Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с «законченным» образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми».
Пятый фактор — профессиональное обучение. Таким же блокирующим творчество является и специальное высшее образование, особенно при обучении художественно-творческим профессиям. Как показали эксперименты, творческие способности проявляются в активном сопротивлении навязанному стилю деятельности как на уровне сознания, так и бессознательного.
Наблюдение и эксперименты, которые проводились в кинематографическом вузе, показали, что блокада творческой индивидуальности проходила в разных вариантах. Студенты либо полностью копировали педагогов, либо работали по указанию мастера в учебных работах и утверждали себя «во втором плане», в самостоятельном творчестве, либо теряли интерес к профессиональной деятельности, либо нарочито утверждали свой стиль деятельности, нарушая законы ремесла. Лишь немногие «прорывались» через все блокады и выходили на уровень творческого мастерства, сочетая профессиональные навыки с самостоятельным поиском. Этот факт делает необходимым обратиться к всестороннему исследованию индивидуальных предпосылок, позволяющих преодолеть все неблагоприятные условия.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!