Организация ТВ-сериалов



Классика 1970-х

1970-е годы в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, были именно телевизионными сериалами. Их формат был разработан еще Тэдзукой - одна серия длиной около 23-25 минут в неделю, показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время.

Продолжительность сериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше, менее популярные - быстро заканчивались. Но обычно сериалов короче 20-30 серий не делалось. Полнометражные фильмы, как правило, выходили в качестве продолжений сериалов - в условиях жесткой конкуренции трата ресурсов на создание рекламно "нераскрученных" фильмов могла обернуться для студий финансовыми катастрофами. Заметим, что эта тенденция сохраняется до сих пор.

Сюжеты аниме ТВ-сериалов строились по принципу эпизодности - важно было посмотреть только первые серии, в которых зритель знакомился с главными героями, и последние, в которых наступала развязка, а между ними шло множество серий, каждая из которых представляла собой отдельную историю из жизни главных героев, и потому отдельные серии можно было, скажем, пропускать или даже смотреть в другом порядке. Однако постепенно наблюдается тенденция миграции сюжетов в сторону единых длинных саг, в которой каждая серия - продолжение сюжета предыдущей. В дальнейшем ни одному из этих способов построения сюжета не удалось вытеснить другой, и сейчас они счастливо сосуществуют.

Также происходило и изменение аудитории аниме. Если ранее ее осново были маленькие дети и младшие подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителей первых аниме уже серьезно подросло, но все еще интересовалось "мультиками". Поэтому начинают появляться и сериалы, рассчитанные на зрителей, переживающих подростковый период.

Набор основных жанров практически не изменился - сказки, научная фантастика, исторические легенды, экранизации.

"Девочки-волшебницы"

Успех вышедших в конце 1960-х двух ТВ-сериалов о девочках, обладающих магическими способностями (см. здесь), предопределил появление целого жанра аниме - аниме о "девочках (или девушках)-волшебницах" [mahou shoujo]. Активно разрабатывать эту золотую жилу начала крупная японская анимационная компания "Toei Douga". Уже второй такой сериал, "Секрет Акко", как уже говорилось выше, определил основные мотивы сериалов о "девочках-волшебницах": главная героиня, обычная школьница, каким-то образом приобретает магические способности, которые она должна использовать для определенных целей. В этом ей помогают " волшебные помощники", небольшие разумные зверьки (наиболее часто - кошки).

Ключевой особенностью сюжетов этих сериалов является необходимость для девочки прятать свои способности от всех, особенно от ближайших друзей. Ей приходится вести двойную жизнь (впоследствии это нашло зрительное воплощение в идее моментального изменения внешнего вида девочки, когда она занимается магией, чтобы ее никто не мог узнать и чтобы продемонстрировать мастерство дизайнеров необычных нарядов), и, что немаловажно, ей не особенно нравится такая ситуация. "Девочки-волшебницы" хотят снова стать или просто стать (если раньше ими не были) простыми школьницами и не знать ни про какую магию, однако судьба и обстоятельства не дают им такой возможности.

Истоки такой своеобразной концепции - это сочетание классических японских патриархальных взглядов на девочку/женщину и пришедшей с Запада новой ментальности, очень внимательной к процессу взросления и становления характера. Двойственность возникших у молодежи представлений о себе и о своей роли в обществе нашла отражение в том числе и в сериалах о "девушках-волшебницах", а актуальность этой проблемы вызвала огромный интерес к произведениям искусства на эту тему.

Третий сериал, "Волшебница Мако" [Mahou no Mako-chan] (1970-1971) не во всем соответствовал вышеизложенным принципам. Его главной героиней была юная русалочка Мако, дочь Повелителя Драконов, спасшая тонущего юношу по имени Акира (кстати, очень популярное в 1970-х имя для персонажа аниме), в которого она влюбилась, и, в нарушение законов Моря, превратилась в девушку и стала странствовать по миру в поисках своего тоже странствующего возлюбленного. Отличия этого сериала от двух предшествующих были значительны. Во-первых, его героиней была девушка, а не девочка, а, во-вторых, сюжет в большей степени концентрировался на истории ее любви и разнообразных вопросах жизни людей, чем на собственно магических "фокусах". Очевидно, этот сериал был предназначен уже не для девочек, а для девушек-подростков. Впрочем, подростки этого еще по-настоящему не оценили, действительно большой популярностью он не пользовался и дольше года не прожил.

Затем было снято еще несколько сериалов, в общем, не особенно удачных и значительных, но закрепивших сложившийся "стандарт" на аниме о "девочках-волшебницах". Однако в 1973 году появился сериал, основательно пошатнувший этот стандарт. Это был ТВ-сериал "Милашка Хани" [Cutey Honey] (1973-1974), созданный Нагаем Го. Это был первый сериал такого рода, предназначенный не для девочек, а для парней-подростков. За счет этого главная героиня, девушка по имени Кисараги Хани, узнавшая из завещания своего отца, что она - сделанный им андроид, и начавшая бороться с мафией, убившей ее отца, - вполне сформировавшаяся и в духовном, и в телесном смысле девушка. Именно в этом сериале впервые появились "превращения" главной героини, проходящие по цепочке "обычная одежда" - "нагота" - "магический костюм". Также здесь впервые появилась идея магической борьбы со злом. В сюжете практически отсутствовала любовная линия, зато было много элементов научной фантастики. Собственно, сейчас среди исследователей существуют различные мнения по вопросу о том, является ли этот сериал сериалом о "девочках-волшебницах". Но факт остается фактом - влияние его на последующую историю жанра неоценимо.

Последним значительным сериалом первого поколения этого жанра следует назвать сериал "Магичка Мэгу" [Majokko Megu-chan] (1974-1975). В каком-то смысле он собрал достоинства всех предыдущих сериалов на эту тему. Его главной героиней была Кандзаки Мэгу, 15-летняя претендентка на трон Королевы Мира Демонов. Для проведения экзамена на этот титул она была послана на Землю, чтобы научиться жить среди людей и усовершенствовать свое искусство. Однако на Земле (действие происходит, разумеется, в Японии) она узнает значение семьи и обычной жизни (у ведьм семей нет). Также у нее есть соперница, постоянно строящая козни, и маг, принимающий "экзамен" и тоже устраивающий разные каверзы. Помимо этого, у нее есть и "естественные" враги, вплоть до такого персонажа как Сатана. Это первый сериал для девочек, где фигурирует реальное Зло, а также первый сериал, где героиня - не совсем милая, тихая и ответственная девочка (а совсем даже наоборот). Также здесь не так уж мало эротического юмора и сцен соответствующего содержания. Поэтому аудитория этого сериала состояла и из девушек, и из парней-подростков. Он был очень популярен, и просуществовал в течение 72 серий - рекорд для этого жанра.

В дальнейшем сериалы о "девушках-волшебницах" существовали в рамках вышеизложенных концепций примерно до начала 1990-х.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!