Древней Греции не существовало

Четыре элементарные истории

В каждой из четырех историй — свой ведущий герой. В первой и третьей — мужчина, во второй и четвертой  — женщина. И  мужчина, и женщина во всех четырех историях находятся по краям сцены и не обращают друг на друга ни малейшего внимания.  В первых двух историях также присутствуют другие персонажи спектакля (находятся на середине сцены).

Время

Ведущий герой  истории – мужчина (Спешащий)

Спешащий: …встречаю тут знакомую. Вся такая модная стала. Давно не виделись. Мда.

 (кладет руки в карманы и прохаживается по своей части сцены)

 Спрашивает: «Сева, как дела?» Черт, вот что же я могу ответить? На такой-то вопрос. Глупенькая… Времени нет! Вот и дела.

( дальнейшие слова произносит быстро и с запалом, словно что-то перечисляет)

Просыпаюсь в шесть. Еда, вода. Покормить кота. Выхожу в семь. Полтора часа до работы. Полтора! И это во времена, когда на машине люди доезжают до моей работы за сорок минут. Пробки? Они не всегда. Это уж во сколько поедешь. Потом будь добр, сиди до перерыва, гляди на монитор. Я, конечно, успеваю новости проскочить, в фейсбук залететь. Просто к обеду у меня уже троится в глазах. Однако работа. Ем по-быстрому, в кафе рядом. А чего еще на работе происходит? Да как-то и сложно сказать. Народ часто меняется, платят мало. Начальники считают: может, им и платить-то не надо?

(мнется)

Домой приду. И это в восемь-то часов. Мурлыку покормлю. На диван брошусь. Хорошо… Заботы, проблемы? Позади. А тут свое раздолье. Раздолье сна.

(Пауза. Потом напряженно добавляет)

Где время? Как его ухватить за шкирку? Эх, если бы время имело человеческие черты… Я бы поставил его в угол, а потом... Потом заставил бы отжиматься и приседать тысячу раз. Меня-то в школе заставляли. Почему проклятущее время не заставить делать то же самое? И еще. Я не понимаю. Что дальше – бороться со временем? Умереть от его недостатка? Совершенная загадка.

 

 

По центру сцены двое мужчин – один молодой, другой явно старше (далее в тексте обозначены как  М. и П.)

М: Севу помнишь?

П: Да, конечно! Но мы давно не виделись. Семья, работа…

М: Ты знаешь, я прямо боюсь об этом говорить. Но придется. Сева подавал надежды. Он же был любимцем начальства. Ага. Не замечал за ним никаких странностей?

П: Слушай, ты меня прямо озадачил. Вроде не замечал. Но говорю: мы давно не виделись.

М: Вот-вот. И я о том же. Время меняет людей.

П: Бесспорно.

М: Хм… Он — чудак.

П: То есть?

М: Знаешь, встречаю его на прошлой неделе. «Сев, привет!» — говорю. Ноль внимания. «Человек плохо слышит», — думаю. Что ж, со всеми бывает. Громко – громко говорю: «Сева, привет!» Опять молчит. На меня и не смотрит. Я, естественно, раздражаюсь. Думаю: «»Не хочет разговаривать, и ладно». Отхожу в сторону. И вдруг – не поверишь! – слышу совершенно дурацкие речи. От Севы я такого не ожидал.

П: Например? Я тебя не понимаю. 

М: Чего-то про время.

П: А… Сева бродячим философом заделался. Понятно. Подожди... А начальство его терпит?

М: Он старательный. Такой же аккуратист.

П: Значит, он не чудак.  

М: Слушай, не смеши меня. Я все слышал. Видел. Короче, понял. Я думаю… Думаю… К этому привела его одинокая жизнь.

П: Ну ты  и болтун. Закрыли тему. Пошли  прогуляемся.

Уходят. Реплика второго основного героя.

Женщина: Достижения требуют жертв. Да, разумеется. Ставишь все на карту. Выигрыш обычно не такой классный, как мерещится большинству. Окружающему тебя большинству. Зависть. Как спрут. В детских книжках о ней пишут чаще, чем во взрослых. В пять лет это выглядит забавным. В восемнадцать крепко думаешь над смыслом слов. В тридцать пять все выходит наружу. Но поздно. А поздно ли? Слишком все сейчас зыбко. И успех. И дело. Даже если оно твое. Самое что ни на есть твое. И – страшно подумать – деньги. И время. Оно дирижирует бешеным оркестром людей. Все быстрее и быстрее. Выигрывает, пожалуй, тот, у кого получается обуздать время. Он – герой. Но. Вдруг завоевать время может лишь теряющий человеческий облик? Не хочется так думать... 

 

Спешащий: Иногда я присматриваюсь к животным. К своему коту Ваське. И не только. Мне нравится следить за птицами и из окна, и на улице. Истинное удовольствие.

(задумчиво)

Бывает, утром, еще до работы и всей нервотрепки идешь по району и видишь разных птиц. Конечно, у меня серьезная должность. Не до игрушек, фитюлек. Впрочем, желание понять опережает любые приличия. Как! Как они все ощущают время? Торопятся, как люди, или, наоборот, в полном с ним ладу?

(небольшая пауза)

 До книжек об этом дело не дошло. К счастью. А то бы погрузился во все эти другие материи. Зачем туда окунаться? Времени нет. Бесполезные поступки вредны. Если хочется раздражать других, то это совсем иная история.   Кого-то человек с кружкой  пива во время спектакля взбесит, доведет до ручки. А  на кого-то и шорты зимой не произведут впечатления. «Было время, у нас было время», — говорят старики. У других и раньше — не знаю. У меня, когда-то — не помню. Память вроде не отшибало, а все равно. Чайник закипел, макароны готовы, мясо нужно достать из холодильника, заплатить – узнать — написать. Тьфу, что вот ты будешь делать…

 

Выпиваю

Ведущая героиня истории – женщина (Гуляй-Душа).  Постоянно качается, буквально, как маятник, из стороны в сторону. Старается говорить, не как пьяная — то выходит, то нет. Отдельные фразы произносит ровно, на некоторых словах вдруг спотыкается.

Гуляй – Душа: Странные люди. Петя, мой друг, подходит и говорит: «Ты чего, Алла? Опять пьешь?» Я молчу. Он на меня наскакивает. Всю душу хочет вытрясти. Вместе с внутренностями. Снова за свое: «Алла, ты пьешь? Мне показалось?» Ух…

(стирает мнимый пот со лба)

Ой. Ду-ра-ки.

(смеется, легонько бьет себя ладонью по щеке)

Вот сколько ж раз я говорила – я не пью. Я выпиваю. Смешной Петя не знает, что это такое. У него жена, дети, работа, квартира, кредит- ерундит. Не до того. А я с Ивановыми успела вчера посидеть. У старшего брата дочь, значит, родилась. А как не поздравить? И Новый год скоро. Как не вспомнить? И у младшего Иванова год, как бывшая жена умерла. Как не помянуть? Ну, добрым словом. И по чуть-чуть. Тут ведь какие дела.

(говорит медленнее)

Ивановскую жену,  когда хоронили – народу было! О! Полно. И все чин по чину: батюшка проводил в последний путь, за общим столом посидели, поговорили. Каждый о своем. Вдруг младший Иванов меня в сторону отводит и говорит: «Алла, а ты знаешь… Я тебе никогда не говорил. Никому не говорил. А сейчас скажу. Я ее никогда и не любил. У папы просто деньги были. И место тоже он мне дал. Там, на Курской-то. Вот. Умерла – это да. Жалко. Всем нам жалко. Но с чего бы мне ее любить?» И отошел – якобы покурить. Час так курил. Я сижу и думаю: «Вот тебе и мужики».

(усмехается)

Вчера сидела с Ивановыми. Позавчера – с Любой. Сегодня Игорь звонил. Надо посидеть. Все ведь люди. Мама мне тогда, ну, в прошлом декабре, когда я в сугробе ночевала, говорит: «Алла, еще немного, и ты скатишься, девочка». Непонятно. Куда я скачусь, зачем?  Я еще держусь. Какие-то врачи, рецепты, лекарства… Это все к чему? Я живая.     

(покачивается, с трудом удерживает равновесие и продолжает)

Руки, ноги на месте. Что, я не могу пропустить в хорошей компании, с правильным настроением? Много-мало. Кто знает, много я беру или мало?

 

(По центру сцены два сгорбленных персонажа – мужчина и женщина. Это винные духи, которые  тихо разговаривают между собой.  (далее обозначены как Д-М и Д-Ж))

Д-М:Хороший вопрос – когда появилось пьянство. Видимо, его корни – в древности. Упоминание вина можно встретить в древних литературных и духовных текстах. А Дионисий – виночерпий? Куда без него…

Д-Ж:Ты чего?Что ты несешь?Бредишь? Посмотри внимательно: она вообще лыка не вяжет.

Д-М:Культура трактиров – зашел, поздоровался с друзьями, все свои и улыбаются, пустил по чарке – отлегла боль от сердца. Хочется дальше жить. Душа спокойна, пускай и чуть под хмельком.

Д-Ж: Ну, молчи, поэт недоделанный! У тебя какая-то лже-философия.

Д-М:Мы не представляем Ван Гога без абсента, Есенина без водки. Только я все чаще думаю – что пил Джойс? А Борхес? А Кавабата?

Д-Ж:Фу-у… Я уже тебя еле терплю. Не хочу даже слушать. У нее лицо-то какое красное, глаза заплыли, на ногах почти не держится. Говорит, но с каким трудом! Слушай, историк, выпутывайся из своих воздушных замков и костяных башен. Давай вместе думать – не переборщили ли мы?

(Уходят. Реплика второго основного героя.)

Мужчина: Да… Сначала мне казалось это забавным, вечным разгулом простой русской души. Есть ли творчество без бутылки, как можно не подпитывать свой талант горячительным, многие ли способны хоть несколько дней – не недель и, тем более, не месяцев! – держать себя в тонусе и не браться за старое. Я смотрел на окружающих. Молодец – может месяц пить, потом ни глотка лишнего. Тоже классный парень – крутится, как белка в колесе, бизнес на месте не стоит. Ну, в пятницу нальет, а в субботу уже – во! – тверез. Думал, ко всем такое относится. Ошибся. Алла – чудесная женщина. Но. Когда она пьет, то дико не хочется верить народной примете: «Что у пьяного на языке…» Из-под машин я ее вытаскивал, домой привозил, а что получал в итоге? Добрый по сути человек становился агрессором – синяки, посуда на пол, проломанные стулья. Теперь я думаю: правильно ли я поступил, что не ушел сразу, как все началось? Помню, в институте мы изучали Пруста, «В поисках утраченного времени». Скучная вещь, однообразная. Детство, юность – все через какую-то приторную дымку. Слишком уж витиеватые воспоминания у того парня. Через край. Понравился мне один момент. Вот как бы припомнить...  Он смотрит на танцовщицу, практически шлюху, и понимает – соль земли, пуп вселенной. Значит, она и перед мужчинами ноги не задирает, и не флиртует до посинения, и не может спать с теми, кто побогаче. Потом вдруг раз – чего-то меняется. И хуже ее на свете нет. Словно в микроскопе стеклышко то запотевает, то протирается. Наваждение. Хитрая книжка. У меня так с Аллой.

 

Гуляй-Душа ( произносит всю реплику с  полузакрытыми глазами, растягивает слова – в отличие от первого появления, где речь была более- менее плавной): Что? Давно? Я тут давно? А! Час? Два? Три?

(смеется)  

День? Месяц? Почему? Не. Почему я здесь? Часы? Нет часов. Не подарили. Не купила. Пойти в магазин, взять часы?

(вскрикивает)

Боже! Что-то забыла. Ключи? Не. Сумку? Не. Зеркальце? Не? Помаду? Не. Проездной? Не. Жизнь?

(громче)

Судьба? Жизнь и судьба? Эй. Эй!!!

( слышит хлопок, который раздается за сценой)

Что? Чего такое?

(ледяным тоном)

Да. Трезвая. Сейчас – трезвая. Я не пью. Слышите там? Я – выпиваю.

 

Остров архаики

Ведущий герой истории – мужчина (Мечтатель – находится на краю сцены). Второстепенный герой — женщина (на противоположном краю сцены).

Мечтатель: Они вокруг меня – выглядывают изо всех углов, таращат глаза, пытаются завести в свое логово. Будущники! Знал бы кто, как они мне надоели, как я от них устал. Так хочется предать этих паршивцев анафеме, снять с себя вериги настоящего и…устремиться. Нет, не в будущее. Чего там хорошего? Одни роботы. Вот ахинея  – верить балагурству этих забивателей баклуш. Я долго размышлял, и думы мои были тяжелы. Я не спал три дня! Однако вдруг меня осенило. Я понял – надо создать зачин другой жизни. Остров архаики! Собрать все замечательное из прошлого, сомнительное исключить, и основать – сначала движение, а потом и что-нибудь пошибче. Главное – понять…

(задумывается, после чего произносит)

Что из этого замечательное, а что сомнительное. Балаболить да бабайки в воздух бросать может каждый.  Надо решить много, просто кучу вопросов. Итак…

(уже медленнее)

Будущники влюблены в интернет. Они там и амуры заводят, и россказни складывают, и кушанья берут по телефонам. Житье их – в интернете. Отменить интернет? Да, это благое дело. Надо возрождать. Все поднимать, не заново формировать, а вспоминать. Значит, интернет закрываем. Худая придумка. Ничего там нет, на что бы глаз мудрого человека упал. А телевидение? Хм…

(еще медленнее, с долей растерянности)

Пользы там нет. Одна растрава души весь этот телевизор. Люди скоро и на харчи забудут зарабатывать, когда ТВ, одно ТВ, опять ТВ. С иной стороны... Как же отдыхать на Острове архаики? Нет, ну, тем, кто беднее. Уличных развлечений маловато будет. Дома книги, что ли, читать? Ой, лучше нет. Они всё больше какие-то вредные. Может… Оставить этот ящик? Только самым беднякам. Каликам да юродам, конечно, он не нужен и так, и сяк, а вот тем, кто пока не стал богат – попробовать сохранить? Лучше тогда ограничение поставить. Да! Час. Один час, и все. А то и впрямь всем капут будет.

 

Женщина      

 (спокойным голосом. Во время первой части монолога двигается, как сомнамбула, после слов «Да что там: немного!» движется уже гораздо быстрее)

Кто здесь?Я медленно, осторожно открываю эту дверь. Воспоминания накатывают на меня. А что здесь странного? Да просто я пытаюсь придать им оттенок «плюса» или «минуса». Освятить мгновение. Прошедшее мгновение. Я наслаждаюсь каждой секундой, ведь это было! Да, конечно, было!

(пауза)

 И мне было тогда так хорошо. Я пытаюсь медленно записывать свои впечатления. Уже не думать, а чувствовать. Ощущать. Всё это было со мной в те моменты. Они появляются и кружатся передо мной. Разные странные ассоциации, недосказанности, недомыслия. Немного смущают. Да что там: немного!  

(уже совсем другим тоном, с явной долей ожесточения)

Они меня раздражают! Вдруг я понимаю — нет, я не то сказала, и мне сказали не то. И поехали мы не туда, а должны были туда. И пошло все не так. А ведь могло именно так. Не дожала, не добежала. Полнейший идиотизм. Так что же передо мною?

(с нажимом)

«Чудовища из завизжавшей прорвы» — из мелькнувшей однажды передо мной строки…

 

Мечтатель (стоит преувеличенно прямо): Один час в день. Мне кажется, это поможет. Сейчас многие носят чужие личины. Шифруются. Прячутся за словеса и за экивоки. Я одного такого вчера встретил: «Я», говорит, «разрабатываю коды. А ты чем занимаешься?» И буркалы на меня свои выставил. «Я», говорю, «работу бросил». «Чего это?» «Надоела!» —  отвечаю как на духу. «И вообще-то я сейчас занят чем-то поинтереснее». И ушел. Не стал открывать тайн.

Меня оскорбляют все эти будущники. Я боюсь, совсем скоро они превратят нашу (и мою, и мою ведь тоже!) планету в хлев. Я не понимаю, к чему все эти технологии или как там их еще…

(машет рукой. Далее – говорит бодро)

Лады! Будет Остров. Остров архаики. Я уверен. Банк надо хороший найти. Чтобы никаких мздоимцев. С этого начать. И постепенно, как наши предки говорили — «курочка по зёрнышку» — придумывать дальше, и дальше, и дальше. Расписание? Составлю. Начальники? Решим. Но не хочется мне в руки руководство – то брать. Скука смертная. Вон я на своего начальствующего посмотрел: пыхтит, шипит, ругается, все вокруг носятся, а жалкая толика успеха. Только видимость движения. Нет. Пойдем другим путём.

Только с чего бы начать? Ах, да. Банк! Потом? Хм…

(минуту в задумчивости молчит. Продолжает почти вяло)

Дальше надо думать… Кто пойдет со мной? С кем мы преодолеем все проблемы, несуразицы, несовпадения, и попадём в «молоко»? Хм. Пока — не знаю. Навскидку, конечно, таких людей сложно вспомнить. Я же не могу жить на этом острове один! Ну, естественно, не могу! Не Робинзон из книги. Я решу эту проблему. Потом. А сейчас надо думать о кредитах, деньгах, банках. Неприятно, но куда от этого сбежать. «Если б я был султан…» Не помечтаешь. Да и не надо! Сон можно сделать былью. Из зерна вырастить хлеб. Из злодея — сотворить прекрасного человека. Вот. А почему нет? Будет сложно. Сначала будет очень сложно.

(улыбается сам себе)

Зато звучит – то как. Остров. Архаики.

                                    

Древней Греции не существовало

Ведущий герой истории – женщина  (Знаток)

Второстепенный герой — мужчина.

Знаток:  Древней Греции не существовало! Плутарх — миф! Гомер — выдумка! Сколько таких бомжей бродило по городам и весям… Да, я ходила в школу. Между прочим, по истории у меня всегда были пятерки. Что советская, что постсоветская школа — все одно: глупые учебники, «зубрежка». Итог — полный раздрай в мозгах. Все пользовались моей наивностью. Вбили в голову: существовала такая чудесная страна. Философы там всякие чудесные жили. Все были спортивные, не то, что мы сейчас. Законы придумывали справедливые. В космос глядели. Математику придумывали. И я стояла по стойке смирно у доски и пересказывала всю эту чушь. Даже чуть-чуть  верила. Мне стыдно, но да — была в жизни такая ошибка. А ведь меня  обманывали. Потому что…

(выпаливает)

Ее не существовало! Только малые дети и необразованные люди готовы верить лже-источникам и лже-находкам. Это подделки! Я не то, что так думаю. Я убеждена. Наверняка враги все подстроили. А ведь с чего все началось…

(с рассудительной интонацией)

Мне рассказали на работе, что появился новый Интернет – канал «Полчаса об истории». Кто о нем сказал? Уже не помню. Какой-то хороший человек. Нам вбивали в головы, что любую научную тему надо изучать через толстенные книжные тома. А теперь я понимаю — и здесь нам всем врали. Вот услышу где-то о каком-то событии из прошлого. И что же — пойду копаться в пыли? Да ни за что. Ни желания, ни времени. Короче говоря, на этом канале любую историческую эпоху пересказывают за 30 минут! Я сразу подумала: «Шикарно. За полчаса можно столько всего успеть. Вот и ученые  наконец-то подтянулись». Там очень интересный фильм. Доктор исторических наук рассказывает. Седой, с бородой. Сразу видно — не дурак. И столько всего узнала. Ну, честное слово, прекрасный канал. Всем своим потом рассказала — к экрану прильнули. Оторваться не могут!

(воодушевленно продолжает)

Оказывается, все так называемые свидетельства о Древней Греции придумали… алхимики. Те самые, что занимались созданием философского камня. Они больные были. И вот один главный алхимик… Как его там звали… Да ну неважно. Значит, этот главный алхимик сказал: «Друзья, с камнем у нас не получается. Выдумаем что-нибудь новенькое». Сели за книги, рукописи. Ох, это уж они умели. Кабинетчики. Один документ подделал, другой сам придумал.  Своих, других алхимиков собрал и говорит: «Сейчас займемся Древней Грецией». Ученый из Интернет – канала говорит, целых десять лет они подделывали, сочиняли, додумывали, и в итоге вышел миф о Древней Греции. Какие там якобы все чудесные и гениальные. А на самом – то деле — они были голодранцы – анархисты, власть не признавали, жили большинство не в домах, а на открытом воздухе,  и постоянно дрались. Вот такое просвещенное государство! И пошло – поехало… По книжкам, фильмам, по школам поскакал этот злобный обман.

 

Мужчина: Да уж. Информация к размышлению. Чем я еще могу заниматься? Звания — совсем неплохо. Никто не просит медаль «Герой» цеплять на грудь, но… Почему-то мне кажется, я сделал все, что мог. Разработки, проекты, статьи. Ничего не «ушло в песок». Удивительно? Не страннее, чем сама жизнь.

(после паузы, медленнее)

Сейчас крики везде раздаются: «Ай, как испортилась молодежь… Вот я, а вот я…» Моя память, конечно, страдает, но ведь и мне говорили когда-то тоже самое. Осуждали, били в колокола, призывали к разуму. И не столь важно, как повторяются события — как история или как фарс. Главное — они повторяются. Это в определенном смысле вечное возвращение. Не негативное явление, а как у поэта: «… И это будет вечно начинаться…»

 

Знаток: Нужна смелость опровергать каноны. Особенно если они искусственные. Если они придуманы какими-то ненормальными, жившими тучу лет назад. Ничего хорошего они нам не дали. Ничего существенного. Кроме вот этой фальшивки про великую, сильную, невероятную Древнюю Грецию. А что сейчас? В современной Греции я не была, но вот многие друзья ездили. Да ничего особенного. Что Греция, что Турция, что Арабские Эмираты… Везде жара! А что касается «Полчаса об истории». Другие серии я пока не смотрела. Не до этого. Хотя… Как бы хорошо было записать такие программы: «Полчаса о биологии», «Полчаса о космосе» или особенно «Полчаса о физике». Я, конечно, не ученый, да и не претендую. Замечательно, что глаза раскрыли на проблему. Теперь- то меня не проведешь!

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!