Глава 2. Представления о демонах у Шумеров



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)


Факультет архитектуры и дизайна

Кафедра культурологии

Дисциплина «Философия»

РЕФЕРАТ

 

на тему                                       Демонология древних шумеров                                                                       

                                                                                                                                                                                                         

                                                                               

Выполнил

студент _____________________Филатов Антон Андреевич     ____________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель

работы студентаканд.пед.наук,зав.каф.           ___________                     Р.Р.Вахитова

(уч. степень, должность, подпись, дата, и.о. фамилия)

 

Автор работы

студент группы № ___КЛ 1.16___________________________________________________      

(№ группы, дата, подпись)

 

 

Нижний Новгород – 2017 г.


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Демонология как представления о мире…………………………….5

1.1. Представления о демонах в различных народах………………….5

1.2. Демонология в оккультизме………………….……………………..7

Глава 2. Представления о демонах у Шумеров…..…………………………..9

2.1. Сущность шумерских богов………………….……………….……..9

2.2. Различие демонов Шумера…………………………………………10

2.3. Шумерский эпос о герое Гильгамеше и его битвах с демонами...13

Заключение……………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………….16

 

Введение

Издревле люди веровали в душу, поклонялись магическим идолам, связывали себя и свой род с особым тотемным животным. Но время не стоит на месте, и люди не спеша пришли к вере в абсолютных существ, так называемых божеств. На ранних этапах существования человека было распространен политеизм, или «многобожие», но ещё более ранние этапы существования человека были распространены тотемизм, анимизм, магия и т.д. Так, к примеру, в Древней Греции сложились сюжеты о богах, наделённых сверхъестественными силами. Считалось, что они были частью этого мира, частью природы. Но верования в божеств складывались и ранее. В Месопотамии были особые представления о божествах, так называемых демонах, которые помимо богов, наполняли этот мир вместе с героями, духами и полубогами.[2] Соответственно, среди них отличали как добрых, так и злых, внушающих страх чудищ. Злых существ, как правило, было больше. Все эти существа, по мнению жителей Месопотамии, постоянно следили за людьми и обвинялись во всех неприятных случаев и событий и различных заболеваний. Также демонология использовалась и в церемониальной магии, когда люди пытались призвать демонов на свою сторону и управлять ими для совершения собственных целей и желаний. Появилась так называемая оккультная магия. В средневековье такая магия преследовалась, и следователей этих ритуалов обычно казнили или же использовали в своих целях. Демонологию в то время исследовали Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие. К исследованию мифологии и демонологии Месопотамии приложили руку исследователь С.Г. Хук и другие. Очень большой вклад в исследование этой цивилизации внёс археолог Леонард Вулли, нашедший в Уре табличку 3 тысячелетия до н.э. На той табличке говорилось с текстом «Лулу азу». Лулу — это имя практиковавшего в Уре «знатока воды», или, как переводят некоторые исследователи, «знатока масла» — так в Шумере называли врачей. Также существует мнение, что вся мировая демонология зародилась именно в шумер-аккадский период. Данная проблема является актуальной из-за того, что для изучения возникновения культур необходимо составить четкую картину представлений о божествах и этапах перехода от одних представлений к другим.

Итак, объектом данного исследования является особенности демонов в Месопотамии.

Предметом данного исследования является мифы о демонах народов шумер.

Целью данного исследования является разбор демонологии данного Месопотамского народа.

Задачами данного исследования являются:

а) рассмотрение понятия демонология;

б) сбор информации о демонах шумеров;

в) анализ мифологических сюжетов древних шумеров.

Данный реферат состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем данного реферата составляет 16 страниц. Список литературы включает 12 наименований

 

Глава 1. Демонология как представления о мире.

Понятие «демонология»

Демонология – это общее название различных мифов о демонах. Данное название используется вместе с другими научными дисциплинами. Также демонологию можно понимать как паранауку о демонах, символизирующих человеческие пороки. Свое развитие получила во времена средневековья посредством стараний христианских философов и стала серьезным изменением в мировоззрении. Исследованию демонологической проблематики посвятили свои сочинения такие ученые как Августин Блаженный, Фома Аквинский, Лютер и другие. Наибольшую известность получил демонологический трактат "Молот ведьм". Так как демоны являлись восставшими ангелами, их своеобразная иерархия была установлена в соответствии с ангельской традицией. Причем все подобные "князья" — носители ангельских чинов, присоединились к дьяволу. Свободные места на небе, освободившиеся в связи с уходом трети ангелов, заняли так называемые "Святые". Для обычного христианина демонологические знания имели утилитарное значение, так как бороться со злом и искушением следовало не абстрактно, а представляя определенного демона как личный источник того или иного греха. Кроме того, каждому демону соответствовал небесный противник, непосредственно к которому и следовало обращаться в борьбе с тем или иным демоном. К примеру, антитезой Люцифера стал Иоанн Креститель, противопоставивший греху гордыни добродетель смирения. Демоны встают перед людьми в различных обличьях, но чаще всего в образе демонов мужчин, так называемых инкубов и демонов женщин - суккубов. Целью дьявола становится заполнить мир своими отпрысками. Но, так как он имеет ангельскую природу, он является существом бесполым. Ведьмы вызывали дьявола, ложась спать на левом боку, что было предосудительно для христиан. Демоны также очень любили нападать на монахинь, насилуя их во сне, если те легкомысленно засыпали на левой стороне.

Но демонология существовала не только в христианстве. К примеру, в японской демонологии демонов разделяли на 2 группы – ёкай и юрэй. Ёкай, который определяется как призрак или приведение, имеют не совсем однозначный смысл: это слово записывается двумя иероглифами, одно из значений которого – «волшебный, чудесный», другое же – «загадка, нечто странное, призрак». Если говорить об их облике, то они довольно многочисленны и разнообразны по своему внешности, привычкам, функциям и месту обитания. Главный признак – необычный внешний вид, например, один глаз, длинная шея и так далее. Ёкай немного схожи с образом русских домовых или леших. Живут данные существа в определенной местности и не ставят задачей встречу с человеком. Ёкай могут выступать как дружелюбные существа, так и зловредные. Они чаще всего ассоциируются с огнем и северо-востоком. Юрэй же – тоже призраки и приведения, но их запись иероглифами означает «потусторонний мир» и «душа». Различаются между собой ёкай и юрэй тем, что первые материальны и обладают признаками человека, несмотря на то, что их облик часто бывает необычен. Именно в этой необычности и заключается их особая притягательность. Они живут обычной для них жизнью, в которую случайно может вторгнуться человек, и получается, что человек сам пришел к привидениям ёкай, а не они к нему. Именно поэтому встреча с неизвестным элементом носит в японском фольклоре случайный характер. Ёкаи выступают как дети полутьмы, они появляются под конец дня, его угасание, отчего часы от наступления сумерек до темноты принято называть «оума-га доки» («время встречи с демоном»).[5] Приведения юрэи имеют другую цель, так как и их происхождение другое: оно заключается в том, чтобы появиться перед бодрствующим человеком и вступить с ним в контакт.

Своя демонология была и у славян. В этой демонологии далеко не все демоны являются злыми и стремятся причинить вред. Многие мифические персонажи у славян были нейтральными – ни добрыми, ни злыми. Славяне описывали демонов особенно, достаточно интересно и необычно. Самыми опасными у славян считались упыри. Такое демоническое существо являлось не только жутким кровопийцей, но и проклятым мертвецом. Ими становились прежде всего умершие колдуны, преступники и люди, в которых при жизни находились бесы. Такое  проклятие считалось самым страшным наказанием за злодеяния, которые человек делал при жизни. Простые люди упырей боялись больше всех остальных демонов. Колдунов и грешников почти всегда хоронили дальше от поселения, отдельно от верующих и праведников. Считалось, что упыри могли периодически вставать из могилы, превращаясь в кровожадных упырей. Ночами они пили кровь людей или скота, или съедали. Также существовали так называемые двоедушники. Такие люди днём жили обычной жизнью, но ночью другая душа, демоническая, жаждущая власти, выбирается из тела. Ночью двоедушника невозможно разбудить. Это существо считали неопасным для человека, потому что ничего плохого оно просто так не совершало. Хорошим его тоже назвать нельзя, ибо в нем сидит демоническая сущность.[3] У каждого народа была своя демонология, ибо народ придавал значения всем явлениям и одушевлял их.

 

Демонология в оккультизме

Люди часто обращались к услугам демонов, а в следствии и могли служить им, приносить жертву ради достижения цели. Итак, оккультизм - общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и природе, знания которых доступны лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым». Можно считать, что история оккультизма идёт от глубокой древности. Но в то же время оккультизм, который нам известен сегодня, берет свои истоки из арабской науки и еврейской Каббалы позднего Средневековья, европейского Возрождения, фанатичной Реформации и Просвещения, и только через них – из философской и религиозной борьбы эпохи Эллинизма и раннего Христианства. Ещё можно сложить мифологические пласты различных народов и эпох, существующие, рождающиеся, смешивающиеся друг с другом и умирающие с незапамятных времен, но, главным образом, реконструированные учеными монахами и светскими мыслителями 17-19 веков. Все остальное, которое представляет собой мифы, согласно которым оккультизм процветал чуть ли не в Атлантиде, а зародился то ли в загадочной Лемурии, вросло в тело оккультизма именно в качестве мифов и вымышленных историй. Мифами ни в коей мере не следует пренебрегать, ведь они являются неотъемлемой составной частью оккультной картины мира и в качестве таковой – живут и работают. Демонов учились укрощать во всех эпохах, но во времена господства церкви такие ритуалы и оккультные кружки были под запретом, и за их создание приходило жестокое наказание.

 

Глава 2. Представления о демонах у Шумеров

Сущность шумерских богов

Прежде чем перейти к описанию демонов, нужно ознакомиться с высшими сущностями народов Шумер. Главным богом у шумеров считался Ан или Ану, зависит от истолкования текстов. Это божество существовало задолго до отделения Земли от Неба. Ану изображали в качестве советника и управляющего собранием богов. Он часто гневался на людей, к примеру, однажды наслал на город Урук заклятье в виде небесного быка и хотел уничтожить героя древних легенд Гильгамеша. Но по большей части Ан бездеятелен и пассивен. Данное божество в народе имело символ рогатой тиары. Этот бог осуществлялся с главой семьи и владыкой государства.[1] Энлиль, или Эллиль, считался народом Шумер вторым по важности богом. Его также называли владыкой Ветром, а также господином Дуновением. Данное существо управляло миром, который был расположен между землей и небом. Есть существенно важная черта, которую подчеркивала шумерская мифология: Энлиль обладал множеством способностей, но они все сводились

к контролю над ветром и воздухом. Можно сказать, это было божество воздушной стихии. Энлиль также считался правителем всех чужих стран для шумеров. Он мог устроить погибельный потоп, а также он делает все для изгнания из своих владений чуждых ему людей. Данный дух можно определить как дух дикой природы, который сопротивлялся человеческому обществу,  который пытался обжить пустынные места.

Также существовал своеобразный антипод Эллилю – им выступил бог Энки или Эа, управляющий землёй. Он также считался покровителем всех пресных вод и человечества в целом.[2] Такому управляющему земли люди приписывали черты мага и искусника, обучившего своим навыкам других младших богов, которые, в свою очередь, делились этими навыками с обычными людьми. Также Энки олицетворял человеческое общество, защищал образования, а также при войнах народ обращался к нему за помощью. Помимо трёх главных богов существовали также и старшие боги. Одной из основных богинь старшего порядка являлась богиня Инанна или более известная под именем Иштар.[4] Богиня считалась связанной с планетой Венерой и силой воинской и любовной страсти. Она воплотила в себе те человеческие эмоции, которые осуществляли стихийную силу природы, а также женское начало в обществе. Инанну называли девой-воительницей. У шумеров к каждому городу был привязан бог-покровитель. Каждое поселение было независимым и при этом принадлежало к одной культуре, связанной языком и религией. Шумерская и аккадская мифология Двуречья оставила свои следы во многих памятниках месопотамских городов. Также она повлияла и на развитие Вавилона.

В поздний период он стал одним из самых крупнейших городов древности, где сформировалась собственная абсолютно уникальная цивилизация, которая стала основой крупной империи. Несмотря на это, Вавилон зарождался как небольшое шумерское поселение. Именно тогда его покровителем считался Мардук. Самым известным подвигом Мардука является его победа над Тиамат, праматерью, которая являлась богиней хаоса, его олицетворением, а также и космоса. По преданиям шумеров, из неё появился весь мир. Позже появился ещё один известный бог – Ашшур.[7] Позже он стал богом не только города, но и всего государства, важнейшим богом Месопотамии.

 

Различие демонов Шумеров

У народов Месопотамии не было конкретного обозначения для так называемых чудищ. Таких чудищ иногда называли, основываясь на зооморфные черты, но иногда – за исполнение божественной воли, к примеру, «уму» - древний демон. Чудища как единая группа традиционно определяются по их обличию в ритуалах против вторжения зла, в описаниях художественных работ в храмах или дворцах. Демоны из мифологии Месопотамии появились гораздо раньше самого понятия «демон». Жители Месопотамии разделяли демонов на группы, и у каждой группы существовало свое обозначение. Из их трудов выясняется, что демоны – это существа, занимающие положение ниже богов, то есть, боги могут повлиять на них, регулировать их поступками. Но из шумерских мифов можно сделать выводы, что демоны совсем не всегда подчиняются богам, и вообще не каждый бог может иметь над ними власть.[11] Наиболее известной считается сложная и тщательно разработанная система демонологии Вавилона и Ассирии, в которой демоны занимают весьма почетное место. Ассирийцы, например, различали две разновидности демонов – добрых и злых. Добрые демоны играют роль охраны: они занимают тело человека, дом или дворец, чтобы преградить путь злым демонам туда и произвести опустошения. Ассириец просто не мог себе представить, чтобы место оставалось пустым: если дух, который покровительствует человеку, покидает его, им незамедлительно завладеет злой гений. В соответствии с заклинаниями, именно таким часто бывает происхождение зла: «Его бог покинул его тело, богиня, которая давала ему советы, ушла далеко от него».

Что же касается шумеров, они подразделяли злых демонов на 3 различных типа, каждый из которых мог напасть на любого человека, который по случайности или незнанию оказался незащищённым перед ними, например, заблудившийся человек в одиночестве забредал в особое место, где и происходило нападение. Шумеры также считали злыми духами, во-первых тех, кто не мог упокоиться в своей могиле и потому постоянно выходил на поверхность и бродил по земле. Во-вторых, ими были такие существа, которые являлись наполовину демонами, наполовину людьми. Третий класс же состоял из духов по природе своей, таких же, как боги, демоны, способные оседлать ураган или песчаную бурю, которые насылают на людей чуму и другие эпидемии. Самые первые демоны шумеров – это такое своеобразное олицетворение сил высшего порядка под неким высшим руководством, они также известны под названием «одиннадцать чудовищ Тиамат».[7] Они беспорядочны по своей сути, и могут принимать многочисленное множество форм и очертаний. Каждый из них не является в единственном, а как будто бы во множественном числе. Это не один, а целое сборище демонов. Каждый из них – это неограниченное множество вариантов одной силы. Легенды гласят, что они ужасны видом. Но они, тем не менее, могут принять и видимую для простого глаза форму. Формы эти не отличаются большим разнообразием. Большинство демонов Тиамат змееподобны, их видимая форма – это образ змеи или дракона. Есть ещё демон-скорпион, демон-рыба, демон-бык. Их точные имена не известны никому, за исключением, пожалуй, Кингу. Для остальных же используются только обозначения-эпитеты, позволяющие различать одного от другого. Перейдём к основным демонам шумеров. Кингу – в шумерской мифологии одно из ключевых демонов, созданное праматерью Тиамат. Возможно, принадлежал и к первому поколению богов. Кингу ассоциируется с Луной, которая защищает землю от ударов. Когда молодые боги праздновали победу над Тиамат, они хотели праздновать вечно и создали людей, чтобы они работали на богов и кормили их. Позже боги осознали что требуется божественная кровь и взятый до этого Кингу был убит, и уже из его крови и глины были созданы люди.[8]

Следующий демон – Лахму – был водным чудищем, управляющим этой стихией. В одном из поздних шумерских списков богов именем Лахму был назван получеловек-полурыба, прислужник бога Эа, но кроме того он был спутником богини-целительницы Гулы, имеющий вид получеловека-полусобаки. Необычным обитателем шумерской демонологии стал Анзу – не то демон, не то полубожество, выступал в качестве посредника между небом и землёй, а следовательно посредником между богами и людьми. Одним из злых демонов являлся Ассаку – демон, который вызывает болезни. Он описывался таким ужасным, что от его присутствия погибает рыба в реках. Ассаку поселился в горах, но, как и многие слишком могучие демоны, совершил распространенную ошибку – попытался подмять под себя весь мир. По его приказу камни-воины грабили и разоряли города, повергая жителей в ужас, а богов – в шок. Деревья и травы уже провозгласили Ассаку своим повелителем, а люди же подчинились воле демона. Одну за другой присоединял он чужие земли к своей империи, пока не нашелся герой, котроый осмелился сразиться с великаном – бог Нинурта. В войне его поддерживала каменная армия, но он потерпел поражение от бога Нинурты. Можно также вспомнить демона Хумбабу – гигантский страх лесов кедра и гор Ливана. Этот демон был спокойным и никогда никого не трогал, пока Гильгамеш не начал рубить священную древесину.[12] 

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!