ГЛАВНЫЕ ШЕДЕВРЫ ДЗИГИ ВЕРТОВА



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Факультет культуры и искусств

Кафедра режиссуры и хореографии

 

Реферат.

 

 

«Творчество режиссеров-реформаторов неигрового кино».

 

Дзига Вертов.

 

Автор: Становой А.А., гр. КРС-825-ЗИ-01

 

 

Омск, 2022

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 БИОГРАФИЯ И ИДЕАЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЗИГЫ ВЕРТОВА.. 4

1.1 Начало творческого пути. 4

1.2 Основоположник авангарда. 5

2 ГЛАВНЫЕ ШЕДЕВРЫ ДЗИГИ ВЕРТОВА.. 8

2.1 «Киноглаз». 8

2.2 «Одиннадцатый» и «Человек с киноаппаратом». 9

3 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЗИГИ ВЕРТОВА.. 11

3.1 Метод «Конкретной музыки». 11

3.2 МОНТАЖ ДЗИГИ ВЕРТОВА.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном киномире документальное кино находится на периферии зрительского интереса, чаще все пользуясь примерно такой же популярностью как авторское кино, а может даже и меньше. Тем не менее, стилистика документального кино во многом похожа со стилистикой кино игрового. Нередки случаи, когда кино игровое нарочно берет документальные особенности и от этого только выигрывает. По этой причине понимание важности документалистики в кинематографе очень важно.

Одним из важнейших столпов документального кино является советский режиссер Дзига Вертов, который творил в эпоху киноавангарда. Несмотря на то, что Дзига снимал свои работы еще в первой половине XX века, многие его работы предвосхитили современное кино. Поэтому данного режиссера не только не стоит относить к чему-то устаревшему, но и напротив нужно продолжать смотреть и разбирать.

Целью данной работы является изучение творчества Дзиги Вертова.

Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:

- Изучить первый опыт Вертова в кино и что повлияло на его приход в кинематограф;

- Изучить основные теоритические и идейные взгляды режиссера;

- Изучить основные шедевры автора и выделить их характерные особенности;

- Описать основные методы, которые использовал режиссер.

Объектом данной работы является творчество Дзиги Вертова.

Предметом данной работы являются характерные особенности в творчестве Дзиги Вертова.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

БИОГРАФИЯ И ИДЕАЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЗИГЫ ВЕРТОВА

Начало творческого пути

Давид Кауфман, более известный как Дзига Вертов, родился 2 января 1896 года в польском городе Белостоке в семье букиниста. Помимо общего образования Давид так же посещал музыкальную школу. С детства будущий документалист так же занимался живописью, рисуя символические картины по мотивам произведений Скрябина. В музыкальном деле мальчик любил создавать простые мелодии на основе реальных звуков, которые слышал в повседневной жизни, например, вдохновляясь звуками, доносящимися с лесопильного завода что находился рядом с домом.

 Все свои произведения мальчик подписывал «Дзига Вертов», что если переводить дословно означает «Верченый волчок», так как «Дзига» с польского «Волчок», а «Вертов»- «Вертится». Существует мнение что Вертов взял этот псевдоним лишь после прихода в кино, однако на самом деле на рисунке к стихотворению «Весенний сатана», который датируется 1915 годом стоит подпись именно Дзиги Вертова, а не Давида Кауфмана.

Будущий документалист учился в военной музыкальной школе, а в 1915 году поступил в Психоневрологический институт, где судя по всему завел знакомства с кругом футуристов.

После февральской революции Дзига переехал в Москву, где учился на юридическом факультете Московскго института. Однако в последствии бросил институт, а в 1917 году стал работать в отделе кинохроники Московского комитета. Летом 1918 года Вертову поручают смонтировать хронику «Годовщина революции». Следующие годы Дзига активно занимается выпуском киножурналов:

- 1918-1919 годы журнал «Кинонеделя»;

- 1922-1924 годы журнал «Кино-Правда».[1]

 

В рамках киножурнала Дзига снимает важнейшие события:

- Подавление Ярославского мятежа;

- Бои под Царицыным, Астраханью, Харьковом;

- Агитационные поездки;

- Всероссийсские съезды советов;

- Первомайские демонстрации в Москве.

- Митинги против убийства Розы Люксенбург и Карла Либнехта[2]

Одним из первых фильмов автора становится «Процесс Миронова» посвященный суду над казачьим атаманом. Первым полнометражным фильмом документалиста становится «История гражданской войны»

Так же имеется мнение что режиссер был близко знаком с Владимиром Лениным и был высокого им ценим. Именно Вертов монтировал фильм о похоронах вождя: образ застывшей после смерти вождя страны принадлежит именно Дзиге.

Тут стоит сказать о явных политических предпочтениях автора, которые прослеживаются и в его работе. Автор тяготел к большевистской идеологии, а потому направил свой творческий потенциал не в коммерческое русло, а в русло политическое. За десять лет до Сергея Эзенштейна, Вертов сформулировал теорию относительности на экране в первом варианте манифеста «Мы».

Своими работами Вертов делал в каком-то смысле не возможное: пока весь мир ужасался коммунизмом и образованием нового государства в Восточной Европе, советские граждане содрогались от того авангарда и величия, которое режиссер изображал на экране.

Основоположник авангарда

Эпоха авангарда в советском кино начинается именно с документальной хроники. Однако если чаще всего кинохроника ассоциируется со скучной документалистикой, сухими кадрами и лишь констатацией событий, то Вертов вывел хронику на уровень искусства.

Все художественные элементы, которые были свойственны игровому кино были использованы Дзигой и в документальном. Метафоричность, необычные ракурсы, революционный монтаж. Режиссер Фредерик Россиф так говорил о творчестве Вертова: «До Вертова документалисты снмали изображения, после Вертова - идеи»

Действительно для Дзиги экспрементировать с кадром, ритмом и движением было нормально. Например, в 1919 году он провел следующий эксперимент: во дворе Госкино автор прыгнул с верхушки грота засняв прыжок скоростной камерой. Прыжок в итоге получился интереснее, чем если бы он был снят в обычном режиме. После этого автор начинает эксперементировать со скоростью камеры и пленки.

В 1922 году режиссер публикует свой манифест «Мы», в котором говорит о создании группы «Кинооков», а так же отзывается об игровом кино как о проказе, которое нужно искоренить: «Смерть кинонематографии необходима для жизни киноискусства. Мы требуем ускорить ее смерть»[3] Автор призывал всех кинематографистов к «коммунистической расшифровке мира». Вертов призывал к реализму и к отторжению романтики:

«– вон –

Из сладких объятий романса,

Из отравы психологического романа,

Из лап театра любовника,

Задом к музыке,

– вон –

В чистое поле, в пространство с четырьмя измерениями (3 + время), в поиски своего материала, своего метра и ритма.»[4]

Стоит так же отметить что группа «Кинооки» в каком-то смысле начало советской оперативной кинохроники, так авторы данной группы старались оперативно приезжать на все важные события и происшествия первыми.

В «Кинооках» так же состоял и Сергей Эйзенштейн, который к слову взглядов Вертова на киноискусство не разделял и был ярым его противником.

Так же стоит сказать, что сам Вертов любил появляться в кадре и часто играл эпизодические роли.

Таким образом, приход Вертова в кино был очевиден с самого начал. Еще в детстве будущий режиссер тяготел к экспериментам в творчестве и искусстве, а что как не молодой кинематограф является идеальным для этого местом. К тому же потребность в документалистике была характерной для молодого государства, которое ковалось в пучине гражданской войны.

 

ГЛАВНЫЕ ШЕДЕВРЫ ДЗИГИ ВЕРТОВА

Киноглаз»

В 1924 году выходит фильм «Киноглаз» с подзаголовком «Жизнь врасплох». Названия говорят сами за себя. Под «Жизнью врасплох» подразумевается съемка реальных эпизодов таким образом, чтобы объект съемки об этом не подозревал. Только таким образом, по мнению Вертова можно добиться киноправды. Можно сказать, что, в каком-то смысле, Вертов основоположник жанра репортаж.

В самом же фильме «Киноглаз» камера приравнивается к глазу человека и выступает непросто механизмом, а действующим лицом всего процесса. Камера умудряясь снимать в самых необычных местах просто фиксирует события, не следуя какому-либо сценарию или плану. Киноглаз является одновременно и отождествлением с глазом человеческим, и, в то же время, более улучшенной его версией, которая способна фиксировать то, что человеческий глаз фиксировать, не способен. Однако речь не о Большом брате из романа Оурэлла, а об умении видеть, поглощать информацию, что характерно будет в ближайшие несколько лет во всех советских образовательных учреждениях. Воспитание нового человека с развитым критическим мышлением во основе которого взгляд с различных сторон.

Так же в «Киноглазе» представлен революционный монтаж, выраженный в работе со временем:

- Мясная туша превращается вновь в быка;

- Булка хлеба превращается в тесто-муку-зерна-пшеницу.

Такие эксперименты с монтажом напоминают то, что происходило в кинофильме Кристофера Нолана «Довод».

Так же в картине используется съемка короткими фрагментами с разных точек. Подъем флага в день открытия пионерлагеря на экране длился минуту, за счет того что был разбит на 53 кадра.

Идеологически же картина так же соответствует взглядам Вертова, так как воспевает труд советских рабочих и быт советского жителя.

В 1925 году «Киноглаз» получил серебряную медаль и диплом на Всемирной киновыставке в Париже. Так же стоит отметить, что плакат к фильму созданный художником Родченко стал символом советского авангарда.


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!