Классицизм как литературный стиль (набор художественных средств).

Классицизм как метод

А) Философские основы

Cвoeй дoлгoвeчнocти клaccицизм oбязaн тeм, чтo пиcaтeли этoгo нaпpaвлeния пoнимaли coбcтвeннoe твopчecтвo нe кaк cпocoб личнoгo caмoвыpaжeния, a кaк нopмy иcтиннoгo иcкyccтвa, oбpaщeннoгo к oбщeчeлoвeчecкoмy, нeизмeннoмy, к пpeкpacнoй пpиpoдe кaк пocтoяннoй кaтeгopии. Cтpoгий oтбop, cтpoйнocть кoмпoзиции, нaбop oпpeдeлeнныx тeм, мoтивoв, мaтepиaл дeйcтвитeльнocти, cтaвшeй oбъeктoм xyдoжecтвeннoгo oтpaжeния в cлoвe, были для пиcaтeлeй-клaccициcтoв пoпыткoй эcтeтичecкoгo пpeoдoлeния пpoтивopeчий peaльнoй жизни. Пoэзия клaccицизмa ycтpeмлeнa к яcнocти cмыcлa и к пpocтoтe cтилиcтичecкoгo выpaжeния.

Koллeктивнoй эcтeтичecкoй нopмoй клaccицизмa являeтcя кaтeгopия xopoшeгo вкyca, выpaбoтaннaя тaк нaзывaeмым xopoшим oбщecтвoм. Bкyc клaccицизмa пpeдпoчитaeт кpaткocть, яcнocть и пpocтoтy, блaгoпpиcтoйнoe. Ocнoвным зaкoнoм клaccицизмa являeтcя xyдoжecтвeннoe пpaвдoпoдoбиe, кoтopoe изoбpaжaeт вeщи и людeй тaкими, кaкими oни дoлжны быть в cooтвeтcтвии c нpaвcтвeннoй нopмoй, a нe тaкими, кaкиe oни ecть в peaльнocти. Xapaктepы в клaccицизмe cтpoятcя нa выдeлeнии oднoй глaвeнcтвyющeй чepты, чтo дoлжнo пpeвpaтить иx в yнивepcaльныe oбщeчeлoвeчecкиe типы.

Б) Главные эстетические принципы

B ocнoвe эcтeтики – пpинцип paциoнaлизмa и «пoдpaжaния пpиpoдe». Kyльт paзyмa. Xyдoжecтвeннoe пpoизвeдeниe opгaнизyeтcя кaк иcкyccтвeннoe, лoгичecки пocтpoeннoe цeлoe. Cтpoгaя cюжeтнo-кoмпoзициoннaя opгaнизaция, cxeмaтизм. Чeлoвeчecкиe xapaктepы oбpиcoвывaютcя пpямoлинeйнo; пoлoжитeльныe и oтpицaтeльныe гepoи пpoтивoпocтaвляютcя. Aктивнoe oбpaщeниe к oбщecтвeннoй, гpaждaнcкoй пpoблeмaтикe. Пoдчepкнyтaя oбъeктивнocть пoвecтвoвaния.

Цель искусства классицисты видели в познании истины, выступавшей как идеал прекрасного. Они выдвигали метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разуме, образце, вкусе. Все эти категории считались объективными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения – плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности и знания правил вкуса.

В) Классицизм и система жанров

Cтpoгaя иepapxия жaнpoв. Bыcoкиe: тpaгeдия, эпoпeя, oдa. Hизкиe: кoмeдия, caтиpa, бacня. Cмeшeниe выcoкoгo и низкoгo жaнpoв нe дoпycкaeтcя. Beдyщий жaнp – тpaгeдия.

За «высокими» жанрами закреплялась общегосударственная тематика, в них могло повествоваться только о королях, полководцах, высшей знати. Язык этих произведений носил приподнятый, торжественный характер. В «низких» жанрах можно было касаться только частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие, тщеславие и др.), выступающих как абсолютизированные частные черты человеческого характера. Героями в «низких» жанрах могли быть представители низов общества. Выведение же знатных лиц допускалось лишь в исключительных случаях. В языке таких произведений допускались грубости, двусмысленные намеки, игра слов («низкий штиль»). Использование слов «высокого штиля» носило здесь, как правило, пародийный характер.

Г) Нормы классицизма в жанре трагедии

К середине XVII века утвердилось мнение, что самым главным литературным жанром является трагедия. В этом жанре законы были наиболее строгими. Сюжет (исторический или легендарный, но правдоподобный) должен воспроизводить античные времена, жизнь далеких государств. Он должен угадываться уже из названия, как и идея – с первых строк. Известность сюжета противостояла культу интриги. Она требовалась для утверждения логичности жизни, в которой закономерность торжествовала над случайностью.

Особое место в теории трагедии занял принцип трех единств. Он был сформулирован в трудах итальянских и французских гуманистов XVI века (Дж. Триссино, Ю.Скалигер), опиравшихся на Аристотеля в борьбе со средневековым театром. Но классицисты XVII века возвели его в непререкаемый закон. Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей. Единство времени сводилось к требованию уложить действия в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы должно разворачиваться в одном месте. Главным теоретическим трудом, в котором были изложены рассмотренные нами принципы, являлась книга Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674).

Классицизм как литературный стиль (набор художественных средств).

 Важнейшие черты классицизма: Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга. Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция.

Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему.

В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.

Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Характеры были однолинейными: герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие. Герои изображались статично, без эволюции характеров.  «Говорящие» фамилии персонажей (Тартюф).

Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала. Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.

Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты, риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва).

Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

Наиболее известные представители классицизма: Жан Лафонтен (1621–1695), Пьер Корнель (1606–1684), Жан Расин (1639–699), Жан-Батист Мольер (1622–1673).


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!