Период между 1801 и 1917 годами

В 1765 г. Гатчинскую мызу купила Екатерина II и пожаловала генерал-фельдцейхмейстеру графу Г. Г. Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте, в результате которого Екатерина стала императрицей. С этого периода начинается история дворцово-паркового ансамбля в Гатчине.

Главным архитектором стал Антонио Ринальди. По его проектам был построен Большой Гатчинский дворец, который сочетает в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. Был создан парк в «английском вкусе», что соответствовало последним для того времени достижениям паркового искусства. Это был первый в истории русского паркостроения пейзажный парк. В парке возникли искусственные острова, были поставлены Колонна Орла и Чесменский обелиск, из дворца в парк проведен подземный ход, оканчивающийся так называемым Гротом «Эхо». Все мосты были деревянными. Также был распланирован большой Зверинец для охоты.

После смерти графа Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила у наследников в казну гатчинское поместье и подарила его сыну, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Главным архитектором стал Винченцо Бренна. Садовым мастером Джеймсом Гекетом были распланированы регулярные сады, парк Сильвия. На острове Любви был построен Павильон Венеры, а недалеко от него — Берёзовый домик и портал «Маска». На входах в парки были построены Берёзовые, Адмиралтейские, Зверинские и Сильвийские ворота. Также были построены Лесная Оранжерея, Ферма, Павильон Орла и другие постройки. В 1795 году началась перестройка Большого Гатчинского дворца, а в 1798 году по проекту архитектора Н. А. Львова был построен Приоратский дворец. По проектам архитектора А. Д. Захарова были построены Горбатый мост, Холодная ванна, Птичник.

В 1828 году Николай I сделал Гатчину своей штаб-квартирой во время весенних и осенних маневров в Красном Селе. А в 1844 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина началась перестройка Большого Гатчинского дворца.

19 мая 1918 года Гатчинский дворец был открыт для посетителей как музей.

Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль сильно пострадал. Дворец и многие парковые павильоны были сожжены, парки вырублены.

После окончания войны в парке начались восстановительные работы. Были отреставрированы многие парковые сооружения. Начались работы и по восстановлению Дворца, однако они не носили характера реставрации, а ограничились мерами, дающими возможность использования здания. Реставрационные работы начались лишь в 1976 году, а первые залы были открыты для посещения в 1985 году.

В конце 1980-х годов павильон Птичник значительно пострадал от пожара, а в 1993 году сгорело Адмиралтейство.

Высший расцвет садово-паркового искусства в России произошёл в XVIII веке. В окрестностях Санкт-Петербурга и в самом городе в это время создаются парки и сады — Летний сад, Екатерингоф, сады в Петергофе, Ораниенбауме, Стрельне, Царском Селе и других пригородах, многие из которых стали жемчужинами паркостроения России. Эти парковые ансамбли создавались, в основном, в стиле барокко — с правильной геометрией дорожек, площадок, с использованием фонтанов и большого количества статуй, преобразующие естественные ландшафты в упорядоченную структуру. Это были сады с регулярной планировкой, в так называемом «французском» стиле. Во второй половине века мода изменилась в сторону так называемых «английских» или пейзажных парков, отличающиеся от «французских» планировкой, имитирующей естественные ландшафты. Именно в это время возникает гатчинский Дворцовый парк[6].

Историю создания парка принято делить на два периода — «орловский» и «павловский»[7].

«Орловский» период

 

«Орловский» период создания парка связан с владельцем Гатчинской мызы (ныне город Гатчина) графом Григорием Орловым, фаворитом Екатерины II. В 1765 году Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у князя Бориса Александровича Куракина и подарила её своему фавориту в благодарность за организацию дворцового переворота 1762 года, в результате которого она стала императрицей. Через несколько лет на территории мызы новым хозяином закладывается Большой Гатчинский дворец, а вокруг дворца начинает создаваться пейзажный парк. Начало создания парка приходится на 1770-е гг., об этом говорят объявления Домовой конторы графа Орлова в «Санкт-Петербургских ведомостях» о вызове подрядчиков по доставке деревьев и найму работников для проведения работ на территории парка. Руководство созданием парка осуществлял известный садовый мастер Джон Буш, приглашённый Орловым специально для этой цели. В эти годы производилась обработка и изменение изначального лесного массива вокруг Белого озера, посадка редких и немногочисленных пород деревьев, нетипичных для леса северной полосы. Кроме местных, преимущественно хвойных пород, в парке были высажены тысячи деревьев — дубов, плакучих ив, клёнов, лиственниц, вязов, серебристых ясеней и лип, причём посадки проводились с учётом эстетического и колористического восприятия пейзажа. Деревья для парка доставлялись уже взрослыми, в основном из Новгородской губернии. Также изменения коснулись рельефа местности, были углублены и расширены озёра, устроено несколько искусственных островов, проведены прогулочные дорожки.

 

В парке раннего периода его существования было установлено всего несколько постоянных сооружений. Некоторые из них дошли до нашего времени — это Колонна Орла, впервые упоминающаяся в 1770 году[10], Чесменский обелиск, построенный не позже середины 1770-х годов и впервые упоминающийся в 1783 году Грот «Эхо». Но, тем не менее, на его территории для развлечения хозяев и их гостей устраивались различного рода временные декорации, например, небольшие павильоны, внешне выглядящие как хлебные или сенные скирды, внутри которых были залы для отдыха.

Известно ещё об одном сооружении парка «орловского» периода, не сохранившемся до нашего времени — на Белом озере были установлены медные статуи, выкрашенные в белый цвет, подаренные Орлову известным горнозаводчиком Александром Демидовым[13]. Когда и куда они исчезли — неизвестно, но о том, что они некогда украшали поверхность озера, напоминает крупный гранитный камень с прямоугольной выемкой в одном из заливов озера.

Первый этап развития парка заканчивается в начале 1780-х гг. в связи со смертью хозяина поместья в 1783 году.

«Павловский» период

 

Следующим владельцем Гатчинской мызы стал великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. Поместье было подарено Павлу его матерью, Екатериной II, которая выкупила мызу у братьев Григория Орлова после его смерти в 1783 году. В это время Павел Петрович был занят строительством своей резиденции в Павловске. Из-за ограниченности личного бюджета серьёзно заняться Гатчиной он смог только 1790-х годах, когда в Павловске было закончено основное строительство[16]. «Павловский» период в развитии парка продолжался начиная с 1780-х гг. и до смерти императора в 1801 году.

При новом владельце в парке продолжились крупные работы. В больших количествах высаживались деревья (в качестве примера можно привести заказ на посадку только одним подрядчиком 16,5 тысяч лип в 1794 году), проводились масштабные перепланировки ландшафтов, строились новые парковые сооружения.

Некоторым частям Дворцового парка в последнем десятилетии XVIII в. была предана регулярная планировка. Это в первую очередь Сильвия, Верхний и Нижний Голландские сады, Ботанический сад и Собственный сад, примыкающий к зданию дворца. Тем не менее, эти участки ансамбля органично влились в пейзажный парк, не нарушая его целостности.

 

Возведение новых парковых сооружений началось уже в 1780-х гг. Вероятно, первой постройкой в парке при новом хозяине поместья стал Берёзовый домик, который был построен до 1787 года архитектором Франсуа Виолье[19]. Этим же периодом датируются Большие железные ворота (построенные, вероятно, в 1787 году), расположенные на северной границе парка и отделяющие Дворцовый парк от Зверинца.

В 1790-х годах начинается основной период застройки парка. В это время в парке работает садовый мастер Джеймс Гекет. Здания старого господского дома, располагавшиеся на территории парка, сносятся.

В первой половине десятилетия в южной части парка начинает строиться здание Адмиралтейства, предназначенное для постройки и хранения прогулочных судов небольшого гатчинского флота, а в 1795 году около Адмиралтейства выкапывается овальный пруд, соединяющийся с Белым озером небольшим каналом с подъёмным мостом и предназначенный для спуска судов на воду[21]. У южного входа в парк по чертежам Ринальди в 1794—1796 гг. возводятся массивные Адмиралтейские ворота[22]. Также в южной части парка под наблюдением Ф. Гельмгольца разбивается Ботанический сад[23]. Около Берёзового домика устраивается каменный портал, предназначенный для маскировки от зрителей павильона, внешне выглядящего как поленница дров[24]. Недалеко от домика строятся Берёзовые ворота (1795—1798), обозначившие восточный выход из парка.

В центральной части парка прокладывается канал, отделивший часть берега и создавший на Белом озере новый остров, получивший название острова Любви[26]. Его украшением становится Павильон Венеры, строительство которого продолжается с 1792 по 1793 гг. На берегу острова создаются террасы, высаживаются липы. На противоположном берегу Белого озера, на Длинном острове, в 1792—1795 годах появляется Терраса-пристань, использовавшаяся как причал для прогулочных судов[30]. На том же острове в 1793—1796 гг. строится Павильон Орла[31], визуально соединившийся с Колонной Орла с помощью просеки.

В северо-западной части Дворцового парка устраивается регулярный парк, получивший название Сильвии, создание которого продолжается до 1800 года. В 1792—1793 годах на границе Сильвии возводятся ворота из пудостского камня. После окончания работ этот участок, отделённый от Дворцового парка стеной, становится самостоятельным парком. Недалеко от него начинается строительство Холодной ванны — бассейна, ограждённого каменным барьером, а также Лесной оранжереи (1794—1796), предназначенной для выращивания декоративных, лавровых и других деревьев. В различных частях парка существовавшие ранее деревянные мосты заменяются каменными.

В это же время благоустраивается часть парка, прилегающая к дворцу. Рядом с Серебряным озером выкапывается и облицовывается гранитом Восьмигранный колодец. В 1792—1793 гг. на месте глубокого оврага создаётся Карпин пруд, имеющий форму кувшина (окончательно он был завершён летом 1795 года). Земля, вынутая при этих работах, идёт на подсыпку берегов при создании двух участков парка с регулярной планировкой — Верхнего и Нижнего Голландских садов. В 1794 году на территории, непосредственно примыкающей к зданию дворца, строится терраса Собственного сада. С противоположной стороны дворца на некотором расстоянии устраивается небольшой регулярный садик «Графин» с так называемой Турецкой палаткой — деревянным ярко расписанным шатром, увенчанным гюйсом Императорского военно-морского флота.

Во второй половине 1790-х и в 1800—1801 гг. работы по обустройству парка продолжаются. Из новых сооружений появляется Амфитеатр, построенный в 1797 году по проекту архитектора Н. А. Львова и предназначенный для проведения рыцарских представлений — так называемых «каруселей». В 1796 году у Больших железных ворот часть кирпичной ограды заменяется на металлическую решётку. В 1797 году окончательно оформляется Собственный сад, около Лесной оранжереи выкапывается небольшой пруд, предназначенный для полива растений в оранжерее; пруд прямоугольной формы выкапывается также недалеко от Берёзового домика. В Ботаническом саду строятся 13 лестниц из черницкого камня, в 1799—1801 гг. в этом саду устраиваются оранжереи и теплицы. По проекту архитектора А. Д. Захарова начинается перестройка Холодной ванны. На берегах Белого озера возводятся два моста — Горбатый и Карпин.

Период между 1801 и 1917 годами

После смерти Павла I в 1801 году интенсивные работы в парке приостанавливаются. При следующих хозяевах Гатчины и, соответственно, Дворцового парка, в основном проводится реставрация обветшавших сооружений, парк поддерживается в хорошем состоянии.

Первые датированные работы в парке в этот период относятся к 1837 году, когда полностью перестраивается Малый мост на круговой дороге. В 1841 году реставрируется Горбатый мост, в это же время (1841—1842 гг.) восстанавливается обветшавший Павильон Орла. В 1843 году изменяется архитектура Берёзовых ворот — на них устраивается кровля, заменившая обзорные площадки наверху ворот, что несколько меняет, но не ухудшает их вид. В 1847—1849 гг. реконструируется Амфитеатр.

Во второй половине XIX в. работы продолжаются — в Ботаническом саду сносятся теплицы и оранжереи, а на их месте высаживаются дубы, в это же время появляются ажурные чугунные мостики на острове Любви. В 1851 году на этом же острове переделываются обветшавшие балконы. В 1859—1860 гг. реконструкции подвергается старейшее сооружение парка — Колонна Орла, у которой заменяется основная мраморная колонна и реставрируется фигура орла. В 1881 году около Больших железных ворот строится небольшая караулка по проекту архитектора Л. Ф. Шперера. Через четыре года, в 1885 году, опять реставрируется обветшавший Горбатый мост, а также Павильон Орла. В 1886 году восстанавливается Терраса-пристань, в 1887 году — Адмиралтейские ворота и в этом же году полностью перестраивается Большой мост на круговой дороге. Последней известной работой в этот период является перестройка Чесменского обелиска в 1891 году, который был полностью разобран и воссоздан в прежнем виде.

Парк после 1917 года

После и отречения от престола императора Николая II к власти пришло Временное правительство. Парк перестал принадлежать царской семье и перешёл в народную собственность.

До начала Великой Отечественной войны крупных работ в парке не проводилось.

Начиная с 1941 года и по 1944 год Гатчина находилась в оккупации. В это время парк сильно пострадал — было вырублено большое число деревьев, взорваны Карпин, Большой и Малый мосты на круговой дороге, сильно повреждён и заминирован Горбатый мост, Лесная оранжерея полностью сожжена. Все остальные сооружения также пострадали в той или иной степени. Вскоре после освобождения города, в ночь с 12 на 13 сентября 1944 года до основания был разрушен Берёзовый домик при попытке его разобрать.

В послевоенные годы начинается восстановление гатчинских парков. Первые работы проводятся почти сразу после освобождения города — территория парка разминировалась, засыпались воронки от взрывов снарядов и бомб, расчищались дорожки и убирались обломки разрушенных сооружений, извлекалась из земли закопанная скульптура. В первые послевоенные 4 года в парке было высажено около 6000 деревьев.

Крупные работы по устранению повреждений, нанесённых войной, начались во второй половине 1960-е гг. с реставрации Павильона Венеры. В 1969—1970 гг. производится восстановление Горбатого моста, Павильона Орла и Адмиралтейских ворот, возвращается изначальная планировка Верхнего и Нижнего Голландских садов. В 1972 году реставрируется старейшее сооружения парка — Колонна Орла. В 1973 году восстанавливается здание павильона Берёзового домика, а воссоздание его интерьеров продолжается вплоть до 1976 года. В 1974—1979 гг. производится полная реконструкция Павильона Венеры.

В 1980-х гг. производятся восстановительные работы в Собственном саду, повторно реставрируется Горбатый мост. Начинаются работы по восстановлению Холодной ванны, которые в начале 1990-х гг. приостанавливаются. Также в это время парк несёт не восполненную до сих пор потерю — 19 июля 1993 года пожар уничтожает павильон Адмиралтейства.

В 2004 году завершилась продолжавшаяся несколько лет реконструкция шлюза у Больших Железных ворот, находящегося в месте истока речки Тёплой из Белого озера.

С 2006 года средства, выделяемые на восстановление парка, значительно увеличились. Полное восстановление дворца и парка планировалось к 2012 году.

В 2008 году из бюджета Санкт-Петербурга были выделены средства на реставрацию Павильона Венеры, а также моста через протоку около Адмиралтейства.

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!