Глава 2. Маски венецианского карнавала



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. История и основные традиции карнавала. 5

Глава 2. Маски венецианского карнавала. 13

Глава 3. Практическое исследование особенностей изготовления венецианской маски 20

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Приложение 1. 24

Приложение 2. 28

Приложение 3. 29

 


Введение

Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, учебу, занимаемся повседневными делами. Но, согласитесь, было бы скучно, если жизнь состояла из одних только будней. И так радостно, когда на смену обычным дням приходит праздник – особое состояние души, эмоциональный подъем, вызванный проживанием какого-либо радостного события. Праздники отличаются друг от друга по форме проведения и содержанию. Бывают праздники, государственные, приуроченные к определенным датам, политическим событиям, религиозные, народные, связанные с обычаями, поддерживающие определенные традиции. Одной из форм проведения народных праздников является карнавал.

Мы начали свою работу с того, была посещена выставка «Венецианский карнавал» выставочного проекта «Квадрат» (г.Санкт-Петербург), которая проходила в Липецке в Историко-культурном музее с 28 августа по 1 декабря 2020 года. Побывав на выставке в день открытия и приняв активное участие в конкурсе масок, в мастер-классе по их изготовлению и декорированию, у нас родилась идея продолжить изучение темы культуры венецианского карнавала в рамках исследовательской работы.

О карнавалах и карнавальной культуре заговорили относительно недавно. Карнавал является предметом изучения не только культурологов, но и историков, и лингвистов, и искусствоведов, и специалистов в области изобразительного искусства, музыки и кино. Описания карнавалов – как старинных, так и современных – составляют значительную часть в публицистической и художественной литературе, в том числе и в детской. Например, сказочная повесть Джанни Родари «Гондола-призрак» переносит нас в Венецию XVII века, где главными действующими лицами являются классические маски итальянской «комедии дель арте» – Арлекин, Капитан, Панталоне, Коломбина и другие. Главный герой повести Октава Фейе, пересказанной современным школьникам Григорием Кружковым «Жизнь и удивительные приключения знаменитого синьора Пульчинеллы из Неаполя» – также один из популярных персонажей комедии масок. В таким знакомых нам произведениях «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэррола, в «Приключениях Буратино» Алексея Толстого, «Приключениях Пиноккио» Карло Коллоди повествование также построено на элементах карнавальной игры. А появление такого обязательного аксессуара современной повседневности, являющегося уже скорее его важной приметой – такого, как маска, обуславливает еще больший интерес к этому неотъемлемому атрибуту карнавального действа. Всё это обуславливает наш глубокий интерес и актуальность выбранной нами темы.

Тема нашей исследовательской работы сформулирована следующим образом: «Под маской: история карнавалов и карнавальной маски».

Цель нашей работы: описание карнавальных традиций и исследование истории карнавальной культуры и такого её важного атрибута, как маска.

Задачи работы:

1. Освещение истории появление и основных традиций карнавала.

2. Общая характеристика основных масок венецианского карнавала.

3. Практическое исследование особенностей изготовления венецианской маски.

В нашей работе мы выдвинули гипотезу о том, что изучение феномена карнавала способствует расширению нашего кругозора и является одним из важных способов воспитания традиций праздничной культуры.

Объект работы: карнавал как форма праздничной культуры. Предмет работы: анализ карнавала как формы праздничной культуры, обладающей специфическими чертами и атрибутами, обязательным среди которых является маска. Творческим продуктом нашей работы является изготовление настоящей карнавальной маски с использованием технологий венецианских мастеров.


Глава 1. История и основные традиции карнавала

Желание праздника и волшебства сопровождало человечество на протяжении всей его истории. Одним из способов разнообразить досуг стали балы и маскарады. Интересно, что традиция примерять на себя неожиданные образы и скрывать лицо под маской имеет древнюю традицию и широкую географию. Пласт внерелигиозной, исконно народной культуры, который лучился языческим весельем, иронией, шутовством, сарказмом, существовал всегда.

Карнавал – это мир наоборот. Прежде всего – это яркая, неистовая, безудержная, предельно насыщенная игрой человеческих эмоций красота карнавала, внецерковных обрядово-зрелищных форм, организованных на началах смеха и принципиально отличавшихся от чопорных, серьезных, строгих, торжественных культовых форм и церемониалов. Карнавальные формы создавали иной мир, иную жизнь, к которой многие средневековые люди были причастны.

Суть карнавала состоит в перечеркивании всего готового и завершенного. Общественное сознание очищается от трагического мироощущения, пафоса нищеты, страдания, ореола мученичества, аскетизма, от напряженного поиска. Повседневная жизнь наполняется светом ярких праздников, оптимизмом, жаждой богатства земных ощущений.

Эстетический эффект карнавального зрелища заключался в приеме инверсии (перестановки), в процессе которой подданный становился царем, слуга – господином, мужчина – женщиной, дурак – мудрецом и все высокое, возвышенное выступало как предельно заземленное. В этом ярком празднике все устремления, чувства, помыслы сливались в единый экстаз всеобщего сопереживания, откровения, открытости, радостного ликования. Предельная раскованность, свободное душевное проявление способствовали временному отрицанию жестких норм, социальных ролей, обязанностей, присущих повседневной жизни. И, как следствие компенсаторной функции, единство общества существенно укреплялось, усиливался процесс интеграции людей в прочный коллектив.

Исторической родиной карнавала считается Римская империя. Во время сатурналий (так назывались языческие праздники в честь бога Сатурна – покровителя земледелия), значимое место занимала повозка в виде корабля или лодки, на которой возили женщин как символ плодородия.

Эти праздники которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. И на период Сатурналий все люди становились равными друг другу. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски полностью скрывающие лица. В Древнем Риме маска была безликой и для всех одинакова.

Древние народы Америки часто в своих ритуалах и праздниках использовали маски. В основном это были изображения животных, что было связано с образом жизни охотников и натуральным хозяйством. Индейцы верили, что у человека есть тотем – животное-покровитель, которое защищает целый род и помогает снискать благосклонность природы.

С приходом христианских традиций в Европу этот праздник стал проводиться ближе к концу зимы, в дни, предшествующие началу Великого Поста. Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником», за которым следовал первый день Великого поста – «пепельная среда».

Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели — венецианцы считали иначе. Они переводили «карнавал» следующим образом: carrus navelis — «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie — старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.

Столицей маскарада и карнавала принято считать Венецию. В XVIII столетии жители этого итальянского города не снимали с лиц маски по полгода: таким образом, все люди уравнивались между собой. Не было ни богачей, ни бедняков, ни знати, ни простолюдинов. В масках все двери были открыты: в карнавальном костюме можно было прийти на заседание суда, в монастырь, в королевский дворец или просто в гости.

Насчет того, когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий. Согласно первой, в 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.

По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных хорватскими пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью.

В 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили карнавал: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице. А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.

В последующие годы карнавал в Венеции, дата проведения которого не была постоянной (празднования могли начинаться в октябре, достигая своего пика в канун Великого поста), приобрел невероятный размах. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.

Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление, в котором участвовали акробаты, шуты и танцоры. А завершал представление пышный фейерверк.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета венецианского карнавала за всю историю. XVIII век – это танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды.

По подобному сценарию сегодня проводится и знаменитый Бразильский карнавал, который берёт начало от португальского аналога русской Масленицы – уличных развлечений, во время которых шалуны обливали друг друга водой, осыпали мукой и сажей, бросались тухлыми яйцами и т.д. «Португальская масленица», завезенная в Бразилию в XVII в. португальскими переселенцами с Азорских островов и островов Зеленого Мыса, символизирует освобождение и начало Великого поста. Вскоре к португальской народной забаве присоединились африканские рабы, привнеся традиции и народные обряды «Черного континента». Итальянские и французские переселенцы, в свою очередь, привезли с собой в Бразилию мотивы сказочных венецианских карнавалов. Карнавал в XIX в. впитал традиции европейских карнавалов, когда живописные маски, яркие костюмы, фантастические персонажи и парады украшенных автомобилей появились на бразильских празднествах.

В Бразильском Карнавале участвуют все жители страны. Веселые красочные шествия с танцами продолжаются 4 дня. Вся страна погружается в искрящуюся весельем атмосферу самбы, буйства фантастических нарядов, льющейся отовсюду музыки и улыбок сотен тысяч людей, от души радующихся главному праздничному шоу страны.

Черты карнавала имеет и популярный праздник Хэллоуин — ночь с 31 октября на 1 ноября. Этот праздник появился примерно в 4000 году до нашей эры и берет начало от кельтского праздника Самайн — «Смерть лета». Рогатый бог плодородия, воскресающий весной, умирал в начале зимы, а мертвые в эту ночь возвращались на землю, чтобы навестить живых. Календарно это дни считались безвременьем. В такое нелегкое время нужно было быть ко всему готовым и встречать Самайн во всеоружии — развести костёр, который защищал от вечной тьмы и притягивал солнце. Поскольку границы между мирами стирались, мёртвые, духи и прочие удивительные существа свободно ходили по земле. Чтобы не было с ними неприятностей, для нечисти и духов оставляли жертвоприношения в виде всяческих угощений. И, чтобы не вступать с нечистью в конфликты, нужно было, чтобы она принимала людей «за своих» – отсюда пошла традиция маскировки на Самайн: люди прикидывались ведьмами, привидениями и прочими представителями иного мира. В IX веке праздник назвали «Днем всех святых» ­— «All Hallows Evening» или сокращенно – «Halloween». А потом была открыта Америка, и переселенцы повезли с собой на новую землю свои традиции. Вот здесь и родилась традиция делать фонари делать из тыквы. А в 20-е годы ХХ века Хэллоуин в США стали отмечать с особенным размахом, и праздник все больше обретал черты карнавала.

Один из самых молодых карнавалов в мире – это мексиканский. Грандиозный «парад Катрины» – центральное событие карнавала, проводимого в столице Мексике – Мехико – в дни празднования Dia de los Muertos («Дня мертвых»). Несмотря на мрачное название, это — одно из самых зрелищных и веселых событий в стране. Появившийся еще в доколумбову эпоху праздник пережил колонизацию и католизацию страны, объединил разобщенную постреволюционную Мексику. День мертвых празднуется в Мексике, а также в соседних с ней Гватемале, Гондурасе, Никарагуа и Сальвадоре, начиная с 1 ноября. В отличие от Хэллоуина, где основная эмоция – страх перед потусторонними силами, во время мексиканского Дня мертвых царит веселье и радость. Празднование сопровождается уличными гуляниями и парадами. Самые красочные мероприятия проходят в столице страны – Мехико. Здесь на улицах города организуют огромный карнавал – парад Катрины. (Кстати, не так давно был снят мультипликационный фильм «Книга жизни», в котором описывается романтическая история любви и настоящей дружбы на фоне празднования Дня мертвых).

Главный символ мексиканского карнавала – Катрина – появился лишь в начале XX века. В 1913 году мексиканский художник Хосе Гуадалупе Посада создал гравюру, на которой изобразил даму высшего света с черепом вместо лица. Картина называлась «La Calavera Garbancera», что в переводе значит «элегантный скелет». После Мексиканской революции этот образ стали повсеместно использовать в изобразительном искусстве. Тогда же его назвали Катриной (La Catrina), что в те времена в Мексике значило чересчур разодетых и хвастающихся своим богатством женщин. Катрина стала символом Дня мертвых.

Что касается самого «парада Катрины», то он начал проходить в Мехико совсем недавно. Своим появлением карнавал обязан Джеймсу Бонду. В одном из эпизодов фильма «007: Спектр», вышедшем на экраны в 2015 году, Джеймс Бонд оказывается на мексиканском карнавале в честь Дня мертвых. Мероприятие это было полностью выдумано сценаристами, однако так пришлось по душе мексиканцам, что они начали ежегодно проводить карнавал.

Черепа — главный символ Дня мертвых в Мексике. Такую раскраску носят на лицах во время карнавалов и шествий. Из сахара здесь также лепят маленькие конфеты в виде черепов и повсеместно продают их на улицах.

Смешавшись с отголоском славянских языческих обрядов, традиция новогодних маскарадов закрепилась и у славян. Отголоски языческих обрядов, таких как водить Коляду, сопутствовали переодеванию в различные наряды, в частности, козу. Человек, исполнявший роль этого животного, надевал на лицо маску в виде головы козы. Также использовали образы медведя, мифических героев – водяного и кикиморы. Это делали с целью избежать воздействия нечистого: считалось, что спрятавшись под чужой маской, он бы просто не узнал человека.

Многие из карнавальных черт можно увидеть в русском скоморошестве. Скоморохи наряжались в костюмы и маски (рожи), использовали различный реквизит и чучела животных, устраивали театр кукол. Громко играла музыка, люди начинали подпевать веселым песням, а вскоре уже весь город мог кружиться в безумном танце. Это позволяло людям забыть о своих бедах и горестях, отвлечься от всего и навеселиться от души на год вперед. Конечно, это не было карнавалом в чистом виде. Скоморошество больше относятся к театру, хоть и имеет множество карнавальных черт.

Настоящий карнавал пришел в Россию во времена царствования Петра Первого. Царь-реформатор, искореняющий изжившие себя старые традиции, принялся внедрять все новое, в том числе и обычаи празднеств. Именно при нем, а точнее при царском дворе появился европейский маскарад, который поначалу нравился далеко не всем, как чуждое и праздное явление. Впрочем, возмущаться было бесполезно, ведь Петр был твердо уверен в правильности своих решений и не хотел оставаться в прошлом. Он обожал маскарадные шествия, представлявшие собой сюжетные постановки с переодетыми в костюмы и маски персонажами. Чаще всего эти представления были на тему римских богов и различных персонажей «на злобу дня». Император участвовал не только в маскарадных представлениях лично, но и писал к ним сценарии. Так маскарад стал неотъемлемой частью жизни придворных.

Наибольшую популярность карнавал приобрел в эпоху царствования Елизаветы Петровны. Именно тогда маскарад приобрел те черты, что впоследствии перешли в современную культуру российского карнавала. Елизавета ввела моду на метаморфозу – перевоплощение в другого человека посредством костюма и смены поведения. Женщины и мужчины менялись ролями, надевали немыслимые наряды, представая друг перед другом в совершенно нелепом виде. Масок в то время еще не надевали, главной целью было посмеяться друг над другом. Сама Елизавета надевала мужское платье и выглядела в нем просто неотразимо, удивляя своих гостей и придворных. Маски появились При Екатерине Второй.

Постепенно карнавал обрел поистине колоссальные масштабы. Гуляния с переодеваниями устраивались не только во дворцах и поместьях, но и на улицах, превращаясь в одно сплошное народное празднество.

Карнавал в наши дни кажется далеким от традиций императорских дворов и народных шествий. Сейчас популярны костюмированные вечеринки для взрослых и детские праздники. В основном, индустрия карнавала нацелена на детей, для которых такой праздник с переодеваниями – еще одна возможность поиграть с друзьями и перевоплотиться в любимого персонажа фильма или мультика. Не теряют своей популярности и костюмы сказочных героев, а также костюмы с народными мотивами. Возвращение к прошлому, традициям и фольклору – вот последний карнавальный тренд в России и мире.


Глава 2. Маски венецианского карнавала

Маска была одним из обязательных атрибутов карнавала. Она как бы прекращала сословные предрассудки и, согласно поверью того времени, защищала от чумы. В маске заключено было игровое начало, которое помогало выйти из рамок реальной жизни.

Маски венецианского карнавала приблизительно можно подразделить на два вида.

Первый – варианты масок итальянской «комедии дель арте» («комедии масок») – особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Пьеро, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определённым характером, стилем поведения и манерой одеваться.

Второй – классические маски (не связанные с театром): это – Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Чумной доктор и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды.

До XIII—XIV веков масок на карнавалах не носили. Однако это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.

Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.

С XV века изготовлением масок занимались специальные мастера – маскерари («maschereri»). Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.

Так, семья Марди Гра (Mardi Gras) производила маски в Венеции с XIV века. Их мастерство уходит корнями еще глубже, в позапрошлое тысячелетие. Производителей масок звали тогда маскерари, и они считались одними из самых влиятельных торговцев. Методы изготовления масок опираются на некоторые традиции изготовления костюмов Римской империи. Сегодня древние традиции семьи Марди Гра являются секретным достоянием венецианских маскерари. Сегодня в Италии осталось не больше 10 мастеров, которые изготавливают маски для карнавала по старинной технологии, секреты которой передаются из поколения в поколение.

У каждого маскерари имелось по несколько подмастерьев, которые занимались изготовлением отпечатков лиц – основы будущей маски.

Впрочем, любимая маска венецианцев – Маска Баута ( Bauta) – как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета – черный и белый. Белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.

К белой «личине» — черный плащ. Эту маску обожали все – и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины за простоту и универсальность. Ее странное название «баута» — вымышленное чудовище, сродни нашим «буке» и «бяке». Еще это название переводят как «разбойник». Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть Бауту – это отказаться от собственного лица. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»

Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой.

Моретта («Смуглянка» от итал. «la moretta», «Немая служанка» от итал. «servetta muta») — женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет.

У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость превозносится как достоинство, соблазнительность, манящая загадка: человек без лица, голоса и отвечает только языком жестов. И именно этот подтекст отражают бытовые названия этой маски, которые можно перевести как «Отрада мужей» и «Маска семейного благополучия». Кроме того, по свидетельству очевидцев, чёрный цвет маски великолепно подчёркивал благородную бледность лица, что особенно ценилось в высшем свете тех времен. Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.

Доктор Чумы (Medico della Peste, англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью.

В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов, ибо означало только одно — приход неумолимой Смерти. Все это было настолько ужасно и неизбывно, что когда чума стала реже посещать города, народу нужно было высмеять, трансформировать пугающий образ чумного врача. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод. И добрый «Доктор Чумы» в силу яркости и запоминаемости своего образа стал одной из самых популярных венецианских масок.

Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку.

Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.

Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам.

Сохранилось много свидетельств о симпатии венецианцев к кошкам. Об этом написал англичанин Джон Лок, служивший моряком в 1553 году на корабле венецианцев. Он был свидетелем падения корабельной кошки за борт и сделал такую запись в свой дневник: «Упав за борт, кошка пыталась держаться на воде, а наш капитан, как только узнал о случившемся, приказал отправить за ней лодку с шестью матросами…Трудно поверить, что они были бы столь проворны в спасении, если один из членов команды оказался бы за бортом».

Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Нарр, Жуглар, женск. — Жоли, Jolli) – этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте. Во всех культурах присутствует образ веселого авантюриста, обманщика. Он был то богом, то придворным шутом, то нищим в рубище. Шут мог осмеять любого придворного, в том числе и самого короля и остаться безнаказанным. Буффон считался символическим близнецом-противоположенностью правителя (как Инь и Янь) и говорил то, что боялись сказать даже самые сильные мира сего.

Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.

В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской «комедии дель арте»: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, Пульчинелла, а прелестная Коломбина (Columbina) становится лицом, или скорее маской карнавала. При этом следует отметить, что существуют как женские, так и мужские «Коломбины».

Маска Коломбина полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в «комедии дель арте». По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно кушать.

Другой популярный персонаж «комедии дель арте» – Арлекин (Arlecchino). Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина – его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он – крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин – акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем – просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив. Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами. На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.

Темно-коричневая маска старика Панталоне (Pantalone) имеет выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчит вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придает профилю особую комичность.

Имя персонажа «Пульчинелла» (Pulcinella) – итальянского аналога русского Петрушки – переводится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой – большой клювообразный нос.

Педролино, Пьерино, Пьеро (Pedrolino, Pierino, Piero) –одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее – круглый рифленый воротник, на голове – шляпа-колпак с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, что нашло отражение в маске Пьеро.

Шут (Jester) и ее женский вариант Жоли (Jolly) – представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове – колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы (напоминает маску Джокера). Впоследствии на маске могло присутствовать и большее количество «ушей» с бубенчиками.

Капитан (Il Capitano), Капитан Скарамучча – один из древнейших персонажей комедии дель арте. Капитан в комедии никогда не является коренным жителем города, где происходит действие, а всегда приходит откуда-то издалека. Тип наглого и беспринципного вояки – бахвала и искателя приключений. Одежда его, по сути, всегда была пародией на профессию военного: шляпу украшали перья крикливых расцветок, ноги утопали в высоких сапогах с большими подвязками, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску, а на поясе висела огромных размеров шпага. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими жесткими усами. Ее целью было обозначить контраст между истинной (трусливой и лживой) натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает.

Буратинно (Burattino), другое имя – Пиноккьо — второстепенный персонаж-маска итальянской комедии дель арте, Бураттино описывается как находчивый и приземленный персонаж, такой как, например, трактирщик или бакалейщик. Будучи не очень популярным на большой сцене, Бураттино снискал настоящую славу на подмостках кукольного театра. Влияние куклы Бураттино в Италии было столь велико, что «к концу XVI века все куклы, приводимые в действие с помощью нитей и веревок, стали называться бураттини. Для маски Буратинно/Пиноккьо характерен прямой острый нос.

Одна из самых необыкновенных венецианских масок – «Пламя». Эта маска закрывает пол-лица. Оригинальная форма маски делает ее очень необычной и весьма популярной. Маска «Луна» закрывает две трети лица. Еще одни популярных сегодня масок – это «Вольто Баттерфляй» и «Вольта Гофре».

В наши дни на венецианском карнавале можно встретить маски в виде инопланетян, гоблинов, эльфов, морских чудовищ и героев современного кино! Попадаются и изделия по мотивам знаменитых произведений живописи или вызывающие в памяти исторические и литературные персонажи. Есть и уникальные маски, рожденные безудержной фантазией художников.

Разнообразие венецианских масок поистине бесконечно. Кроме того, современные художники (иначе и не назовешь), сохраняя старинные традиции в технологии, идут в ногу со временем в тематике.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!