Раздел 2: Представители диалектической

Философия религии и протестантская теология сер. ХХ века

 

Введение

Тенденции мира таковы, что мы наблюдаем в общественном сознании выраженную религиозную неопределенность среди цивилизаций христианской этики. Подобная особенность христиан неудивительна, ведь за свой длительный промежуток времени христианское учение претерпело множество кризисов, в следствии которых происходила трансформация вероучения.

Одним из весомых событий христианского мира выступает реформация, которая в краткие сроки приобрела широкий охват на всей территории Европы, что вскоре вылилось в новую ветвь христианства – протестантство. Идея о Боге, разговор с которым возможен лишь при священнике в ложе церкви, была поставлена под сомнение основателями двух крупнейших протестантских общин: Мартином Лютером и Жаном Кальвином. Дальнейшее религиозное развитие христианства идет рука об руку с протестантством, начиная от либерализации религии, провозглашением смерти бога и верой в прогресс человечества, и заканчивая последующим падением подобных идей и популяризацией диалектической теологии.

 

Раздел 1: Протестантская этика и развитие либеральной теологии.

 

Общество всегда реагирует на стимулы. Религия, как совокупность идеологических установок, является такой же общественной реакцией, как и политические строи и другие продукты человека. Так, с возникновением человечества, религия трансформировалась в зависимости от потребностей человека. С развитием цивилизаций развивалась и религиозная этика. Начиная от таких простейших форм как анимизм, тотеизм, люди постепенно перешли в теистической религиозной форме которая впоследствии закрепилась монотеизмом. Протестантская этика является таким же ответом на новые вызовы общества, с которыми не смогла справиться католическая церковь. Формирование в феодальном строе такого слоя как буржуа поставила церковь в шаткое положение. С точки немецкого социолога Макса Вебера именно протестантская ветвь христианства положило началу развития капитализма. Это стало возможно благодаря особому духу, суть которого заключалась в материальном обогащении и преобразовании земного мира на благо Господа. Протестантство пропитывало всю жизнь людей божественной волей. При католическом строе лишь священник имел возможность общения с богом и являлся его орудием, в то время как М. Лютер и Ж. Кальвин продвигали идею о том, что каждый человек есть орудие бога.

Наряду с реформацией другой предтечей возникновения либеральной теологии стал научный прогресс. Ряд открытий кардинально перевернули представление об общем мироустройстве что сильно ударило по авторитету церкви которая объясняла мирские вещи согласно священному писанию. Новые идеи в области космологии, в частности открытие гелеоцентричности, привели к отказу от трехуровневой структуры вселенной. А открытия Ньютона окончательно дали понимание о вселенной как о сложном механизме, чьи движения подчиняются строгим законам, и Бог если и предстает в подобном мире, то лишь позиции наблюдателя.

Либеральная школа, основными представителями которой являются А. Ритчль, А. Гарнак, рассматривали религию как часть культуры. Представители этой школы не занимались метафизикой, вместо этого они познавали Библию историко-критическим методом, что базировался на достижениях исторической науки. Теологию Ритчля также часто называют теологией "моральной ценности", поскольку он считал, что богословие должно отойти от откровений и заниматься мирскими проблемами. Его размышления посвящаны влиянию Бога на людей. Он мало говорил о Боге как таковом: его не интересовали Троица и различные метафизические характеристики Бога. В своем богословии он опирался на новозаветние слова, что «Бог есть любовь».

В 20-е годы XX века либеральная школа теологии пережила закат своей популярности. Ключевыми причинами упадка заключались в мировых кризисах и Первой Мировой Войны, что поспособствовало уменьшению оптимистичности веры в прогресс и способности. Новые мировые вызовы были истолкованы теологами как результат разрыва между человеком и Богом. Теологи нового толка стали воспринимать Бога как нечто непостижимое разумом. Неоортодоксия означала возврат общества к традиционным доктринам о греховности человека и спасающей благодати Бога, обратившись для объяснения этого современным языком к экзистенциализму. В отличии от либеральной теологии, стремившейся примирить веру и разум, диалектическая школа строилась на утверждении их полной антиномии.

 

Раздел 2: Представители диалектической

 

Диалектическая теология является реакцией на либеральное направление. Взяв за основу идеи раннего экзистенциализма, диалектическая теология, опиралась на факт тотального отчуждения человека, обусловленного утратой Бога или ложным его пониманием, возникшем на рационалистической основе. Бога нельзя познать посредством разума, ибо между человеком и Богом существует абсолютный разрыв, преодолеть который возможно лишь благодатью, что позволит впустить Бога в собственную душу.

Основным представителем данного направления является Карл Барт. В основе его критики либеральной теологии лежала идея превосходства слова божьего над человеческим разумом. Он считал, что учение Христа нельзя пропускать через призму рациональности и подобный подход граничит с идолопоклонством. С его точки зрения ключевым недостатком протестантской теологии начала 20-го века заключается в том, что протестантская либеральная теология потеряла всяческий интерес к божественному откровению. Либеральная теология случаях проявляет колебания в самой сущности веры. Он пишет следующее: «В своей теории и в своей практике она перестала рассматривать важнейшие положения лютеранского и хайдельбергского исповедания как непререкаемые аксиомы. Исходно и преимущественно грехом было неверие, умаление Христа… когда мы начали тайно тяготиться Его владычеством и Его утешением. Не отрицая положения катехизиса, эта теология считала, что ее задача заключается в том, чтобы рассмотреть человека с некоей иной точки зрения, нежели точка зрения царства и владычества Христа»[1].

Другим известным критиком и представителем диалектической школы стал Рейнгольд Нибур. Р. Нибур основывал свою критику в большей мере на идее греховности человека. По его мнению, либеральная теология следовала ложным учения о способностях человека к построению идеального мира. По мнению Нибура, библейское учение содержит реалистичную картину бытия, в отличии от наивного оптимизма либеральных теологов, утверждавших приоритет человеческого разума и веру в образование. Вопросам антропологии была посвящена главная работа Нибура «Природа и судьба человека».

Помимо критики неоортодоксальной теологии, реакцией на расцвет либеральной теологии стало развитие протестантского фундаментализма, который стремился вернуть протестантизм к традиционным христианским доктринам, отбрасывая при этом часть традиции как исторической церкви, так и классического протестантизма. В США протестантизм конца XIX - начала XX века развивался в противостоянии либерально-теологического модернизма и протестантского фундаментализма. Фундаментализм тоже критиковал либеральную теологию, но делал это через утверждение библейского вербализма (буквального прочтения Библии) и отрицание достижений современной науки, прежде всего – дарвинизма.

Вывод

 

Современное западное религиозное воззрение является наследником идей неортодоксальной теологии, которая возникла в следствии ряда мировых кризисов, что сотрясали человечество весь 20-ый век. В эпоху мирового плюрализма, протестантская этика в большей степени приспособлены к нынешним реалиям. Верующие разных конфессий христианства живут вместе с последователями других религий, носителями различных культурных традиций. В своем большинстве протестантские церкви характеризуются установкой открытости к социокультурной среде. В следствии чего возникает солянка из различных идей и возникает расхождение во взглядах одной церкви. Таким образом, протестантизм оказался религией, повсеместно в разнообразнейших формах внедренной в духовную жизнь планеты, религией, живо откликающейся на изменение социальных и культурных обстоятельств и трансформирующей в связи с этим элементы христианского учения, а также создающей все новые и новые формы организации своих последователей.

 

Список Литературы

 

1. Барт К. Церковная догматика Т.1 / М.: Издательство ББИ 2007.  560 с.

2. О религии и откровении URL: https://cyberleninka.ru/article/n/karl-bart-o-religii-i-otkrovenii

3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – М.: Издательский дом Прогресс, 1990. – 410 c.

4. Миссия теолога URL: https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-teologa-v-dialekticheskoy-filosofii-religii-karla-barta


[1] Барт К. Церковная догматика Т.1 // М.: Издательство ББИ 2007. С. 353.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!