Раздел 2: Духовная проблема атеизма

Философия религии и современные проблемы атеизма

 

Введение

 

Религия находится в состоянии кризиса. Развитие технологий в обществе достигло такой стадии, что фактическим богом становится человек. Религия исчерпала все свои усвоенные культурные задатки и не способна предложить обществу что-то новое. Наиболее сильно страдает христианские страны, среди которых наиболее высок процент людей с атеистическими взглядами и наблюдается демографический кризис.

Теракты, совершенные на религиозной почве, также не играют на руку репутации религии, в следствии чего по всему миру набирает популярность воинствующий атеизм. Тем не менее у атеизма как течения имеется множество проблем, которые стоят на сегодняшний день.

 

Раздел 1: «Новый атеизм» как реакция на религиозный фундаментализм

 

       Атеизму, как и прочим идеологиям, свойственно разнообразие различных течений. И наиболее известным на данный момент течением является «новый атеизм. У основных пяти его представителей имеются последователи: Э.С. Грейлин, Дж. Лофтус, П. Богоссян, Г. Кристина, Г. Авэлос, Р. Керриер, Дж. Койн, П.З. Майерс. Наименее содержательной теоретически и наиболее близкой по духу к идеям «нового атеизма» нам кажется атеистическая позиция Г. Кристины чья позиция близка к воинствующей. Нападая на верующих, она критикует не только религиозный фундаментализм, но и умеренную позицию верующих. Представители этого течения воспринимают религию как болезнь современного общества, с которым необходимо бороться научным методом. Так, например, Докинз рассматривает наличие Бога как научную гипотеза, которую возможно проверить научными методами. В следствии чего опровергнуть Бога возможно логически. Религия, с точки зрения «новых» атеистов, не просто заблуждение, а зло, с которым необходимо бороться. Харрис утверждает, что человечеству под силу отказаться от религии так же, как оно отказалось от рабства. Э. С. Грейлин разделяет схожую точку зрения и дополняет что религия не заслуживает уважения, она должна уйти в сферу личных предпочтений человека. Уменьшая степень резкости по отношению к религии, Грейлин расходится в этом с «новым атеизмом», который решительно выступает против толерантности по отношению к верующим.

П. Богоссян развивает практические идеи «нового атеизма», суть которого заключается в том, чтобы вовлекать верующих в разговоры, заставляя их тем самым сомневаться в собственной вере. По его мнению, религиозная вера — ненормальное состояние человеческой психики, которое требует коррекции. Развитием идеи «религия как вирус», провозглашенной Р. Докинзом, занялись такие последователи «нового атеизма», как К. Джеймс и Д. Рей. Они применили теорию мемов к исследованию истории религий. Огрубление фактов и значительная степень редукционизма позволяет рассматривать такие построения лишь как выражение атеистической мысли, не несущее в себе, однако, научной ценности.

Теоретической частью атеистической мысль занялся Дж. Лофтус. Он предложил «внешний тест для веры» (Outsider Test for Faith, OTF). Предпосылками теста являются два тезиса. Первый тезис — констатация факта существования религиозного разнообразия: в разных географических местоположениях существуют разные религиозные верования. Второй тезис — утверждение о том, что большинство людей принимают ту или иную религию не путем рациональных рассуждений, а в зависимости от различных культурных условий. Два этих тезиса приводят Дж. Лофтуса к выводу об ошибочности веры. Подобный тест направлен на выявление лишь одной иррациональной составляющей религиозной веры — восприятия ее в качестве некритично принимаемого культурного наследия. Будет очевиден и вывод: если рационально-скептическая проверка пройдена, то верующий может продолжать верить. В ином случае разумно будет отречься от веры. При этом Лофтус полагает, что, если верующие готовы принять вызов OTF, они непременно обнаружат, что их убеждения не проходят проверку скептицизмом, и значит, от них следует отказаться.

 

Раздел 2: Духовная проблема атеизма

 

Атеизм не является учением, подобным христианству, исламу, или буддизму. Одна из функций религии заключается в том, что она позволяет человеку определить свое место в мире. Если же человек заявляет, что он - атеист, из этого следует только, что он не верит в существование Бога, но ничего не говорит о его моральных и практических выводах из этого. Часто под атеистической пропагандой подразумевается исключительно критика религии, разоблачение религиозных предрассудков и лицемерия религиозной морали. Не преуменьшая важности подобного рода деятельности, особенно в нынешнее время, не следует, помоему мнению, обделять вниманием и духовное содержание атеистического мировоззрения. Отказываясь от Бога, нельзя отказываться от души.

В 2007 году Сэм Харрис выступил с докладом под названием “Проблема атеизма” на международной конференции Атеистического альянса, описывая некоторые тактические проблемы с формулированием движения, основанного на атеизме. Отталкиваясь от собственных наблюдений, он ставит вопрос в чем именно заключаются проблемы атеистического подхода к миру?

Во-первых, что такое атеизм? По определению, атеизм означает отсутствие веры в Бога. Атеизм не подразумевает, верит ли человек в то, что «Бога определенно не существует. Атеизм не говорит нам, насколько человек заботится о религии; он не говорит нам, дружелюбен ли он к религии или ненавидит ее. Это не говорит нам, является ли человек абсолютно неразумным в своих других убеждениях вообще. Атеизм не охватывает ни в каком другом смысле, кроме того, что он настолько широк, что многие люди могут быть атеистами, которые не осознают этого. Как однажды сказал Роберт Ингерсолл, даже если Бога не существует, у людей все равно есть своя работа. Атеизма недостаточно. Это первая проблема атеизма. Это не философия или мировоззрение, это отсутствие определенной религиозной веры, и этого недостаточно, чтобы вести нас вперед каким-либо значимым образом.

Это подводит нас ко второй проблеме: атеисты склонны рассматривать религию либо как проблему, либо как причину проблемы, даже когда другие проблемы очевидны.

 

Третья проблема атеизма – склонность его приверженцев к гневной, бесстрастной линии атаки. Утверждается, что общий подход Докинза и Хитченса к этим вопросам, прежде всего, сводится к насмешке над религиозными верованиями, считая, что любой, кто верит в Бога или другие религиозные утверждения, глуп. На самом деле, ни один из этих людей не считает всех религиозных людей глупыми, поскольку они как писали, так и говорили о том, как большая проблема, с которой сталкивается человечество, заключается в том, что очень умные люди могут оцепить определенные убеждения — например, принять все преимущества современных наук о жизни, но отвергнуть то, что ее поддерживает, теорию эволюции.

Четвертая проблема – атеизм более склонен разделять людей нежели объединять. Определение себя атеистом создает впечатление у тех, кто не считает себя атеистом, что у вас нет ничего общего. Стоять против всех религий, значит создавать впечатление, что вы их отрицаете.

 

Вывод

 

Исходя из всего вышесказанного можно отметить, что феномен «нового атеизма» является естественной реакцией на радикализацию исламского мира и обнищание религиозных идей.

Наиболее важным замечанием, относящимся непосредственно к «новому атеизму», является упрек в слабом знании им современной теологической мысли. Эта слабость сказывается на теоретическом уровне данного направления атеистического мировоззрения. Можно предположить, что если его развитие пойдет по пути дальнейшего снижения теоретического уровня атеистического мировоззрения, то это негативно отразится на качестве атеистического видения в целом.

Список литературы

 

1. Дискурсы о Боге URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plyuralizatsiya-diskursov-o-boge-kak-simptom-trevozhnoy-sovremennosti

2. Отношения к атеизму URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-ateizmu-v-sovremennom-mire

3. Предпосылки «Нового атеизма» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-vozniknoveniya-novogo-ateizma

 

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!