Интерфейс помогает пользователям развивать представления, которые могут в дальнейшем использоваться при работе с другими прикладными интерфейсами.



СОВОКУПНОСТЬ СРЕДСТВ И ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С КОМПЬЮТЕРОМ, НАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИМ ИНТЕРФЕЙСОМ.

Пользовательский интерфейс позволяет:

v  Определить состояние среды;

v  Управлять вниманием пользователя, используя цвет и звук;

v  Определить изменения, происходящие на экране;

v  Определить местонахождение пользователя в программной среде;

v  Видеть сообщения о действиях, допустимых в данном состоянии программной среды.

Каждая программная среда, загруженная в оперативную память компьютера, имеет характерное для нее изображение на экране (свое лицо, внешний вид). При взаимодействии программной среды с пользователем происходят некоторые изменения изображения на экране. Но всегда на экране можно выделить несколько областей. В каждый момент времени пользователь может находиться только в одной области экрана. Она называется АКТИВНОЙ.

На экране информация располагается в определенном месте экрана (экранной области). При переходе из одной области экрана в другую курсор может изменять свой внешний вид.

Интерфейс обеспечивает диалог между человеком и программной средой.

ДИАЛОГ - ЭТО ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ ПРОГРАММНОЙ СРЕДОЙ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ, ПРОВОДИМЫЙ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПРАВИЛАМ.

Во время ДИАЛОГА между средой и пользователем на экране появляются сообщения.

  1. Функции пользовательского интерфейса.

Пользовательский интерфейс - в данной изложении значит общение между человеком и компьютером.

Во многих определениях, интерфейс отождествляется с диалогом, который подобен диалогу или взаимодействию между двумя людьми. И точно как наука и культура нуждается в правилах общения людей и взаимодействия их друг с другом в диалоге, также и человеко-машинный диалог также нуждается в правилах.

Общий Пользовательский Доступ - это правила, которые объясняют диалог в терминах общих элементов, таких как правила представления информации на экране, и правила интерактивной технологии такие, как правила реагирования человека-оператора на то, что представлено на экране.

  1. Области использования интерфейсов.
  2. Классификация интерфейсов.

АИС представляет собой человеко-машинную систему и это обстоятельство влечет за собой вопрос об исключительной важности проблемы общения между человеком – пользователем и программно-техническим комплексом АИС.

Пользовательский интерфейс (человек-компьютер) включает все те аспекты автоматизированной информационной системы, с которой непосредственно соприкасается пользователь.

Кроме пользовательского интерфейса в АИС рассматриваются и другие:

· межкомпонентные интерфейсы;

· интерфейсы между различными АИС;

· интерфейсы в телекоммуникационных сетях

  1. Задачи, решаемые с помощью интерфейсов.
  1. Характеристика использования интерфейсов.
  2. Оценка эффективности использования интерфейсов.

 

  1. Принципы проектирования пользовательского интерфейса.
  2. Правила назначения клавиш.
  3. Принцип минимального рабочего усилия.

Принцип минимального рабочего усилия, имеющий два аспекта:

· минимизация затрат ресурсов со стороны разработчика ПО, что достигается путем создания определенной методики и технологии создания, свойственной обычным производственным процессам;

· минимизация затрат ресурсов со стороны пользователя, т.е. ЧО должен выполнять только ту работу, которая необходима и не может быть выполнена системой, не должно быть повторений уже сделанной работы и т.д.

Задача максимального взаимопонимания. Т.е. ЧО не должен заниматься, например, поиском информации, или выдаваемая на видеоконтрольное устройство информация не должна требовать перекодировки или дополнительной интерпретации пользователем.

Пользователь должен запоминать как можно меньшее количество информации, так как это снижает свойство ЧО принимать оперативные решения.

  1. Категории (размерности), согласованные с интерфейсом.

Установим основные термины, относящиеся к разработке панели.

Экран - это поверхность компьютерной рабочей станции или терминала, на которой располагается информация предназначенная для пользователя.

Панель - это предопределенная группированная информация, которая структурирована специфическим способом и расположена на экране.

Общий Пользовательский Доступ устанавливает пять панельных схем, называющихся панельными типами. Необходимо использовать различные панельные типы, чтобы представить различные виды информации.

Физическая согласованность относится к аппаратному обеспечению: схемы клавиатуры, расположения клавиш, использованию мыши. Например, будет иметь место физическая согласованность для клавиши F3, если она всегда находиться в одном и том же месте независимо от использования системы. Аналогично, будет физически согласованным выбор кнопки на мышке, если она всегда будет располагаться под указательным пальцем.

Синтаксическая согласованность относится к последовательности и порядку появления элементов на экране (язык представлений) и последовательности запросов действий требований (язык действий). Например: будет иметь место синтаксическая согласованность, если всегда размещать заголовок панели в центре и на верху панели.

Семантическая согласованность относится к значению элементов, которые составляют интерфейс. Например, что означает "Выход"? Где пользователи делают "Выход" и что затем происходит?

  1. Правила локализации (перевода) приложения на другой язык.
  2. Основные части разработки интерфейса.
  3. Обобщенная структурная схема системы отображения информации.
  4. Функции аппаратно-программный комплекса и прикладного программного обеспечения.

Интерфейс взаимодействия человека с техническими средствами ИС состоит из АПК и протоколов взаимодействия.

Аппаратно-программный комплекс обеспечивает выполнение функций:

· преобразование данных, циркулирующих в АПК ИС, в информационные модели, отображаемые на мониторах (СОИ - средства отображения информации);

· регенерация информационных моделей (ИМ);

· обеспечение диалогового взаимодействия человека с ТС ИС;

· преобразование воздействий, поступающих от ЧО (человека-оператора), в данные, используемые системой управления;

· физическая реализация протоколов взаимодействия (согласование форматов данных, контроль ошибок и т.п.).

 

Назначение протоколов состоит в том, чтобы обеспечить механизм достоверной и надежной доставки сообщений между человеком-оператором и СОИ, а следовательно, между ЧО и системой управления.

Протокол - это правило, определяющее взаимодействие, набор процедур обмена информацией между параллельно выполняемыми процессами в реальном масштабе времени.

Эти процессы (функционирование АПК ИС и оперативная деятельность субъекта управления) характеризуются, во-первых, отсутствием фиксированных временных соотношений между наступлением событий и, во-вторых, отсутствием взаимозависимости между событиями и действиями при их наступлении.

Функции протокола связаны с обменом сообщениями между этими процессами. Формат, содержание этих сообщений образуют логические характеристики протокола.

Непосредственному синтезу изображения в системах реального времени предшествует разработка базы данных моделей сцены.

Синтез изображения заключается в формировании последовательности кадров изображения в результате выполнения алгоритма визуализации. Исходными данными являются поступающие в реальном режиме времени параметры, а также информация из базы данных модели сцены.

Обобщенная структурная схема системы отображения информации, обеспечивающая формирование поликодовых информационных моделей визуального типа, приведена на рисунке.

 

  1. Основные показатели системы отображения информации, использующей синтез изображения в реальном масштабе времени.

Назначение протоколов состоит в том, чтобы обеспечить механизм достоверной и надежной доставки сообщений между человеком-оператором и СОИ, а следовательно, между ЧО и системой управления.

Протокол - это правило, определяющее взаимодействие, набор процедур обмена информацией между параллельно выполняемыми процессами в реальном масштабе времени.

Эти процессы (функционирование АПК ИС и оперативная деятельность субъекта управления) характеризуются, во-первых, отсутствием фиксированных временных соотношений между наступлением событий и, во-вторых, отсутствием взаимозависимости между событиями и действиями при их наступлении.

Функции протокола связаны с обменом сообщениями между этими процессами. Формат, содержание этих сообщений образуют логические характеристики протокола.

Непосредственному синтезу изображения в системах реального времени предшествует разработка базы данных моделей сцены.

Синтез изображения заключается в формировании последовательности кадров изображения в результате выполнения алгоритма визуализации. Исходными данными являются поступающие в реальном режиме времени параметры, а также информация из базы данных модели сцены.

Обобщенная структурная схема системы отображения информации, обеспечивающая формирование поликодовых информационных моделей визуального типа, приведена на рисунке.

Прикладная модель представляет собой математическое описание объекта управления, позволяющее моделировать его текущие и прогнозируемые состояния на основе знания совокупности отдельных параметров.

Прикладная база данных реализует хранение параметров управляемого объекта, необходимых для формирования требуемых информационных моделей, и обеспечивает их выбор по запросам прикладного программного обеспечения.

 

  1. Функции графического программного обеспечения.

База графических данных служит для организации хранения графических объектов, соответствующих элементам формируемых информационных моделей, реализуя их выбор по запросам графического программного обеспечения.

Основные функции графического программного обеспечения:

· выполнение графических или геометрических преобразований;

· управление базой графических данных;

· реализация интерфейсной части диалога компьютер - пользователь;

· формирование запросов к прикладному программному обеспечению в процессе диалога компьютер - пользователь;

· управление вводом-выводом визуализированной информации.

Устройства графического ввода выполняют функции обеспечения интерфейсной части диалога по вводу запросов в систему, а также функции обеспечения процессов измерений. Кроме того, эти устройства реализуют отображение информационных моделей, выполняя при этом в ряде случаев частичные графические и геометрические преобразования, а также обеспечивают поддержание графического диалога с оператором.

Устройства неграфического ввода обеспечивают передачу команд управления объектом от оператора прикладному программному обеспечению. Необходимо отметить, что данные устройства могут отсутствовать, если в системе отображения информации передача команд управления объектом реализуется с использованием средств графического диалога.

  1. Основные компоненты интерфейса на теоретическом уровне.

· Общение машины с человеком-оператором

· Способ общения человека-оператора с машиной

· Способ пользовательского представления интерфейса

МАШИНА К ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ

Способ общения машины с пользователем (язык представления) определяется машинным приложением (прикладной программной системой). Приложение управляет доступом к информации, обработкой информации, представлением информации в виде понятном для пользователя.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ К МАШИНЕ

Пользователь должен распознать информацию, которую представляет компьютер, понять (проанализировать) ее, и переходить к ответу. Ответ реализуется через интерактивную технологию, элементами которой могут быть такие действия как выбор объекта при помощи клавиши или мыши. Все это составляет вторую часть интерфейса, а именно язык действий.

КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ДУМАЕТ

Первым двум компонентам интерфейса соответствуют правила ОПД для проектирования панели и интерактивных действий.

Третью часть интерфейса составляет комплекс представлений пользователя о приложении в целом, что называется пользовательской концептуальной моделью.

Пользователи могут иметь представление о машинном интерфейсе, что он делает и как им работать. Некоторые из этих представлений формируются у пользователей в результате опыта работы другими машинами, такими как печатающее устройство, калькулятор, видеоигры, а также компьютерная система.

Хороший пользовательский интерфейс использует этот опыт. Более развитые представления формируются от опыта работы пользователей с самим интерфейсом.

Интерфейс помогает пользователям развивать представления, которые могут в дальнейшем использоваться при работе с другими прикладными интерфейсами.

 

  1. Категории (размерности) согласованности интерфейса.

Установим основные термины, относящиеся к разработке панели.

Экран - это поверхность компьютерной рабочей станции или терминала, на которой располагается информация предназначенная для пользователя.

Панель - это предопределенная группированная информация, которая структурирована специфическим способом и расположена на экране.

Общий Пользовательский Доступ устанавливает пять панельных схем, называющихся панельными типами. Необходимо использовать различные панельные типы, чтобы представить различные виды информации.

Физическая согласованность относится к аппаратному обеспечению: схемы клавиатуры, расположения клавиш, использованию мыши. Например, будет иметь место физическая согласованность для клавиши F3, если она всегда находиться в одном и том же месте независимо от использования системы. Аналогично, будет физически согласованным выбор кнопки на мышке, если она всегда будет располагаться под указательным пальцем.

Синтаксическая согласованность относится к последовательности и порядку появления элементов на экране (язык представлений) и последовательности запросов действий требований (язык действий). Например: будет иметь место синтаксическая согласованность, если всегда размещать заголовок панели в центре и на верху панели.

Семантическая согласованность относится к значению элементов, которые составляют интерфейс. Например, что означает "Выход"? Где пользователи делают "Выход" и что затем происходит?

 

  1. Основные части разработки интерфейса.
  2. Панельные типы.

Установим основные термины, относящиеся к разработке панели.

Экран - это поверхность компьютерной рабочей станции или терминала, на которой располагается информация предназначенная для пользователя.

Панель - это предопределенная группированная информация, которая структурирована специфическим способом и расположена на экране.

Общий Пользовательский Доступ устанавливает пять панельных схем, называющихся панельными типами. Необходимо использовать различные панельные типы, чтобы представить различные виды информации.

 

  1. Основные типы информации, содержащиеся на панелях.

· Меню действий,

· Тело панели,

· Область функциональных клавиш

Меню действий возникает наверху панели. Это дает пользователям доступ к группе действий, которые поддерживает приложение. Меню действий содержит в себе список выбора возможных действий. Когда пользователи делают выбор, в форме спускающегося меню появляется на экране список возможных действий. Спускающееся меню является расширением меню действий.

Слово "действия" в "меню действий" не подразумевает, что все команды должны быть глаголами. Существительные также допустимы. Значение действия в термине "меню действий" происходит от того факта, что выбор элемента меню действий выполняется приложением через действия пользователей. Например, в текстовом редакторе выбор "Шрифты" меню действий является существительным и разрешает пользователю потребовать действий выбора шрифтов.

Некоторые панели будут иметь меню действий, а другие нет.

Меню действий и нисходящее меню обеспечивают два замечательных преимущества для пользователей.

Меню действий и нисходящее меню обеспечивает двухуровневую иерархию действий. Можно обеспечить дополнительный уровень, используя всплывающие окна, которые появляются, когда оператором делается выбор в нисходящем меню. Затем, когда оператор делает выбор во всплывающем окне, может появиться серия всплывающих окон по мере выполнения действий. Общий Пользовательский Доступ рекомендует ограничить число уровней всплывающих окон до трех, поскольку многие пользователи испытывают трудности в понимании иерархии меню, имеющих много уровней.

Тело панели находится под меню действий и над областью функциональных клавиш. Каждая панель, которая создается, будет иметь тело, которое может быть разделено на несколько областей, если приложению необходимо показать пользователям больше, чем одну группу информации одновременно, или пользователям разрешается вводить или обновлять более чем одну группу информации в один и тот же момент времени.

Тело панели может содержать также командную область, в которой пользователи печатают прикладные или системные команды, и область сообщений, в которой сообщения появляются.

Командная область является средством предоставления пользователям командного интерфейса, который является альтернативой запросам действиям через меню действий и нисходящее меню. Область сообщений дают место для размещения сообщений на экране, иное, чем для окон, так как важно, чтобы сообщения не сталкивались с информацией на панели или с запросом действием.

Область функциональных клавиш располагается в нижней части панели и оператор может выбрать размещение ее в короткой или длинной форме или вообще не размещать. Она содержит список функциональных клавиш. Некоторые панели могут содержать как меню действий, так и заголовок функциональных клавиш. Необходимо обеспечить включение области функциональных клавиш для всех панелей, хотя пользователь может отказаться от их экранирования.

 

  1. Преимущества меню, обеспечиваемые пользователям.
  2. Интерактивные технологии Общий Пользовательский Доступ.

В Общий Пользовательский Доступ входят такие концепции дизайна как концепция пошаговой подсказки, визуальной реплики и интерактивной техники. Однако опытные пользователи могут и не потребовать такого уровня простоты в эксплуатации. Они могут потребовать более прямого взаимодействия с приложением. Для таких пользователей Общий Пользовательский Доступ также содержит быстрые интерактивные технологии, такие как:

· Назначение действиям функциональных клавиш.

· Ускоренный выход из действий высокого уровня.

· Использование мнемоники и номеров для выбора объектов и действий.

· Командная область позволяет пользователю войти в приложение и системные команды.

· Применение мышки ускоряет выбор действий.

  1. Основные части диалога.

Диалог - это последовательность запросов между пользователем и компьютером: запрос пользователя, ответ и запрос компьютера, окончательное действие компьютера.

В то время как пользователь и компьютер обмениваются сообщениями, диалог под контролем оператора движется по одному из путей обеспечиваемых приложением. По существу, пользователь продвигается через приложение, используя конкретные действия, которые являются частью диалога. Эти диалоговые действия не обязательно требуют от компьютера обработки информации; они могут лишь послужить причиной перехода от одной панели к другой или от одного приложения к другому, если работает более чем одно приложение. Диалоговые действия также контролируют, что происходит с информацией, которую пользователи печатают на конкретной панели; следует ли ее сохранить или запомнить, когда пользователи решают перейти к другой панели приложения.

Итак, диалог состоит из двух частей:

v  запросы на обработку информации и

v  запросы навигации через приложение.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!