Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой.



На чём основана сонатная форма?

 Сонатная форма основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.

 

При знакомстве с Симфонией № 7 Д. Шостаковича мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, Человека и цивилизованного варвара, добра и зла.

Давайте прослушаем тему главной партии и побочной. Во время слушания я вам предлагаю подумать над вопросом: какой образ рисует главная партия и побочная.
Главная партия показывает мирную жизнь нашего народа. Музыка широкая, героическая, мужественная, маршеобразная, энергичная. Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная, звучит у струнных, рисует образ героического народа.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=DhsRFybuwbE&feature=emb_logo

Побочная партия лирическая, светлая, нежная, певучая, плавная, спокойная, её исполняют скрипки. Это затишье на рассвете.

https://ruq.hotmo.org/song/64701379


Дальше в 1 части идёт знаменитая музыкальная тема симфонии, эпизод вместо разработки. Давайте её послушаем

https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=DhsRFybuwbE&feature=emb_logo


 Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Это тема фашистского нашествия, которая повторяется много раз под несмолкающий бой малого барабана, но в изменённом виде.

Начинается музыка откуда-то издалека, очень тихо, как-то не серьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и мы чувствуем, как тёмная разрушительная сила надвигается на нас. Появляются новые музыкальные инструменты. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Тема и 11 вариаций. Последующие вариации звучит у разных инструментов, меняются регистры, динамика, гармония. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности.

 Преобладают Духовые медные и ударные.

Как же развиваются события дальше?
Внезапно появляется тема советских войск, как противодействие немцам. В музыке слышится борьба между ними. Эта тема сопротивления советских войск.

У: Идёт война, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям. Но финал (4 часть) Седьмой симфонии - победный!

 

https://vk.com/video4492003_170932927

 

Может быть, поэт Лев Болеславский был прав, написав в поэме «Шостакович» такие строки:

 

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.

 

Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку.

На мой взгляд, это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу.

 

А какое бы вы дали название симфонии?


Шостакович назвал Симфонию №7 «Ленинградская». А на титульном листе партитуры Дмитрий Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

 

Шостакович написал симфонию и посвятил её Ленинграду, чтобы поддержать жителей города и разбудить в них чувство патриотизма. Симфония сыграла огромную роль в поднятии воинского духа во время Второй мировой войны. Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы. Музыка – тоже оружие, она может разить врага.


https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=rAoT8FXcDBo&feature=emb_logo

 

Тест. 7 класс.

Д.Д. Шостакович. Симфония №7. 1 часть.

 

1. Где написана большая часть симфонии №7?

а) в Москве;

б) в Ленинграде;

в) в Куйбышеве.

2. Сонатная форма состоит из

а) коды, экспозиции, репризы;

б) экспозиции, разработки;

в) экспозиции, разработки, репризы.

3. Главная и побочная партии симфонии №7 - это

а) образ Родины;

б) образ нашествия;

в) образ врага.

4. Музыкальная форма темы нашествия -

а) вариации;

б) рондо;

в) сонатная.

 

5. Эпизод нашествия – это

а) образ врага;

б) образ Родины;

в) борьба добра и зла.

6. В каком году была закончена симфония?

а) 1941;

б) 1942;

в) 1945.

7.Теме нашествия противостоит

а) образ тоски;

б) образ решительности;

в) образ родины.

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!