Русский национальный костюм в творчестве русских художников



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

 

Кафедра компьютерной графики и дизайна

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Этнокультура

«Национальный костюм»

(Триптих)

 

Выполнила: студентка 2 курса группы 637а Факультет мультимедийных технологий и фотографии по специальности 54.05.03 «Графика»                                                                                  квалификации – художник анимации и компьютерной графики Кащаева Анна                                                                       Работу проверила к. п. н., доцент кафедры компьютерной графики и дизайна Матвеева Надежда Александровна                                                                             

                   

Санкт-Петербург

2018


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………….………………………………………………3

ГЛАВА I . РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ…………...………..4

1.1. История русского национального костюма………………………………...4

1.2. Русский национальный костюм в творчестве русских художников……8

1.3. Русский национальный костюм в кинематографе………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………15

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ………………………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

Тема национального костюма не исчерпала свою актуальность и по сей день. Как этнокультурное явление в целом, национальные костюмы имеют яркие отличительные особенности, отражающие как жизнь, быт конкретного этноса, климатические условия, социальную иерархию и мировоззрение, так и как богатый источник вдохновения для современной культуры. Увы, всё больше людей создающих произведения искусства различного характера забывают об этой сокровищнице образов, хранящих свою самобытность, и всё больше смотрят на образцы других стран – как западные, так и восточные.

В данной работе я  ставлю перед собой цель рассмотреть подробнее русский национальный костюм, изучить его историю, и узнать больше о вариациях женского национального костюма в частности, потому что женщина за свою жизнь проходит множество трансформаций, касающихся как этапов взросления, так и перехода в иные социальные и экономические статусы.

Для того чтобы в полной мере раскрыть данную тему, необходимо узнать историю русского национального костюма, изучить живописные работы, в которых используется данная тема, и рассмотреть раскрытие данной темы в художественном кино двадцатого века.

 


 

ГЛАВА I . РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

История русского национального костюма

По мнению исследователей, русский национальный костюм «сформировался» приблизительно в двенадцатом столетии. И до тринадцатого века его носили представители всех слоёв населения – от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей. После указа Петра I русское традиционное платье уступило место европейскому, так как, по мнению Петра, «простонародный костюм» не подходил для полноценного культурного и торгового обмена европейцами. Некоторые учёные считают, что это был вовсе не политический шаг, а сугубо проявление вкуса правителя. С этого момента традиционное русское платье становится «крестьянским» и сохраняется только у представителей соответствующих слоёв населения. Это было закреплено законодательно: за производство и продажу русского национального костюма предусматривались штрафные санкции.

Традиционное русское платье существовало в двух вариантах: праздничном и повседневном. Для обоих характерна «многосоставность» или «многослойность» - наличие нескольких слоёв одежды. Стоит выделить накидную одежду (одежда, которую надевали через голову) и распашную (одежда, которая имела разрез сверху донизу и застёгивалась на пуговицы или на крючки). Эти примеры дают нам информацию о географическом положении народа, а также климатических условиях, в которых он находится.

Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным. Первый вариант пользовался популярностью в серверных областях, второй – в южных. Основой для наряда являлась просторная рубаха, которую шили из натуральных тканей – лён, хлопок. Более богатые женщины могли позволить себе дорогой шёлк.

Подол рубахи, а также рукава и область ворота украшается вышивкой, тесьмой, блёстками, пуговицами. Также при шитье применялись узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху полностью расшитую спереди плотным орнаментом

 

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имеет свои особенности. В первую очередь русский народный костюм можно разделить на два основных типа – северный и южный, имеющие существенные отличия. В центральной же России носили костюм близкий по характеру к северу, но в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды.

Начать стоит с девичьего костюма, костюма девушки, которая ещё не вышла замуж. Одним из ярких примеров обрядов, связанных с национальным костюмом – обряд, в котором созревшую девушку одевают в понёву, таким образом давая понять, что она может быть просватанной. Поверх сарафанов, понёвы, рубахи, женщины надевали душегрейку, и в таком наряде девушки становились на вид объёмными и широкими. Чем больше и дороднее выглядела крестьянка, тем здоровее она считалась

Молодым девушкам полагалось оставлять волосы открытыми, часто они украшали косы пушками (белыми шариками из гусиного пуха).

Так же, для полной картины, необходимо рассмотреть свадебный традиционный женский наряд.

Во всех свадебных народных костюмах на Руси обычно встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой. Из сарафана выглядывали только определённые части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава». Эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных рубах делались специальные вставки, которые украшались отдельно. Главное отличие ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго.

Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой часть народного наряда. Её сшивали из 4-х кусков льняной ткани и вышивали шёлковыми нитками. Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого орнамента». Сам узор мог быть геометрическим или природным.

Основой свадебного наряда невесты является сарафан. Он украшался золотыми и серебряными нитями, бисером и яркой тесьмой. Чем богаче семья невесты – тем ярче, красивее наряд сарафан невесты. Такие сарафаны могли шить из парчи, декорируя жемчугом и ценным мехом.

Поверх сарафана невесты часто надевали укороченные душегреи. Душегреи тоже украшались – в основном, канителью, фактурной вышивкой.

Под сарафан невесты было принято поддевать несколько юбок – для того, чтобы придать фигуре визуальный объем.

Важным атрибутом свадебного женского наряда были головные уборы, которые надевались на волосы, заплетённые в аккуратные косы. Для кос существовали особые украшения – косники – ленты с вышивкой, жемчугом, кружевом, бисером и массивными подвесками. Одну косу невеста могла носить до венчания, а уже после она заплетала волосы в две косы, которые оборачивались вокруг головы. После венчания девушка надевала соответствующий своему статусу головной убор – повойник, кокошник, сороку. Кокошники, как и другие элементы свадебного костюма, роскошно декорировались. Особую ценность представляли из себя жемчужные кокошники, которые почитались з а семейные реликвии и передавались из поколения в поколение.

Так же важны были пояса. Пояса выполняли практические функции – фиксировали одежду. Для свадебных нарядов выбирались искусно украшенные пояса из плотного материала, а способ завязывания зависел от его длины. В некоторых областях у невест было принято надевать сразу несколько поясов, так как считалось, что такой наряд выглядит богаче и эффектнее.

Далее можем взять для примера женский замужний наряд.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кичку или кокошник. В то время как девицы могли носить на голове широкую вышитую повязку с широкими лентами позади, демонстрирующее её незамужнее положение.

Помимо головных уборов, для обозначения социального статуса женщины применялись и другие элементы гардероба, например, понёва – женская шерстяная юбка из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом.

Существовал обряд – «надевание поневы», который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной. Эта одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали её по достижению половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда

Если говорить о разнице в одежде бедных и богатых людей, можно упомянуть как пример то, что знатные женщины носили шубки (женскую разновидность шубы). Декоративные рукава шубки были длинными и откидными, а руки продевали в специальные прорези под рукавами. Так же к шубке пристёгивали круглый меховой воротник. Таким образом этот элемент гардероба демонстрировал положение женщины.

Русский национальный костюм в творчестве русских художников

 

Живопись русских художников – бесценный источник для изучения народного костюма.

Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины 19 века, который воспел в своих полотнах русскую старину, является Константин Егорович Маковский (1839-1915 гг.). Он написал множество картин, передающие дух боярской Руси семнадцатого века. Его «боярышни» наряжены в красочные русские одежды и сложные вычурные головные уборы, украшены серьгами и ожерельями. Его картины написаны с любовью к русской культуре и не только восхищают визуально, но и взывают к стремлению также узнать больше о национальном костюме, жизни, быте наших предков.

К. Е. Маковский. Боярышня


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!