Различие между историческими формами социальной стратификации

Отличительные черты общества

Важной отличительной чертой общества выступает его автономность, которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов.

Общество обладает самодостаточностью, которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

Общество обладает большой интегрирующей силой. Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам

Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления, которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

 

3 К основным подсистемам общества относятся: экономическая, политическая, социальная, духовная. Экономической подсистемой общества является экономика, в широком смысле – способ производства материальной жизни; в узком смысле – как народное хозяйство, какой – то отдельной его отрасли. Основой экономики является материальное производство, способ производства представляет собой диалектическое единство и взаимодействие производственных сил и производственных отношений.
Социальная подсистема. Термин социальный применяется в современной научной литературе в 2-х значениях: широком и узком. В широком значении он совпадает с понятием общественный. В узком значении обозначает все, что относится к разновидностям социума - семейно- родственные, национально- этнические, территориально – населенческие сообщества. Структура общества – это совокупность социальных общностей и групп и определенный порядок связи между ними. В социологии принято делить социальную структуру общества на макро и микро структуру..

Духовная подсистема общества — это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей.

Политико-управленческая подсистема — это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической.

 

4. В прикладном плане модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию.Беларусь – молодое суверенное государство, которому предстоит поступательно двигаться по пути построения подлинно демократического правового государства. Признавая и гарантируя своим гражданам право на сохранение и развитие их самобытной культуры и национального (родного) языка, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, Республика Беларусь создает реальные предпосылки для построения правового государства.

Для этого необходимо твердо и последовательно проводить курс на дальнейшую демократизацию общества.

Укрепление белорусской государственности послужит основой для перехода к зрелому гражданскому обществу, успешному формированию его интересов. Основными из них являются: общественные объединения, политические партии, органы местного самоуправления.

Важным этапом в становлении гражданского общества явится создание эффективных механизмов его поддержки государством, выработка правовых процедур сотрудничества с неправительственными, профсоюзными, молодежными организациями, научными и деловыми кругами,.

Каждая страна, стремясь к общим целям мировой цивилизации, проходит к ним свой путь. Этот исторический факт воплотила белорусская модель развития, важнейшими составляющими которой на современном этапе являются:

сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства;

многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

активизация интеграционных процессов со странами Евросоюза, СНГ и Россией, прежде всего экономических;

эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге являются:

· повышение уровня и качества жизни населения;

· борьба с бедностью;

· изменение структуры потребления и производства;

· охрана и укрепление здоровья;

· улучшение демографической ситуации;

· противодействие криминализации жизни общества.

5  Понятие об обществе как системном образовании
С точки зрения К. Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:
• экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;
• политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;
• духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;
• социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.
Все сферы жизнедеятельности общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции в обществе и являясь сложными общественными подсистемами.
Итак, общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.
Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса).

Культура как социальное явление
Одним из важнейших факторов развития общества является культура.
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально обозначал возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Культура – 1). В широком смысле – совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 2). В узком смысле – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Рассмотрим основные элементы культуры.
Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Нормы – образцы и шаблоны поведения людей в обществе. Основными типами норм в порядке возрастания их социальной значимости являются:
• привычки – поведенческие образцы, ставшие в силу длительного следования поведенческим стереотипом;
• обычаи – массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений;
• традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени;
• институциональные нормы, сознательно и тщательно разрабатываемые;
• законы – усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.).
Убеждения и верования – субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.
Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний.
Язык – объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, являющийся средством для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет.
В то же время в обществе существуют субкультуры – определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).
Некоторые социологи выделяют также отдельные виды культуры в современном обществе, такие как элитарная культура, народная культура и массовая культура. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» здесь подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.
Культура играет важную роль в жизни общества. Эта роль реализуется через ряд социальных функций культуры:
• образовательно-воспитательная – социализация личности путем освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества;
• интегративная-дезинтегративная – чувство общности, появляющееся у индивидов одного сообщества (нации, народа, религии, группы и т.д.) в результате освоения культуры. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людей разных культур их разные культуры разъединяют;
• регулирующая – установление правил и рамок поведения, в которых живет и работает человек. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям – наказанию или наградам.

3.Социокультурные процессы современного общества.
Для современного общества характерным является оживление всех без исключения социокультурных процессов. Переориентация общества в середине ХХ века на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни, привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества, так и в общественной организации в целом. Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; усиление влияния транснациональных компаний, приводящее к прогрессирующей интернационализации мировой экономики; актуализация вопросов межкультурной политики, выстраивающая новые приоритеты во внутренней и внешней политике страны; глобализация культурной индустрии – являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний» и одновременно предстают качественными характеристиками последнего.
Позитивными результатами глобализации называют создание глобальных рынков, глобальных технологий, глобальных идей и глобальной солидарности, приводящих к уменьшению социального пространства, к ускоряющемуся бегу социального времени и усилению прозрачности границ государств.
Другая часть исследователей отстаивает точку зрению о негативных последствиях влияния глобализации на современный мир, а именно:
• неизбежном снижении статуса национальных государств и их социально-политической значимости вследствие интенсификаци транснациональных отношений, что оборачивается усилением националистических настроений, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран;
• глобализации нищеты как результате господства на мировых рынках транснациональных корпораций глобализация, делающих богатых еще богаче, а бедных беднее;
• глобализации преступности, когда организованные преступные синдикаты действуют далеко за пределами национальных границ и вступают в стратегические союзы;
• игнорировании национальных интересов, традиций и культуры народов разных стран в социальных конфликтах, вследствие чего растет угроза международного терроризма;
• усиливающемся влиянии американской продукции на индустрию развлечений, где действуют три главных кита – кинематограф, музыка и телевидение, испытывает.

 

6 Социальная структура: сущность и основные компоненты
Социальная структура– это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.
С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы они равны. Анализ социальной структуры общества по горизонтали предполагает выделение в качестве основных ее элементов социальных общностей и социальных групп.
Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения.
В качестве основных разновидностей социальных общностей в социологии различают социальные классы, этнические общности и территориальные общности.
Все люди, живущие в обществе, существуют не сами по себе, а входят в состав тех или иных социальных групп.
Социальная группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль. Типология социальных групп строится по различным основаниям. Так, в обществе различают первичные группы, ориентированные на взаимосвязи между людьми (семья) и вторичные группы, ориентированные на определенную цель (фирма); малые группы, находящиеся обычно в диапазоне от 2 до 20 человек (студенческая группа) и большие группы (нация); формальные группы (высшее учебное заведение) и неформальные группы (компания друзей) .

Социальная стратификация: критерии и основные измерения. Социальная мобильность
Социальная стратификация – структурированное неравенство между различными группами людей, которое приводит к их иерархическому расположению в обществе (расслоение). Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Выясним, каковы критерии стратификации, т. е. факторы, которые позволяют поставить одни группы на более высокое место в иерархии, чем другие.
1. Доход как выражение наличия (или отсутствия) богатства, собственности. Доход измеряется количеством денежных поступлений индивида (семьи) в определенный промежуток времени. Доход влияет на характер потребления людей.
2. Власть как возможность влиять на других людей, в том числе и помимо их желания. Власть можно измерить количеством людей, на которых распространяются властные полномочия и решения того или иного индивида как в политической, так и в социально-экономической сфере.
3. Образование как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков. Образование можно измерить количеством лет обучения и его качеством. Образование определяет уровень квалификации, профессиональные навыки, сферу приложения труда.
4. Престиж как уважение, которым пользуется в обществе та или иная должность, профессия, род деятельности. Престиж определяется специальными опросами, в которых измеряется отношение людей к той или иной профессии. В США такие опросы проводятся уже около 50 лет.
Социальная мобильность – перемещение индивидов и групп в социальном пространстве, изменение их положения в социальной структуре и системе стратификации. Основные виды социальной мобильности: горизонтальная мобильность (например, переезд индивида из одного города в другой с таким же числом жителей, переход из одной семьи в другую) и вертикальная мобильность (повышение или понижение по службе, существенное улучшение или ухудшение благосостояния, приобретение или потеря власти (политическая вертикальная мобильность). Вертикальная мобильность может быть либо в виде социального восхождения (обычно явление добровольное), либо в виде социальной деградации, т. е. движения вниз по социальной лестнице (обычно – явление вынужденное).
Специфическим видом мобильности является миграция.

Особенности социальной структуры и стратификации современного белорусского общества
Процесс социально-экономических преобразований в Республики Беларусь сопровождается активным формированием новых слоев и классов, что влечет за собой серьезную трансформацию всей социальной структуры. Меняются отношения собственности и власти, идет интенсивная смена элит, на общественную сцену выходят новые социальные группы (меняется их социальный статус, образ и качество жизни, способы деятельности). Одновременно происходит маргинализация массовых слоев населения, рост социально-периферийных групп, расширение социально дна.
По социально-статусным критериям население постсоветского общества, в том числе и белорусского, дифференцируется следующим образом:
• высший слой – новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше;
• высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологических кабинетов и др.;
• средний средний слой – профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;
• низший средний слой – учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие;
• низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов и др.;
• паразитические слои – мафиозные группы, рэкетиры, грабители, участники бандитских формирований, колдуны, гадалки, проститутки и т.п.;
• маргинальные слои - опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т.п.
Рассуждая о специфике «становящейся» социальной структуры переходного социума, следует учитывать следующие ее принципиальные черты:
• неустойчивость, т.е. подверженность распаду на несколько независимых измерений, когда отсутствует связь между различными стратификационными критериями;
• многоукладность, при которой старые слои и классы советского общества соседствуют с новыми;
• мозаичность, когда в разных секторах экономики наблюдаются автономные системы социальной стратификации.


7  Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения.

Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы, и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.

В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

Социальная стратификация— это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:

1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям.

2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв, в частности, бедных, зажиточных, богатых (соц. понятие).

Социальная стратификация – подразумевает воспринимаемые иерархии, в которых потребители оценивают друг друга как обладателей более высокого или низкого статуса (эконом. понятие). Существует четыре главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Доход измеряется в рублях или в долларах, которые получает отдельный индивид в течение определённого периода времени. Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Власть – возможность навязывать свою волю или решение другим людям независимо от их желания. Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

8


 

9

Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

Различие между историческими формами социальной стратификации

Исторические формы социальной стратификации различаются по степени строгости «фильтров» на этажах социальной стратификации.

Касты — это группы людей в социальной иерархии, где социальные лифты полностью выключены, поэтому люди не имеют никакой возможности сделать карьеру.

Сословия — это группы людей в социальной иерархии, где строгие «фильтры» сильно ограничивают социальную мобильность и замедляют движение «лифтов».

Слои — это группы людей в социальной иерархии, где социальные «фильтры» не создают никаких искусственных препятствий для желающих сделать карьеру, единственным условием для этого служит наличие у претендента таланта и финансовых средств.

Рабство — это первая историческая система стратификации.Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

 

10. Маргина́л, маргинальный элемент — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д

Социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда. Еще на заре своей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

       Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они не обязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

Открытые и закрытые системы стратификации Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкретной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.

       В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять вой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

       Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 года).


 

11

 

12 Социологическая школа объединяет тех ученых, которые считают, что определяющим фактором в развитии культуры является само общество, его структура и социальные институты. Эту школу Н. Бердяев охарактеризовал так: «Социология утверждает, что человек есть животное, подвергшееся муштровке, дисциплине и выработке со стороны общества. Все ценное в человеке не присуще ему, а получено от общества, которое он принужден почитать как божество». (Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. С.60).

Одним из видных представителей социологической школы был русско-американский социолог и историк культуры Питирим Александрович Сорокин (1889–1968). Сорокин подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом вслед за древними греками он считал причинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.

В своих трудах (например, «Динамика общества и культуры», «Общество, культура и личность», «Власть и нравственность») он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, скрепленных единством ценностей, норм, значений. Исторический процесс – это не прямое поступательное движение, а «циклическая флуктуация», т.е. смена перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в своей основе собственное отношение к действительности и методам ее познания. Сорокин выделяет три типа культуры: а) чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точек зрения, б) идеационный тип, где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения; в) идеалистический тип, представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувства уравновешиваются интеллектом, вера – наукой, эмпирические восприятия – интуицией, т.е. «человеческими умами будет руководить истина разума»

Своеобразие каждого типа культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями.

Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими современниками. Выход из нынешнего кризиса Сорокин видел в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее религиозными идеалами.

 

 

13 Проблема исторического прогресса является одной из централь-
ных во всех значительных философских учениях. И это не случайно,
так как именно философия призвана рефлексивно осмыслить историчес-
кий процесс. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время
трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к со-
вершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен,
то уже в области экономики он не столь очевиден (по крайней мере,
экономика служит базой для многих негативных процессов), а состоя-
ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным
оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. По-
этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества
за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо-
речивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че-
ловечеством встала задача научиться сочетать изменения в науч-
но-технической,социальной и духовной сферах, чтобы между ними не
разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие
под историей не подвели людей к краю бездны.
Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать
с выявления взаимосвязи прогресса и развития.
Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или при-
равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем
изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие раз-
вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя-
зей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это
особый тип изменения.
Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не
свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить
количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,
изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав-
нозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические
процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые измене-
ния типа "вода - пар - вода...").
Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, ко-
торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и
функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз-
витие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа-
тельных изменений сложных системных объектов в достаточно большие
интервалы времени (например,эволюция литосферы, экосистем, истори-
ческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда,
НТП и т.д.).
Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное
социально-историческое развитие происходит с постоянными отклоне-
ниями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления,
дивергенции развивающегося процесса (эволюция приматов или конвер-
генции - слияния, синтеза, объединения различных линий развития
(формирование крупных наций из различных племен).
Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть
которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем,
возникших в определенных условиях в результате действия соответс-
твующих причин. Необходимо учитывать не только обусловленность
настоящего прошлым, но и развитие самой современности: ведь в нас-
тоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтерна-
тивные возможности будущего развития. Историзм тесно связан с кон-
цепцией детерминации явлений. История - не заданный изначально
процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные зако-
номерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в
единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно
учитывать многообразие возможных форм, путей развития.
Наиболее сложным типом развития является история общества,
включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы:
взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер
детерминации общественно-исторических процессов. В реализации ис-
торических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор,
идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление исторических
процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диа-
лектики.
В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя
противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо-
положными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от
друга, диалектически связанными тенденциями развития являются
прогресс и регресс.
Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип,
направление развития, характеризующееся переходом от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе
можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее
элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта.
Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.
Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле-
ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности,
ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой-
чивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего
развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор
полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее
структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обес-
печивающих существование,устойчивость и жизнедеятельность данной
системы, то такой процесс называют регрессом.

 

14 Главный смысл бытия любой системы, и социальной в том числе - выживание. Данная цель осуществляется несколькими способами, наиважнейшими из которых выступают самоорганизация и саморазвитие. Необходимо отметить, что развитие есть категория широкая и многозначная. Развитие системы можно представить в виде следующей схемы: развитие системы (прогресс) - достижение высшей точки развития (расцвет) - кризис системы - посткризисное развитие системы (регресс). При этом все эти этапы никоим образом не связаны с какими-то конкретными временными рамками.

Первый этап в развитии социальной системы - состояние прогрессивного развития. Под прогрессом понимается усложнение социальной системы через включение в неё новых элементов и объектов, а также возникновение новых связей внутри системы. На этом этапе происходит не изменение системного качества, а изменение его меры, то есть, основное содержание этого периода составляет работа закона перехода количественных изменений в качественные [1, 65]. Система проходит путь от хаоса к ярко выраженному порядку, основанному на системном качестве.
Это своего рода задаток системы, потенциальная способность, максимально раскрывающаяся в процессе развития.

Развитие системы это следствие взаимодействия как минимум двух внутрисистемных пар элементов, причём, если выразить это взаимодействие на языке механики, то его результат есть некая результирующая векторов субъектов взаимодействия. Если эти вектора сонаправлены, то их сумма всегда будет положительна и в количественном выражении больше целого. В противном случае эта сумма будет меньше целого и может принимать отрицательные значения [2, 34]. Таким образом, система прогрессирует в том случае, если её элементы действую более-менее слажено, а это есть показатель уровня интегрированности элементов системы. Следовательно, развитие системы можно представить как постепенное увеличение степени интеграции системных элементов. Более того, прогрессивное развитие напрямую зависит от того, насколько быстро и полно система сможет интегрировать в своё тело новые элементы и от того насколько эта интеграция повлияет на интегрированность внутренней системной среды.

Вторым состоянием системы является достижение максимума развития, расцвета. Данный период - интервал между высшей точкой развития и точкой начала системного кризиса, на котором наиболее ярко представлено системное качество. Накопление количественных изменений не приводит ни к росту интегрированности внутренней среды, ни к повышению уровню организации в связи с тем, что системное качество максимально развито и какое-либо дальнейшее его развитие невозможно. Это предел развития. Система на пике своего развития - есть система, воплощающая в себе абсолютное системное качество. Именно на этом этапе в рамках системы складываются варианты дальнейшего развития, которые похожи на аттракторы.

Возникновение вариативных систем объясняется тем, что система, достигнув максимальной точки развития, продолжает накапливать количественные изменения. Согласно законам социальной организации развитие системы сверх определённой меры ведёт либо к качественному скачку, либо к распаду на родственные системы. Вариативность подобного рода характерна для всех систем, всех уровней. При этом нельзя смешивать понятия «вариант» и «аттрактор», так как в данном случае система имеет дело не с потенциальным вектором, на который случайно падает вектор направления развития, а с конкретным проектом. Проект в данном случае есть ни что иное как «система в системе» - построение новой системы на базе одного и того же системного качества. Выбор варианта развития часто осуществляется в результате борьбы, но присутствует такой выбор только до определённого момента, называемого «точкой возврата». Прохождение такой точки означает, что выбор сделан и возврата нет [3, 58].

Следующий этап - состояние системного кризиса. Под кризисом системы понимается такое состояние системы, когда её прогрессивное развитие в прежнем качестве невозможно. Кризис системы, это, прежде всего, уклонение от нормы, но такое, которое само является нормой жизни общества, то есть является результатом действия внутренних закономерностей социального организма в условиях нормальной и даже успешной жизнедеятельности этого организма. Это своего рода переход от высшей точки развития системы либо к её распаду, либо качественному изменению через отрицание. Данное состояние является развитием системы от точки начала кризиса до точки начала регресса.

Наконец, четвёртый этап - состояние регрессивного развития. Под регрессом понимают упрощение системы. Это состояние, при котором система теряет своё системное качество, происходит разрушение структуры, и в итоге наступает смерть системы как полное её уничтожение или как диалектное отрицание. Порядок сменяется хаосом, который в свою очередь сменяется порядком через снятие прежнего системного качества либо через возобновление процесса самоорганизации на других основаниях и как следствие построение новой системы [3, 70].

Таким образом, анализ развития социальных систем, проведенный выше позволяет понять, что каждая система нуждается в эффективном управлении, организация которого является основным методом поддержания тех процессов, которые в ней происходят и одним из основных условий совершенствования и развития социальных систем любого типа.

 

15 Непременный признак семьи – совместное проживание ее членов.

Семья - это общность людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Функции семьи:

1. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода

2. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение.

3. Хозяйственно-бытовая функция — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Хозяйственно-бытовая функция охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

4. Экономическая функция — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

 

16 Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.
Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней .Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме.

Моногамная патриархальная семья - это семья, в которой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с нею вопроса о наследовании.
Индивидуальная семья - самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта - бракосочетания гражданского или церковного, либо того и другого.            Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

 

17 Пол (или гендер) - один из внешних проявлений различий людей. Принадлежность к определенному полу предопределяет дальнейшую жизнь родившегося человека.

Ге́ндер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Пол является биологическим показателем различий, гендер - социальным. То есть, социологи и другие исследователи личности, социума и культуры используют понятие "гендер", так как оно более широкое и дает возможность учитывать не столько биологические особенности представителей различных полов, сколько их социокультурные и психологические особенности.
По мнению многих исследователей, принадлежность к тому или иному гендеру предопределяет некоторые субъективные особенности человека. Существует даже выделение "мужской" и "женской" логики, "мужественности" и "женственности" и т.д. Идут споры о том, кто же все-таки умнее - мужчины или женщины? Кто обладает более мягкими чертами характера? Наличие разноразвитых в умственном плане мужчин и женщин приводит все рассуждения по поводу вопроса о уме в тупик. Так же и существование мягкохарактерных мужчин и женщин волевых, с твердым характером, которые подчас не умеют быть нежными - приводит в тупик рассуждения о чертах характера.
Тем не менее, исследователи выделили средние черты, которые они назвали "исконно мужскими" и "исконно женскими", т.е. присущими только представителям одного гендера. Конечно, это деление условно. Их слишком много, чтобы перечислять все, поэтому назову главные. Итак, исконно мужские (напомню, что деление условно, т.к. сегодня нельзя с точностью сказать, что какие-то черты характера исконно мужские или женские): молчаливость, умение держать себя в руках, контроль над проявлением эмоций и т.д. Женские: стремление к разговорам (проще говоря - болтливость), излишняя эмоциональность, неспособность контролировать их проявление и т.д.

 

 

18 В Беларуси, как и во многих странах Европы, наблюдается отрицательный прирост населения. От 2001 года до 2011 численность населения страны уменьшилась с 9957000 человек до 9481000.

Причиной такой демографической ситуации является низкий уровень рождаемости, большое количество пенсионеров. Однако, с 2005 года наблюдается уменьшение убыли населения. В 2001 году убыль населения составила -51400, а в 2011 году она снизилась до -25900. Эти изменения происходят по причине увеличения рождаемости. Увеличению числа рождений в республике способствовали два основных фактора — возрастная структура (рост числа женщин наиболее активного репродуктивного возраста) и возрастная интенсивность деторождений.

В свою очередь, правительство Беларуси принимает различные методы, чтобы стимулировать рождаемость. На данный момент существует единовременное пособие за рождение ребёнка. При первом ребёнке он составляет 7068800 рублей (около 900$). Такое же пособие после рождения второго и последующего ребёнка составляет 9896320 рублей (около 1300$). Женщина может находиться в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет, получая ежемесячное пособие на уровне 706880 рублей (около 90$), а также после 3-х лет, но получая уже при этом только 50$ ежемесячно. Государство активно поддерживает многодетные семьи. Если в семье есть 4 ребёнка, то государство бесплатно предоставляет жильё. Если есть три ребён6ка в семье, то государство также предоставляет жильё, но при незначительной доплате от родителей. Рождение каждого ребёнка (начиная с первого) предусматривает дополнительные льготы на ипотечный кредит. Чем больше детей, тем выгоднее условия для кредита.

Правительство Беларуси планирует также стимулировать рождаемость другими способами. Среди них — льготное кредитование процедуры экстракорпорального оплодотворения для супружеских пар, страдающих бесплодием, а также освобождение от призыва на срочную воинскую службу отцов, воспитывающих троих детей, развитие системы социального патроната для семей с детьми-инвалидами и другие меры.

 

19 Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций


Основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия.

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ — разновидности религиозных общностей со специфическими способами организации и управления.

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: церковь, конфессию, деноминацию, секту, культ и др.

Церковь — первоначально в христианстве: евхаристическое собрание христиан, «собранных во имя Его»; поместная община верующих во Христа.

По мере превращения христианства в религию со своими институтами это слово стало обозначать также религиозные структуры исторических христианских конфессий, а затем — и церковное (храмовое) строение.

Конфессия — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру.

Деноминация — термин, употребляемый в религиоведении для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления, а иногда просто как синоним терминов «вероисповедание» и «конфессия».

Секта — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям.

 

20 В структурном плане религия предстает как целостное единство религиозного сознания, религиозной деятельности(культ) и религиозных организаций.
Религиозное сознание имеет два уровня: религиозную идеологию (доктрину) и религиозную психологию.

Религиозные идеи, основанные на вере в сверхъестественные силы и содержащиеся в Священных книгах (Библия, Талмуд, Коран и т.п.) являют собой стройную систему представлений о Боге, мире в целом, природе, обществе и человеке. Эти идеи получают развитие в богословских трудах, проповедях духовенства, официальных документах религиозных центров.

Религиозная доктрина состоит из таких элементов, как теология (теория Бога), космология (теория мира) и антропология (теория человека). Некоторые специалисты первичную форму религиозной доктрины усматривают в мифе.


Религиозный культ связан с определенным отношением людей к божественным силам и проявляет себя через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества и т.д.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

2. Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны

3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели

4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей.

5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей.

6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

 

22 Социологическое исследование религии состоит в анализе ее связей с другими феноменами общественной жизни людей — с экономикой, политикой, моралью, бытом, культурой и т. п., а также и обратного влияния религии на эти феномены. Соответственно управление социальным развитием, изменение и усовершенствование различных компонентов социальной системы, в результате чего усиливается процесс преодоления религии и религиозности людей, можно определить как социологическое управление религией. Оно осуществляется посредством управления экономикой, политикой, моралью, искусством, бытом, культурой и т. д.

После победы социалистической революции, в ходе строительства новой общественно-экономической формации социологическое управление процессом преодоления и отмирания религии предполагает решение сложных и многосторонних задач — не только классово-политических, но и социально-экономических, организационных, нравственных, эстетических и т. д.

Роль социологических законов и закономерностей в процессе преодоления и отмирания религии не следует абсолютизировать. Они функционируют именно как общие тенденции, однако их воздействие на сознание и поведение каждого отдельного религиозного лица, отдельной религиозной группы может быть различным. И это еще раз подчеркивает огромную роль субъективного фактора в реализации действия этих закономерностей, в достижении оптимального атеистического эффекта на основе социальных изменений в жизни трудящихся социалистического общества.

В связи с этим становится ясно, что социологическое управление не исчерпывает всех проблем развертывающегося процесса преодоления и отмирания религии.

 

23 Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая — дать описание или объяснение социальной программы. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи — отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

 Предварительный системный анализ объекта — это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

 Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза — это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

 Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

 1) основные и выводные;

 2) основные и неосновные;

 3) первичные и вторичные;

 4) описательные и объяснительные

Программа социологического исследования -- документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления.

 

24  Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов;
  • социологическое наблюдение;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты)

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков,определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования.

В зависимости от положения наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны.
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты
  3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью.
  4. самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний.

 

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач.

Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

 

25 Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Множество специальных видов экспертиз имеют общее в том, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) – освидетельствование, предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах, порядок назначения и проведения экспертизы, в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов. В ряде экспертиз точно фиксируется характер окончательного вывода: судебно-психиатрическая экспертиза решает вопросы вменяемости и невменяемости; судебно-почерковедческая экспертиза устанавливает исполнителя текстов и т. д. Но главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование плохо поддающейся количественному анализу, трудно формализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».
В социальной сфере задач, которые с трудам переводятся на язык точных расчетов (т. е. трудно формализуемых задач), великое множество, почему и экспертные оценки здесь имеют широкое применение. Чаще всего они имеют вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту (закон и законопроект, программа социально-экономического развития, социальный проект, присылаемый на конкурс и т. д.). Иногда это итоговый протокол совещания специалистов. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу.
Итак, социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

 

26 Динамику роста населения, его состав, характер воспроизводства изучает наука демография. Поэтому все вышеперечисленные признаки относятся к демографическим.
Численность населения Земли, по данным ООН, составляет около 7млрд человек .С начала нашей эры оно увеличилось в 26 раз, только на протяжении второго тысячелетия — в 20 раз, а за вторую половину XX в. (с 1950 г.) удвоилось.
Население мира увеличивается за счет воспроизводства.

От динамики естественного прироста зависит характер беспрерывного возобновления поколений, а сама эта динамика определяется совокупностью биологических характеристик вида Ноmo sapiens и социально-экономических условий жизни населения.
Демографический процесс — протекание процессов естественного и механического движения населения, в результате чего формируются демографические признаки (характеристики) населения страны.
Именно социально-экономическим процессам, если не учитывать катастрофических явлений и военных конфликтов, принадлежит первенство «регулятора» рождаемости и смертности и формирование определенной модели демографического перехода.
Демографический переход — последовательное изменение ситуаций в естественном движении населения под влиянием социально-экономических факторов развития (прежде всего соотношение коэффициентов рождаемости и смертности), которое приводит к изменению типов воспроизводства населения в той или иной стране.
Выделяют такие этапы демографического перехода, каждому из которых соответствует определенный тип воспроизводства: первый — биологический, для которого характерна высокая рождаемость, дающая возможность выжить определенному количеству детей, высокая смертность  и как следствие — низкий естественный прирост

Для второго этапа характерным является уменьшение смертности, прежде всего детской, за счет использования достижений медицины, при сохранении одновременно высокой рождаемости. Следствием такой социализации является резкий рост естественного прироста — «демографический взрыв», заостряющий социально-экономические проблемы. Именно такой тип воспроизводства присущ сегодня большинству развивающихся стран, относящихся к категории беднейших стран мира. Это преимущественно страны Центральной и Восточной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, имеющие высокие показатели рождаемости.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!