Идея (как основное понятие) в произведении художественной



Введение

На рубеже XX–XXI вв. русская антиутопия переживает новый расцвет. В советское время это был полудиссидентский жанр, и антиутопические произведения либо печатались в эмигрантской печати, либо дожидались лучших времен в самиздате. При формировании книжного рынка резко изменилась литературная ситуация. Появились новые имена, новые литературные премии, стимулирующие интеллектуальную разведку будущего. 11 сентября 2001 г. повествовательные искусства вновь вернули себе пророческие функции. Нелепо, жестоко, чудовищно оправдались самые несбыточные прогнозы.

Востребованность антиутопий в сегодняшней литературе очевидна. В начале XXI века в России сложилась весьма острая и двусмысленная с точки зрения многих читателей ситуация со свободой слова.

США не являются «главным мировым центром». Сдержанно полемизируя с такой моделью мира, С.К. Бетяев пишет: «Возможный путь России – это окончательное замыкание Большого Кольца Северного Полушария: Европа – Россия – Япония – Северная Америка» [40]. Атмосфера дискуссий о будущем осталась в прошлом веке. Открытое обсуждение насущных политических проблем все чаще оказывается невозможным: дело не только в прямых запретах, но и в возрождении виртуального «внутреннего редактора». Публичные дискуссии, столь характерные для 90-х годов, заменяются частичным информированием населения об уже предпринятых властями шагах. На это накладывается традиция нарочитого игнорирования футурологических исследований.

Антиутопичность связана с функцией предупреждения. Утопии становятся все более технократическими. Новое устройство неведомого утопического государства интересует писателей и читателей гораздо меньше инфраструктурных новшеств в этих государствах. Мера утопичности оказывается равной мере фантастичности.

Антиутопии рубежа веков — об относительно близком будущем: о 2008 годе. В конкретную историческую эпоху антиутопии из литературного жанра превратились в моделирование реальной действительности. В этой заряженности на политическую актуальность сказывается, во-первых, урок постмодернизма, во-вторых, проникновение жанра антиутопии из интеллектуального мейнстрима в массовую литературу и все более уверенное ее освоение; в-третьих, приближение литературного жанра антиутопии к пограничным видам письма (социологическому, философскому, футурологическому), а также и литературному— утопическому. Политические проекты становятся все более важной пружиной антиутопии. Это напоминает классические советские романы-эпопеи, в которых «исторический сюжет», интерпретированный в соответствии с доминирующим историческим дискурсом, был важной составляющей сюжета.

Интуитивное постижение скрытого хода социальных процессов писателями и журналистами, порой вне зависимости от эстетической ценности их произведений, дает возможность подготовить общество к возможному повороту событий. В утопии насилие — прогноз, в антиутопии — реальность и составляющая образа жизни.

Роман Джорджа Оруэлла "1984" - это антиутопия, которая приобрела мировую известность. Несмотря на художественную форму изложения романа, ему было посвящено большое количество серьезных научных исследований, рассматривающих его с философских, социологических, политологических позиций. Влияние романа можно проследить как в искусстве и литературе, так и в общественных науках второй половины ХХ века.

Вместе с политической сатирой "Скотный двор", роман "1984" был важным этапом выбора западной интеллектуальной элитой направления развития цивилизации. Он в концентрированном виде содержал ответы на основные политические и философские вопросы, которые в 30-х - 40-х годах решало для себя "все прогрессивное человечество": отношение к социализму, фашизму, опасность тоталитарного общества, дальнейшие пути развития демократии. Так как действие произведения разворачивается в 1984 году, который на момент написания книги был будущим, отстоящим на 35 лет вперед, автор имел возможность предсказать глобальные геополитические проблемы нашего времени - скрытое противостояние сверхдержав, прорывающееся в кровавых локальных конфликтах, деление мира на сферы влияния, при котором целые народы оказываются разменной монетой.

Для изложения своих позиций Джордж Оруэлл выбрал художественную форму социально-фантастического романа, романа-антиутопии. В произведении описаны несколько месяцев из жизни Уинстона Смита - рядового члена общества, которое построено по принципам "ангсоца" ("английского социализма") в вымышленной сверхдержаве Океании, в 1984 году. Прототип социалистического общества будущего просматривается довольно прозрачно - это Советский Союз 30-40-х годов. Усатый лидер "Старший Брат", привилегированные "вышестоящие товарищи" из "внутренней партии", "полиция мысли", большие чистки, "трудовые лагеря", истерический поиск внутренних врагов, направляемых мифическим предателем Гольдштейном-Троцким, мрачная атмосфера всеобщей подозрительности, нищенский быт - хорошо знакомые элементы сталинской диктатуры. Вместе с тем технологии управления обществом и подавления инакомыслия получают в книге дальнейшее развитие, для слежки и "оболванивания" используются более изощренные технические средства, манипулирование информацией в огромных масштабах делает невозможным даже возникновение недозволенных мыслей. Драматично и географическое место действия романа - "Военно-воздушная зона № 1", безликая провинция огромной тоталитарной Океании, - это бывшая Великобритания. Автор показывает, что даже этот оплот европейской демократии, имеющий многовековые традиции политических свобод, не сдавшийся ни внешнему, ни внутреннему фашизму, может за 35 лет превратиться в мрачную гигантскую тюрьму, если люди утратят бдительность.

Художественная форма не только не мешает осмыслению позиции автора, но, наоборот, придает прогнозам Оруэлла убедительность и рельефность, позволяет до мельчайших подробностей изложить политические и политологические аргументы. Позиция автора предельно ясна - тоталитаризм представляет опасность для человечества. Лишение человека свободы, как личной, так и политической не может быть оправдано никакими идеалами.

Актуальность данной темы заключается в том, что произведения в жанре антиутопии чаще всего подвергаются анализу с политической и/или философской точки зрения, литературных же исследований на данную тему, особенно в отечественном литературоведении, проведено недостаточно. Кроме того, интерес представляет исторический контекст произведений. Так сейчас мы живём в то самое время, страшные предположения о котором строили писатели-антиутописты, и многие из их опасений уже находят подтверждение в современном нам обществе.

Объектом исследования является классический роман-антиутопия «1984» Дж. Оруэлла.

Предметом исследования - идея антиутопии, и средство ее выражения в данном романе.

Цель исследования - выявление особенностей идеи антиутопии и ее выражение в романе Дж. Оруэлла “1984”. Эта цель определила круг задач:

1) рассмотреть историю и причины появления идеи  антиутопии, выявить её характерные черты;

2) изучить эти черты в романе Дж. Оруэлла “1984”;

3) провести лингвистический эксперимент.

Практическая значимость работы предполагает возможность использования результатов исследования на практике, в частности, как пособие для литературоведческих работ, изучения типов отражения истории в литературе, исследования творчества писателей-антиутопистов.

Глава 1 Теоретические основы выявления средств выражения идеи антиутопии в романе Джорджа Оруэлла "1984"

 

Идея (как основное понятие) в произведении художественной

Литературы.

Каждое литературное произведение представляет собой целостную картину жизни или выражает какое-либо целостное переживание. Поэтому В.Белинский и назвал художественное произведение замкнутым в себе миром. Писатель показывает нам жизнь целостно. Человек не существует в действительности изолированно. Он находится в непрерывном взаимодействии с окружающей обстановкой, людьми, природой. Характер обрисовывается во взаимодействии с другими характерами, следовательно, они должны выступить в произведении в той или иной мере разносторонне.

Произведение всегда представляет собой сложное идейное целое, цепь обобщений писателя, ряд его наблюдений над действительностью, организованных единой мыслью, основной идеей произведения. Для того чтобы разобраться в этой сложности литературного произведения, нужно ясно представить себе его строение, те законы, которые управляют этим строением, соотношением его частей, ролью, которую играют те или иные средства, используемые писателем для создания конкретных картин жизни. Основным положением, которое дает нам ключ к правильному пониманию всех этих вопросов, является положение о единстве формы и - содержания. Содержание и форма - это, прежде всего понятия соотносительные, т.е. не могущие существовать одно без другого: форма является формой чего-то, иначе она бессмысленна; содержание должно иметь форму, придающую ему внешнюю определенность, иначе оно не сможет проявить себя. Поэтому - содержание и форма неразрывно связаны друг с другом. Содержание должно облечься в форму и форма имеет смысл и значения тогда, когда она служит проявлению содержания. Для того, чтобы наше представление о троянской войне, изображенной в «Илиаде», получило определенность, необходимо, чтобы мы представили себе столкновения людей, их вооружение, их подвиги, чувства, приведшие к войне. Содержание не может себя проявить также, как и форма не может себя проявить вне содержания. В процессе взаимовлияния форма часто переходит в содержание. Понятно, что в основе этого процесса взаимоперехода формы и содержания лежит многообразие содержания. Оно ищет для себя форму, благодаря которой может наиболее полно выразить свою сущность.

Вопрос о форме художественного произведения возникает тогда, когда мы рассматриваем содержание произведения. Оно предстает, прежде всего, как круг жизненных явлений, которые художник отобрал в действительности. Понятно, что в самом отборе художник, прежде всего, исходил из своих интересов и оценок действительности. В его выборе выразилось его мировоззрение, его идеи, относящиеся к этим фактам, т.е. идейное содержание, которое несет его произведение. Вместе с тем собранный материал может быть шире и разнообразнее идей самого автора. Поэтому, анализируя художественное произведение, необходимо определить круг жизненных проблем, отобранных автором для изображения и представляющий собой основу содержания этого произведения или его тему. То есть - это то, что писатель изображает, идея - это то, что он хочет сказать об изображаемом.

Материал художника - это человеческая жизнь (через которую отражается в искусстве весь многообразный круг явлений действительности). Для художника вытекает необходимость дать своей идее такую форму, благодаря которой она получила бы возможность развитого существования.

Художественный образ, входя в целостную ткань произведения, взаимодействует с рядом других образов, имеющих место в художественном тексте. Это же положение относится к таким понятиям, как тема и идея. В каждом литературном произведении мы сталкиваемся с множественностью тем и идей. В сущности, каждый образ, каждая жизненная ситуация, о которой рассказывается в произведении, уже несут в себе и своеобразную тему, и своеобразную идейную оценку, являются самостоятельной проблемой. В этом смысле всякое произведение многопроблемно, т.е. многотомно и многоидейно. Это положение о множественности проблем произведения особенно важно подчеркнуть, т.к. весьма распространено представление о том, что произведение следует свести к. какой-то одной, определенной идее. В то же время, при всей идейно-тематической ткани многомерное произведение обладает определенным единством. Такого рода проблему, объединяющую вокруг себя все частные проблемы, называют основной идеей. Основная идея не устраняет произведение и составляющих его идейно-тематическую ткань.

Основная идея литературного произведения, как и тема, раскрывается во всем богатстве его содержания. Каждый эпизод, каждое лицо и даже отдельные детали в подлинно художественных произведениях участвуют в ее раскрытии. Понимание идеи произведения требует осмысления всего изображенного в нем: без этого представление об идее будет весьма отвлеченным и поверхностным.

Анализ авторской идеи жизни, изображенной в произведении необходим, но недостаточен. Специфика художественного произведения в том, что оно несет в себе значительно большей идей, чем в него вложено автором. Так в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» автор пытается рассмотреть проблему человеческого индивидуализма, и бунтарства героя как дорогу, приведшую к нравственной катастрофе. Но эта идея не исчерпала сложности романа. Она обозначила основную проблему и привела к множеству других, домысливаемых читателем. Образ получился настолько емким и своеобразным, что рамки одной идеи оказались для него тесны и роман был - «дочитан» читателями в плане «множественности идей» и судеб персонажа.

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!