Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармоническиравные тональности.
Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.
Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический
Натуральный – минор, в котором ступени не изменены.
Гармонический – минор с повышенной VII ступенью.
Мелодический – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и YII ступени.
При движении вниз эти повышения отменяются.
Мажор встречается натуральный (в котором ступени не изменены) и гармонический
(с пониженной VI ступенью).
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, общие звуки, но разные тоники и лады. Например: До-мажор и ля-минор;
Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и
соль минор.
Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции.
Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности,
имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков)
и до минор ( сиЬ, миЬ, ляЬ ). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.
Энгармонически равные тональности - это тональности одинаковые по звучанию, но
различные по названию и написанию: Си мажор - До-бемоль мажор, Фа-диез мажор -
Соль-бемоль мажор
БИЛЕТ № 6.
Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и
|
|
Минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.
Альтерация - хроматическое изменение неустойчивых звуков (повышение или погижение).
Диез – знак повышения ноты на полтона.
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
Дубль-диез – знак повышения на тон.
Дубль-бемоль – знак понижения ноты на тон.
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и
ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении
всей мелодии.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Бемоли появляются в обратном порядке.
Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада
расположены по чистым квинтам.
Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,
вниз по ч5 – бемольные тональности.
До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор
-- 1 2 3 4 5
До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор
-- 1 2 3 4 5
|
|
Альтерация ступеней в мажоре: II #b, IV #, VI Ь
в миноре: II b, IV b #, VII #
БИЛЕТ № 7.
Главные трезвучия лада, их обращение.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.
На I ступени - тоническое трезвучие ( Т 5/3 )
На IV ступени – субдоминантовое трезвучие ( S 5/3 )
На V ступени – доминантовое трезвучие ( D 5/3 )
В гармоническом миноре появляется мажорная доминанта.
Главные трезвучия имеют обращения.
Каждое трезвучие имеет 2 обращения:секстаккорд и квартсекстаккорд. Секстаккорд состоит из терции+кварта, а квартсекстаккорд из кварты+терция
Интервальный состав аккордов:
Мажор Минор
T53=Б3+М3 t53=М3+Б3
T6=М3+Ч4 t6=б3+ч4
Т64=Ч4+Б3 t64=ч4+м3
БИЛЕТ № 8.
Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.
Для буквенных обозначений применяются буквы латинского алфавита:
До – С,с ре – D,d ми – Е,е фа – F,f соль – G,g ля – А,а си – Н,h сиЬ – В,b.
Диез обозначается is , бемоль - es, мажор - dur, минор – moll.
Исключение: ЛяЬ мажор - As-dur
|
|
МиЬ мажор - Es-dur.
СиЬ мажор - B- dur.
Тритоны – это интервалы, в которых содержатся три тона. К ним относятся: увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны строятся и в натуральных, и в гармонических ладах.
В натуральном мажоре два тритона: ум.5 на VII и ув.4 на IV.
В натуральном миноре тоже два тритона: ум.5 на II и ув.4 на VI.
В гармонических видах мажора и минора остаются тритоны из натуральных видов и прибавляются еще два: в мажоре ум.5 на II и ув.4 на VI пониженной, а в миноре ум.5 на VII повышенной и ув.4 на IV.
Тритоны звучат напряженно, так как в них оба звука неустойчивые и требуют разрешения. Принцип разрешения тритонов такой: переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые. Увеличенная кварта при разрешении увеличивается, а уменьшенная квинта уменьшается при разрешении.
БИЛЕТ № 9.
Модуляция и отклонение. Родственные тональности.
Отклонением называется временный переход в новую тональность.
Модуляция – переход в новую тональность и закрепление в ней музыкального
построения.
Для данной тональности родственными являются те тональности, тонические
|
|
трезвучия которых можно построить на ступенях данной тональности.
К ним относятся: 1. Параллельная тональность
2. Доминантовая тональность и ее параллельная
3. Субдоминантовая тональность и ее параллельная
4. Тональность минорной субдоминанты в гармоническом мажоре
5. Тональность мажорной доминанты в гармоническом миноре.
Родственные тональности для До мажора: ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, фа минор.
Родственные тональности для ля минора: До мажор, ми минор, Соль мажор, ре минор, Фа мажор, Ми мажор.
БИЛЕТ № 10.
Лады народной музыки.
Лады народной музыки – это диатонические (натуральные) лады. Всего есть 7 видов ладов народной музыки:
Ионийский – натуральный мажор
Дорийский – минор с VI высокой
Фригийский – минор со II низкой
Лидийский – мажор с IV высокой
Миксолидийский – мажор с VII низкой
Эолийский – натуральный минор
Локрийский – минор со II и V низкой
К ладам народной музыки относится пентатоника. Пентатоникой называется пятиступенный лад. Это лад, состоящий из пяти звуков. Пентатоника бывает мажорной и минорной.Мажорная пентатоника отличается от натурального мажора отсутствием IV и VII ступенейМинорная пентатоника отличается от натурального минора отсутствием II и VI ступеней. Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).
Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!