A. Как проявляется гостеприимство? Правильное сознание:



 

  • Гостеприимство – это не вопрос формальности, а вопрос сознания. Гость должен чувствовать себя желанным в Вашем доме.
  • Грихастха должен убедиться в том, что гость не уходит от него неудовлетворенным. Любовь и теплота являются главным элементом радушного приема гостей. Процесс служения не должен быть механическим или иметь свойства ритуала. Шримад Бхагаватам [1.13.5-7] описывает, как царь Юдхиштхира и его семья оказывали в Хастинапуре радушный прием Махатме Видуре после его долгого отсутствия.

«Они приблизились к нему (Видуре), охваченные великой радостью, как будто в их тела вновь вернулась жизнь. Обменявшись поклонами, они обнялись, приветствуя друг друга. После пережитой тревоги и долгой разлуки с ним, они все плакали о любви. Царь Юдхиштхира усадил его и принял по всем правилам. После великолепного угощения Видура отдохнул, и царь, удобно усадив его, обратился к нему, все же остальные внимали их разговору».

В своем комментарии Шрила Прабхупада пишет: Царь Юдхиштхира был искушен в приеме гостей, даже если это были родственники. Все члены семьи радостно встретили Видуру, обнялись с ним и обменялись поклонами. После этого он совершил омовение, и ему устроили великолепный обед и дали отдохнуть. Затем его удобно усадили, и царь заговорил с ним обо всем, что случилось в семье и произошло в мире. Так полагается встречать любимого друга или даже врага.

 Согласно моральным принципам, которым следуют в Индии, в своем доме даже врага нужно принимать так, чтобы он совсем не чувствовал страха. Враг всегда боится своего противника, но этого не должно быть, когда его принимают в доме его противника. Это означает, что с любым человеком, которого принимают в своем доме, следует обращаться как с родственником. И уж подавно это относится к такому члену семьи, как Видура, который всегда желал блага всему семейству».

  • Гостеприимство должно оказываться с чувством подлинной любви и преданности и с учетом того, что гость является воплощением Верховного Господа. Господь говорит в Бхагавад Гите: «если ты с любовью и преданностью предложишь мне листок, цветок, плод или воду, я приму их».
  • Итак, Верховный Господь принимает служение, исполняемое с любовью и преданностью, и гостю, который является представителем Господа, следует оказывать служение с тем же сознанием. Кришна был приглашен Дурьодханой на пир, но Он не пошел в его дом, где получил бы царские почести. Вместо этого Господь предпочел посетить дом Видуры, Своего преданного, и насладиться там простым блюдом.

 

Служение старшим / родителям

 

  • Если служение атитхи с любовью и преданностью является ведическим правилом, то с каким удовольствием грихастха будет в таком сознании служить родителям и старшим в своей семье? Со старшими членами семьи и родителями следует разговаривать любезно, вежливо, учтиво и почтительно, даже если это не преданные.
  • Смирение – это основной принцип сознания Кришны, и грихастхе просто негде испытывать чувства превосходства, ибо он является преданным, а члены его семьи – нет! В обхождении со старшими мы не должны быть резкими, грубыми или высокомерными. В то же время необходимо помнить о принципах сознания Кришны. Будьте тверды в Вашем сознании Кришны, а также любезны и почтительны со своими родителями и старшими членами семьи и будьте готовы служить им на благо.
  • Как же можно проявлять уважение к старшим? Касание стоп родителей является важным аспектом Ведической культуры. Эта культура хорошо способствует процветанию грихастх. Так же как для цветения растения необходим определенный тип почвы, кислород, свет, так и лиана нашего преданного служения требует наличия подобающей культуры и среды. Что же это за культура? Это культура вайшнавов, в которой с почтением относятся к каждому живому существу, не говоря уже о собственных родителях.

 

Обхождение с другими живыми существами

Ниже приводится стих, взятый из Панча Татры:

айам нийам паро вйакти

 гананам лагхучетасам

уадар чаританам ту

 васудхаив кутумбакам

Образ мышления недалеких людей (лагху четасам) сводится к «это принадлежит мне, и я должен использовать это для себя». Но люди широких взглядов (уадар чаританам) смотрят на всю Вселенную как на свою семью, семью Кришны. В Бхагавад Гите Господь говорит, «нужно понимать, что все живые существа получают рождение в материальном мире и что я – отец, дающий семя».

  • Грихастха должен признавать всех живых существ членами своей семьи, а не только человеческие особи в виде гостей и своих родных и близких.
  • Может возникнуть вопрос о том, что нам следует делать при встрече у себя дома с паразитами, такими как грызуны, тараканы, комары и пр. Мы должны освоить методы, позволяющие оградить себя от этих существ, и, в особенности, установить высокие стандарты чистоты.
  • Для грихастхи естественна доброта ко всем животным, особенно по отношению к корове, которая дает молоко и является, таким образом, матерью человечества. Ясно видно, что грихастха, поместивший Кришну в центр своей жизни, поддерживает культуру васудхаив кутумбакам. Именно такой и была настоящая культура до возникновения семей-«ячеек общества» и культуры ТВ и видео.

 

Отношения с подчиненными:

 

Говорится, что к своему слуге нужно относиться как к собственному сыну, всегда помня о принципе широких взглядов. Слуга в Вашем доме должен чувствовать себя в той же мере хорошо, что и Ваш сын. За Вашу любовь и поощрения он отплатит честным служением.

  • Грихастхе следует соблюдать условие, при котором прасад подается сначала

его слуге, а потом ему самому. В противном случае может оказаться, что слуге не хватит пищи. Грихастхе также очень полезно знать, сколько готовить прасада так, чтобы все остались довольны.

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!