Русская живопись конца XVIII — начала XX вв.

Задачи:

¾ Познакомить учащихся с историей живописи конца XVIII — начала XX вв.

¾ Развить у детей  эстетическую грамотность и чувство вкуса.

Составитель: Бобылева Наталья

 

Вступление

Добрый день, дорогие ребята! Рада провести сегодняшний день с вами в Оренбургском областном музее изобразительных искусств.

Кто-нибудь из вас посещал его ранее? (отвечают) Отлично! Кто был здесь раньше, тем не помешает освежить в своей памяти знания, тем более сегодня Вы узнаете много нового о художниках и картинах. А за ребят, которые пришли сегодня впервые,  я очень рада! Ведь никогда не поздно начать интересоваться искусством и разбираться в нем. Не так ли?

 

Итак, добро пожаловать в мир искусства и красоты.

Оренбургский областной музей изобразительных искусств основан в 1960 году, а открыт в 1961 году. Музей находится в здании, построенном в начале XIX века по проекту архитектора М.П. Малахова для Городской Думы.

Основная концепция музея — отражение художественной жизни края в общем контексте развития русской национальной культуры. Значительное место в собрании занимают произведения оренбургских живописцев, а также экспонаты, так или иначе связанные с местной историей и культурой.

 

За последние два десятилетия собрана интересная коллекция наивной живописи художников Оренбуржья, имя одного из них — С. Г. Степанова — внесено в мировую энциклопедию наивного искусства.

 

В музее изобразительных искусств представлены почти все художественные промыслы Уральского региона, среди них — уникальная коллекция всемирно известного оренбургского пухового платка (шали и ажурные паутинки).

В собрании музея хранятся произведения древнерусского, русского, советского и западноевропейского искусства, начиная с конца XVI века до наших дней, в том числе живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Русское искусство XIX века представлено различными жанрами, в основном, пейзажем. Среди работ произведения И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. К. Саврасова, Н. Н. Дубовского, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, Ф. А. Малявина и других.

 

Музей осуществляет активную собирательскую, научную и популяризаторскую деятельность, организует широкий спектр выставок, лекций, образовательных программ, является одним из важнейших культурных центров города и области.

 

В музее представлено 8 постоянных экспозиционных коллекций:

1. Русская икона.  Коллекция икон в Оренбургском музее изобразительных искусств немногочисленна, ее основой послужили памятники XVII—XVIII вв. По музейной коллекции можно проследить почти всю географию переселенчества. Здесь и «Рождество Христово» начала XIX века московской школы, северная резная икона «Крест-церковь», шитый бисером оклад «Федоровской Богоматери» из Костромы. Православный человек никогда не расставался ни с иконой — ни в радости, ни в печали, потому-то и несли, везли икону со всех концов необъятной Российской Империи.

 

2. Советское искусство 20–30-х гг.  Думаю, вы знаете, чем знаменито данное время. Художественная жизнь России 1920—1930 годов в русле многочисленных коллизий того времени, отличалась небывалой творческой активностью. Живописцы искали себя, брались за разные направления. Поэтому живописные работы, представленные в экспозиции, пестрят многообразностью, сложностью. В изобразительном искусстве быстро рождались, сменяя друг друга, многочисленные объединения, союзы, группировки, члены которых искали собственные пути, пытались создать новый тип искусства. В экспозиции представлены произведения следующих художников: Яковлев, Самохвалов, Карпов, Прохоров.

 

3. Советское искусство 40-х гг.  Все, что делалось художниками в 1940-х годах, определялось событиями Великой Отечественной. Угроза фашистской агрессии, нависшая над Родиной, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, а затем радость победы наложили особый отпечаток на все виды искусства. В экспозиции представлены произведения следующих художников: Б.Яковлев ,С. В. Герасимов , А. А. Осмеркин и др.

 

4. Гравюры Владимира Кибальчича (Влади) 1920—2005.  Автопортреты художника выполнены в традициях европейского классического искусства. В пейзажах и автопортретах сказывается влияние искусства Возрождения. Влади считается непревзойденным мастером эротической гравюры.

 

5. Советское искусство 50-х гг. Пятидесятые годы прошлого века – годы освоения целинных земель, и вслед за молодыми целинниками в степь уезжали художники, сделавшие художественную летопись событий. В зале 50-х годов представлены работы замечательных советских живописцев: Н. М. Ромадина, В.Н. Яковлева, С. А. Тутунова, С. Г. Невельштейна А. И. Лактионова, оренбургского художника Н. Ф. Соколова.

 

6. Коллекция декоративно-прикладного искусства. Значительную часть коллекции составляют глиняная игрушка, резьба по дереву, камню, кости, художественные лаки, мебель, текстиль, изделия из стекла, керамики, фарфора, фаянса.

 

7. Коллекция произведений Лукиана Попова.  В художественной истории Оренбургского края особенно заметное место занимает имя известного русского художника, передвижника, академика живописи Лукиана Васильевича Попова. Он родился в селе Архангеловке, в 36 верстах от Оренбурга; в Оренбурге провел отрочество и юность и сюда же вернулся в 1903 году после успешного окончания Петербургской Академии художеств .

оциальная острота содержания работ сочетается с удивительной красотой живописного решения, композиционным мастерством, яркой психологической характеристикой персонажей.

Оренбург помнит имя замечательного мастера; в оренбургском областном музее изобразительных искусств лучший зал отдан работам Лукиана Попов, улица, на которой стоит дом художника, названа его именем.

 

Русская живопись конца XVIII — начала XX вв.

По сравнению со сказанным выше о коллекции Лукиана Попова, данный зал не пестрит множеством экспонатов. Да, действительно, Коллекция русской живописи конца XVIII — начала XX вв. в музее невелика. Не претендуя на полноту отражения истории русского искусства, она дает представление о реалистической линии его развития.

 

Предлагаю вам пройти в зал и попытаться прочувствовать дух того времени, того искусства.

(учащиеся проходят в зал)

 

Знаете, ребята, как-то Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»

И действительно, о мастерских морских пейзажах Айвазовского знает каждый.

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) — выдающийся маринист, великий русский художник, невероятно продуктивный мастер. Выработал для себя особую методику писания картины, при котором художник производил минимальные работы на натуре, а затем потом уже сам по памяти необыкновенно точно воспроизводил и спокойное море, и бушующий океан, и морские батальные сцены.

 

Полотно «Море ночью» Иван Айвазовский написал в 1880-е годы. Он хотел создать синтетический образ стихии: волны Айвазовский изобразил успокоенными после шторма и величественно красивыми, однако в любой момент они могут поглотить моряков, которые спасаются на обломках мачты. Их силуэты едва различимы в бледном свете луны.

Айвазовский использовал типичный для позднего романтизма сюжет: борьба человека с внешними обстоятельствами непреодолимой силы.

 

Картины Айвазовского это Великая поэзия моря, каждая новая поэма вызывала и вызывает одобрительные отзывы и восхищения многочисленных поклонников и почитателей таланта великого мастера

Вот, например, картина «Море.Скалы.» 1889 года. Снова бледно- голубая цветовая гамма, но уже не такая воинтсвующая. Вечерний морской пейзаж, на фоне удаляющихся гор и облачного неба. Морские волны накатываются на берег. И маленькие, по сравнению с морем,  люди на корабле. Снова это слияние человека с сильной, не останавливающейся ни перед чем водной стихией.

 

Любовь к морю у Ивана Константиновича была сильная, неудивительно, что он передал ее своему ученику - Льву Лагорио.

В юношеские годы он учился в мастерской Айвазовского, а после был принят в петербургскую Академию художеств. Молодой живописец был очарован морской стихией: он уходил в плавание на корабле «Грозящий» и путешествовал на своей лодке вдоль берегов Финского залива.

Полотно «Батум» отечественный маринист Лев Лагорио завершил в 1881 году. Эту работу он написал в академических традициях тех лет. В первую очередь живописец виртуозно воссоздал предзакатную красоту небольшого портового города и в совершенстве, буквально и точно, изобразил место. При этом темные горы и свинцовые тучи на заднем плане создают ощущение тревоги.

 

Отойдем от морских пейзажей, не будем себя дразнить. В связи с непростой эпидемиологической ситуацией в мире, мы не можем  свободно лицезреть красивые морские виды воочию, но на красоту лесных пейзажей нам смотреть никто не запретит.

Обратите внимание на  картину «Осень. Сокольники»  Алексея Саврасова. Написана она в 80-90-х годах XIX века.

Художник создал классическую пейзажную композицию позднего романтизма: задний план затемнен, чтобы максимально выделить изображенные в центре сосны.

Чтобы придать им величественной стройности, Саврасов использовал вытянутую форму полотна, а также контрастные сочетания света, теней и размеров деревьев и кустарников.

Алексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников.

 

Знаменитый своими кавказскими пейзажами Александр Киселев написал в 1891 году свой Этюд «Горы в облаках» во время путешествия по Кавказу. Местность изображена сразу после дождя, на поляну в центре долины пробились солнечные лучи, а горный хребет почти полностью затянут клубящимися грозовыми облаками. Картина выполнена динамично, поверх плотного широкого письма художник наносил мелкие рельефные мазки.

Александр Киселев был участником Товарищества передвижников и одним из самых известных отечественных пейзажистов XIX века.

Киселев впервые посетил Кавказ в 1886 году и настолько влюбился в красоту местной природы, что в начале ХХ века купил себе дачу в Туапсе. В этот период он изобразил Сурамский перевал, писал пейзажи горных рек и лесов. В 1889-м он завершил картину «Кадошские скалы» с отвесной гладкой скалой между туапсинским мысом Кадош и устьем реки Агой. Сейчас она называется в честь художника — Скала Киселева.

 

Я уже говорила, что конец XVIII — начала XX вв. характеризуется множеством жанров и течений.

 

Например, художник Станислав Жуковский был очарован укладом жизни старой знати и много путешествовал по Средней России, изучая «дворянские гнезда».

На интерьерном полотне «Имение Брасово» 1916 года русский художник показал внутреннее убранство усадебного дома, принадлежавшего великому князю Михаилу Александровичу, младшему брату Николая II. Роскошный интерьер с повторяющимися цветочными мотивами он написал подробными рельефными мазками. Плотная композиция основана на чередовании круглых объектов: стола, овальной рамы картины и светлого круга ковра. В палитре сочетаются теплые тона дерева и яркие цветовые пятна букетов, ковра, рисунков на тканях.

Жуковский сам был выходцем из аристократии — он родился в Гродненской губернии в семье дворянина, лишенного титула за участие в Польском восстании 1863 года. Способности к живописи у него проявились еще в детстве, но отец не приветствовал занятия искусством. Когда Жуковский уехал в Москву учиться на живописца, семья восприняла этот шаг как побег из дома и отреклась от сына. Несмотря на то, что уже в начале ХХ века художник считался одним из самых известных пейзажистов импрессионистического направления, отец так и не простил его и до конца жизни презрительно называл «маляром». В 1907-м «за известность на художественном поприще» ему было присвоено звание академика.

 

Наша экскурсия подошла к концу. Благодарю вас за интерес, который я наблюдала в ваших глазах на протяжении всего этого времени. Надеюсь, я смогла передать красоту и легендарность сотворившего нашими талантливыми художниками. Буду рада видеть вас снова!


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!