Особенности музыкального языка коми песенного творчества



История и традиции коми национального музыкального искусства 1.Понятие национальной культуры.

Коми народное песенное творчество

 

В понятие культуры в широком значении этого слова входит вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных трудовой деятельностью людей. В этом определении подчеркивается единство материальной и духовной культуры, их взаимосвязь и взаимозависимость. Материальная культура связана с историей технического прогресса. Духовная культура связана к явлениям идеологического характера. Она отражает исторически достигнутую ступень интеллектуального развития людей, достижения человечества и духовной жизни. Каждой национальной культуре присущи свои специфические черты, свои формы выражения. Важнейшей специфической особенностью и формой выражения национальной культуры являются [1,3]:

·  общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации;

·   национальный быт;

·  психологический склад нации.

 «Отражение в литературе, песнях, танцах, музыке, живописи, фольклоре особенностей психологического склада нации, быта, нравов, привычек, традиций, склонностей людей данной нации составляет специфику любой национальной культуры» [1,7]. Выделим ещё одну особенность, вбирающую в себя различные жанры народного и профессионального творчества в национальной культуре – специфику родной природы местности. Каждая национальная культура народов России составляет неотъемлемую часть общей культуры. Таковой является и коми культура.

XX век принёс огромные преобразования в Коми край. Установление автономии (22 августа 1921 года) и утверждение национального языка усилили интерес интеллигенции к творческому наследию прошлого.Музыкальная культура  в коми развивалась медленно по сравнению с театральным искусством. Развитие музыкальной культуры было связано с деятельностью самодеятельных музыкальных коллективов. В 1926 году был издан подготовленный В.А.Савиным и П.А.Анисимовым первый сборник коми народных песен с приложением нот. Важный шаг в деле музыкальной культуры и приближения ее к профессиональному искусству был сделан в 1931г, при драматическом театре появился коллектив любителей хорового пения и музыки. Важным событием в культурной жизни Коми республики явилось создание в 1939 году Государственного Коми национального ансамбля песни и пляски. Первыми руководителями ансамбля – местный учитель пения И.В. Оплеснин и прибывший из Москвы профессор музыки А.А.Воронцов. В своей работе они предложили немало усилий, для того чтобы привить профессиональные навыки музыкальной и песенной культуры молодым исполнителям.

Особенности коми народного песенного творчества

Коми народное песенное творчество – неотъемлемая часть духовной жизни коми народа, отображение его исторического пути, воплощение народных представлений о жизни, о труде, о добре и зле, о природе, о красоте [35]. Изучение коми фольклора началось в XIX веке (Н.И.Надеждин, И.А.Куратов, Г.С.Лыткин, Ф.В.Плесовский). Далее этот путь продолжили А.А.Цембер, П.А.Анисимов, П.Г.Доронин, В.А. Савин, М.И. и С.А. Кондратьевы, А.К.Микушев, П.И.Чисталёв, А.Г.Осипов, и в наши дни - искусствовед А.А.Шергина, Н.Герстле и современные коми композиторы (Приложение 2).

Фольклор народа коми богат и разнообразен. Песни, сказки, предания, плачи, поговорки, пословицы, загадки - все эти виды народного творчества бытуют в Коми крае. «В разнообразных произведениях устной традиции коми народ вспоминает о своем прошлом и рассказывает о настоящем, воспевает любовь, юность и красоту, родные леса и реки - суровую, но прекрасную природу своего обширного края» [15,5]. В коми крае много рек.  Названия «Печора» и «Вычегда» о многом напоминают собирателю народного творчества. На Печоре до сих пор бытуют древние русские былины, а местные сказители и плакальщицы прославились на весь Союз. Вычегда тесно связана и с русским, и с коми фольклором. Коми называют Вычегду «Эжва», и это название часто встречается в их песнях и сказках. В песнях поется о том, как молодежь плывет по Эжве на лодках, поет и пляшет на ее берегах, как девушки купаются в ней веселой толпой, как ярки и красивы цветы на ее прибрежных лугах. Почти две трети территории республики покрыто лесом, главным образом хвойным. Среди этого «хвойного мира» белеют острова березняков; речные берега окаймлены зарослями ивы, рябины, осины, ольхи. Недаром коми народ называет свою родину «Парма», что значит «тайга». В далеком прошлом лес давал народу коми почти все то, в чем он тогда нуждался. Лес давал людям жилье, одежду и пищу. Характеру северянина сдержанность присуща от природы. Кроме того, обычаи и правила предков обязывали коми человека вести себя в тайге, где проходила большая часть его жизни, скромно и уважительно, чтобы не беспокоить духов и самого лесного хозяина – Ворса [26,10]. Коми даже в колыбельных песнях желали мальчику стать удачливым охотником, девочке – искусницей в домашних делах, а также «приносить из лесу много ягод». Гармоника, чипсаны, пэляны сопровождали увеселения – с песнями, плясками, частушками. Хороводные песни пели, в основном, «прикрытым», мягким звуком, близким к северорусской манере, на два-три голоса.

Классификация жанров. Народная песенность коми представляет собой развитую многожанровую систему и обладает несомненными художественными достоинствами. Складыванию современного коми песенного творчества предшествовал длившийся тысячелетиями процесс становления языка и мышления, развития производственных и общественных отношений, совершенствования понятий об окружающем, постепенного обогащения духовного мира, формирования основ музыкального интонирования. Народная песенность развивалась во всей широте взаимосвязей с творчеством народов родственных либо проживавших в непосредственной территориальной близости. Исследуя духовную культуру коми народа, ученые улавливали и неоднократно фиксировали сходность явлений в различных видах фольклора коми и русских. Выявлено участие севернорусской былинной традиции в генезисе коми песенного эпоса. Коми фольклор неоднороден. Принято считать, что коми музыкальный фольклор составляют три большие традиции: вычегодско-сысольская, ижмо-печорская и вымско-удорская. Есть и более мелкие фольклорно-этнографические комплексы (Таблица 1).

Таблица 1.

Кондратьевы А.Шергина[1]
I. Песни, не связанные с определенной бытовой функцией; II. Плясовые, хороводные, игровые песни; III. Песни-сказки, песни в сказках, байки (колыбельные); IV. Свадебные плачи (причеты) и плач о покойнике.   Вычегодско-сысольская традиция песенности: 1.Бытовые импровизации; 2. Календарно-земледельческие; 3. Песни-сказки; 4.Архаические эпические песни; 5. Плачи-причитания (свадебные, похоронные); 6.Лирические (лиро-эпические солдатские, семейно-бытовые, любовные); 7. Шуточные, плясовые песни; 8.Специфически коми жанр «Шондiбанöй» – песни-воспоминания о прошедшей молодости, о прожитой жизни, часто затрагивающие мотивы социальной несправедливости; 9. Частушки. Вымско-удорская традиция: Разнообразие жанров, развиты похоронные, свадебные и рекрутские причитания, лирические песни, частушки.

 

А.Шергина замечает, что неодинаковы исполнительские манеры и внутри самих местных стилей: «по-разному, например, поют мужчины и женщины, дома поют не так, как в поле, в одиночестве - не так, как на людях. Но все эти несходства вполне укладываются в рамки общекоми традиционного стиля [26,12]. В ижмо-печорской фольклорной традиции, сложившейся во взаимодействии с культурой северных соседей - ненцев встречается пение с особыми гортанными призвуками и восклицаниями, с придыханиями, с очень широкими распевами на вставных слогах. Интересно, что эти яркие штрихи используются обычно при исполнении образцов определенных жанров, бытующих только на Ижме и Печоре. Но все же преобладает общенациональная манера, а следы ненецкого влияния придают тонкое своеобразие фольклору Севера Республики Коми. Здесь сохранились жанры, утраченные в других местностях - трудовые песни-импровизации. В импровизируемой песне сочетание ненарушаемой схемы стиховой строки с постоянно меняющимся наполнением дает возможность в стройной композиции, обильно уснащенной оценочными эпитетами, поэтически раскрыть широкие картины природы со множеством подробностей. Поездка за сеном или за дровами вдохновляет северянина, любящего родной край, на такую песню [там же,18]:

Мимо высоких, прямоствольных мы едем лиственниц,

Мимо стройных, золотолиственных мы едем берез,

Мимо болот мы едем, где курлычут журавли,

Мимо болот мы едем, где собираются куропатки

Мимо пригорков мы едем, где играют зайцы.

 

Особенности музыкального языка коми песенного творчества

Ладо-интонационные особенности напева. Ладоинтонационная платформа (А.Шергина) большинства коми мелодий весьма проста, диапазон напевов невелик, направленность движения голоса обычно нисходящая. Это восходит к звуковысотному контуру естественной речи, с которой певческое интонирование связано теснейшим образом. Исследователи Кондратьевы одними из первых излагают следующие особенности коми-мелодики: «В самом глубоком пласту песен – песнях-сказках, а также в плачах - наиболее архаичные попевки. Они, по преимуществу, заполняют объем кварты, а в песнях «Руй, руй...», «Шыр кывтö-катö» и «Петукöй чой-öй» не выходят за пределы терции. Ясно выраженное пентахордовое строение с устоями на крайних тонах звукоряда являют лишь плачи: «Юра вöд меöй сувт да» и «Вичковыв крестöй». Для рисунка этих мелодий характерны поступенное нисходящее движение и ходы на терцию, кварту и квинту в обратном направлении. [15,24]. Мелодии плачей более распевны.

Напевы более молодых песенных пластов характеризуются в целом не только значительно более обширным мелодическим объемом (диапазонами), не только внутритактовым ритмическим разнообразием мотивов, но и более развитой архитектоникой. При всем том в них можно проследить существенные признаки: поступенность в нисходящем движении мелодии и заключение ее на нижнем устое. Коми мелодии строго диатоничны. В них можно обнаружить все интервалы диатонического ряда, за исключением большой септимы и уменьшенной квинты.  Интервалы шире квинты вовсе не встречаются в нисходящем движении, однако кварта играет в нем заметную роль, особенно в кадансах.  Орнаментальные украшения не свойственны коми мелосу. Из всех мелизмов употребителен лишь мордент в обоих его видах; изредка встречаются форшлаги. Один из наиболее характерных для коми напева – ход к устою типа V-IV- I (см. пример 1).

Пример 1. 

Исследуя коми народную песню, А.Г. Осипов отмечает, чтонациональный характер коми складывался в условиях севера, и постоянной борьбе за существование. «Суровый север накладывал на музыку свой отпечаток. В напевах нет цветистых узоров, которые отличают музыку южных народов. Очень редки и большие взлеты мелодии. Движение напева плавное, тяготеющее к постепенному, а не размашистому, скачкообразному. В мелодиях нет безысходной тоски-печали: они суровы, но эта суровость жизнеутверждающая. Такое качество отчетливо прослеживается в ладах мажорного наклонения: тетрахорд, семиступенный, а позднее десятиступенный звукоряд характеризует природу пармы - дремучих лесов белого севера» [18, 22]. Записи музыкального фольклора подтверждают, что, кроме миксолидийского и мажорно-минорного переменного ладов, коми напевы построены в ионийском и эолийском ладах, в дорийском и фригийском (пример 2). Типичны мелодии, изложенные в миксолидийском ладу (пример 3):

Пример 2. 

Пример 3.

И совершенно отсутствуют, во всяком случае пока не зафиксированы, мелодии, построенные в гармоническом и мелодическом миноре, а также в лидийском и локрийском (гипофригийском) ладах [18, 23]. Старинных мажорных песен значительно больше минорных. По-видимому, минор развивался позже мажора, так как ранние минорные попевки имеют все признаки мажора. С возникновением широкообъемных ладов стали появляться не только отклонения, но и модуляции. В древних пластах песен начальная нота соответствует IV ступени. С расширением звукоряда исходным пунктом мелодии становятся I-V-II и в некоторых случаях – VI и VII ступени звукоряда. В современных песнях, как и в старинных, наиболее типична для начала IV ступень [там же, 30].

Структура напева в народной песне в значительной мере зависит от особенностей языка и стиха. Редкость затакта в коми напеве обусловлена ударением на первом слоге слова в коми языке. Это же обстоятельство не могло не отразиться и на форме коми стиха, в подавляющем большинстве случаев хореического. Правда, «современные коми поэты пытаются, не смещая естественных ударений в словах, внести разнообразие в размеры коми поэзии, но в народной песне хорей господствует почти безраздельно» [там же, 29]. Естественно поэтому, что в коми напевах преобладает двухдольный размер (в особенности в плясовых и шуточных песнях) с правильным чередованием ударений через одно время такта. Конечно, отступление от этой схемы, особенно в развитых, протяжных песнях, многочисленны и разнообразны. Разнообразие в сочетаниях стихов с музыкальными предложениями напева составляет одну из наиболее привлекательных особенностей народной песни, знаменуя неистощимую изобретательность и творческую фантазию народного пения. Исследование Кондратьевых совпало с порой становления профессионального музыкального искусства в Республике Коми и повсеместного развития песенного жанра. Обратим внимание на следующие их рекомендации: «нашим композиторам-песенникам следовало бы обратить, большое внимание на эту область и поучиться у народа. В советской массовой песне слишком большое место заняло стандартное соотношение четверостишия и периода с членением на два равных предложения-двустишия [там же,31].

Итак, коми народ создал прекрасные напевы из простейших попевок, отличающиеся ритмическим и ладовым своеобразием, разнообразной тематикой и жанрами («Асья кыа», «Алой ленточка», «Оксинья по краса», «Кöко», «Гöгрöс чужöмъяс», «Труба», «Эжва дорын» и многие другие). Вопросы развития коми национальной музыки и профессионального композиторского творчества поднимались в Республике Коми на протяжении XX века неоднократно и не утихают по сей день. По словам музыковеда Н.Ф.Герстле: «профессиональное музыкальное творчество Коми Республики имеет свои традиции, которые складывались десятилетиями под влиянием самых разнородных явлений» [2, 40]. Рождение современных народных песен тесно связано с именем В. А. Савина.

                                                  

Песни В.А.Савина

В развитии музыкальной культуры народа коми особенную роль сыграл драматург Виктор Алексеевич Савин (1888-1943) /литературный псевдоним Нѐбдiнса Виттор, один из первых создателей коми советских песен, автор текста и музыки многих из них. Творчество Виктора Алексеевича Савина началось после победы Октябрьской революции. Горячо приветствуя первую годовщину Октября, он писал [18,37]:

Привет тебе, любимая свобода!

Привет, светлое солнце!

Он не был квалифицированным композитором, но зато имел дар мелодиста и понимал душу народных песен. Любовь к народу, огромное желание внести свою лепту в развитие музыкальной культуры коми побудили его создать новый песенный репертуар, отвечающий духу времени. В 1931 году в автобиографическом очерке Савин писал: «Эти тридцать лет я больше всего беспокоился о художествах трех видов:

1) поднять коми литературу,

2) организовать КОМИ театр,

З) сложить новые коми песни».

И дальше: «Коми музыка отстает. Можно прямо сказать, что в этой области, кроме меня, до сих пор никто еще не работал, а у меня недостаточно теоретических знаний». В самом начале творческого пути Савин пришел к выводу, что ему необходимо глубоко изучить и прочувствовать народные песни. Поэтому он стал знакомиться с фольклором в глубинных селах, где народное творчество в большей степени сохранило свои самобытные черты. Поэтические, так и музыкальные творения Савина, передаваясь из поколения в поколение, в наше время стали традиционно народными.

Виктор Савин родился 21 ноября 1888 года в селении Нёбдино (д. Трош) в бедной крестьянской семье. Он был старшим из детей - после него родилось еще семеро братьев и сестер. «Мои родители были неграмотными, – вспоминал позднее В.Савин, –  правда, отец умел читать по складам печатное слово и кое-как ставить свою подпись, а мать была совершенно темной женщиной» [34]. Во второй половине 1918 г. появились и первые пьесы Савина на коми языке: «Корасьысь» (Сватающийся), затем «Гудрасьом» (Переполох) и «Ыджыд мыж» (Большая вина), написанные по украинским мотивам. В декабре 1918 г. состоялся первый съезд коммунистов Усть-Сысольского уезда, в котором участвовал и В.Савин. Его избрали председателем уездной Чека, ввели в редколлегию «Зырянской жизни». Савин вошел в первый эшелон уездного руководства. В.Савин писал позднее о своей деятельности: «Бывало, выполнишь какую-нибудь партийную работу и тут же напишешь стихотворение или на балалайке наиграешь мелодии коми песен. Балалайка всегда стояла рядом с письменным столом, всегда под руками».В октябре 1930 г. по инициативе В.А.Савина был создан Коми инструктивно-передвижной профессиональный театр (переименованный в 1931 г. в Коми государственный драматический театр).

Помимо театральной труппы, В.А.Савин в двадцатых годах продолжал руководить городским хором, исполнявшим революционные, народные и написанные самим Савиным песни, среди которых были «Том войтыр, садьмой» (Молодежь, просыпайся), «Öтчыд овлö» (Только раз бывает), «Варыш поз» (Соколиное гнездо), «Тувсов вой» (Весенняя ночь) и другие. Многие из них стали популярны не только у коми, но и у коми-пермяков (Савин ездил в Коми-Пермяцкий край в 1929 г.). 27 апреля 1929 г. в Усть-Сысольске состоялось собрание городских любителей пения, на котором был создан сводный городской хор исполнителей русских и коми песен.1октября 1918 года в газете «Зырянская жизнь» был напечатан первый песенный текст В. Савина «Жатва» («Вундöм»). Свою первую самобытную песню «По зеленому лугу иду» («Веж видз вывтi муна») поэт написал в1919 году. Но подлинные нотные рукописи песен В. Савина пока не найдены. В том же году В. Савин пишет «Светлую звезду» («Югыд кодзув») - одну из самых известных и любимых народом. В 1920-х годах Савин завоевал широкую популярность, как автор многочисленных песен, в которых и текст и мелодия принадлежат ему. Одно из его произведений носит характерное название «Песня сердца». В нём поэт говорит о себе [20,27]:

Песню сердцем вышил я,

И к народу вышел я,

Как в рожок играючи,

Горе разгоняючи

Коми песнею.

Только песнь не кончится,

Петь до смерти хочется,

Песнею-отрадою

Свой народ я радую

Коми песнею.

 

В. Савин подбирал музыку к своим пьесам, используя коми народные песни. Необычайная активность автора, общение с самодеятельными хорами, поездки в разные районы республики помогали распространению песен В. Савина. В Сыктывкаре была создана специальная комиссия по изучению фольклора во главе с композитором П. Анисимовым. В 1928 году вместе с ним В. Савин совершает специальную поездку за песнями в Нившеру. Композитор А.Осипов так характеризует особенности его «творческого метода»: «композиторскую деятельность Савина нельзя рассматривать отдельно от его поэтического творчества. Поэтические образы помогали Савину создавать те подлинно народные по духу и интонациям мелодии, которые бытуют в Республике Коми и поныне [31].

Истоки музыкального языка В.А.Савина-композитора, тематика песен. Около 70 песен, написанных В. Савиным, известны не только в Коми Республике. В 1934 году «Музгиз» в серии «Хоровая библиотека народов СССР» опубликовало три массовых коми-зырянских песни В. Савина. В 1936 году в Сыктывкаре был издан его сборник «Сто коми песен». В опубликованном в Москвев 1926 г., сборнике «Коми сьыланкывъяс» (под редакцией П.Анисимова), кроме «Югыдкодзув», предстали песни Савина «Варыш поз», «Тутуруту», «Гöгрöс чужöмъяс» (на стихи Н.Шахова), «Öтчыдовлö»[2]. Большую известность Савину принесла песня «Однажды бывает» (Öтчыд овлö). Написанная под влиянием русских песен периода гражданской войны, она стала одним из первых образцов нового советского фольклора в Коми. Автор здесь противопоставляет бытующим в народе лирическим песням новые, ярко выраженные жизнерадостные настроения. Популярность сочинений В. Савина объясняется тем, что его песни появились на заре новой жизни, когда очень нужен был новый репертуар на родном языке. Савин начал сочинять музыку, как и многие, опираясь на родную песенность. Улавливаемые черты песенности России и Украины придают этим композициям неповторимо своеобразный оттенок, и это позволяет охарактеризовать музыкальный язык Савина в первый период творчества (А.Шергина), как глубоко индивидуальную интерпретацию средств художественной выразительности фольклора.

Песни Савина, передаваясь из поколения в поколение, в наше время стали традиционно народными, они имеют непосредственную почвенную связь с духовной культурой коми - «лесных людей». Национальный характер сказывается в них во всем: в содержании, в тонусе чувствований персонажей, в музыкальном строении, в темпоритме. В песнях «Варыш поз», «Тутуруту» и особенно «Гöгрöс чужöмъяс» заметны определенные приемы интонационного развития и структурного оформления музыкального материала, например, активное модулирование («Гöгрöс чужöмъяс»), в этой же песне перенесение интонаций из начала куплета в завершающую фразу (причем в зеркально отраженном виде), чрезвычайно уместно использованные особенности народной метро-ритмики, натуральных ладов («Варыш поз», «Гöгрöс чужöмъяс»), «театрализация» песни («Тутуруту»). По своей сложности все мелодии превосходят любой образец фольклора. Искусствовед А.Шергина, предполагает, что кто-то разъяснял Виктору Алексеевичу, выучившемуся нотной грамоте в церковно-приходской школе, основы теории музыки, принципы организации музыкальной формы. На каких примерах? По изданиям 1930-х гг. можно убедиться в знакомстве В.Савина с зарубежной классикой. Так, в сборнике «Выль сьыланкывъяс» (1932) он упоминает пьесу Бетховена «Сурок»; в книге «100 коми сьыланкыв» (1936) Савин-редактор помещает песню «Мельник» - номер из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» великого австрийского композитора Ф.Шуберта (текст переведен на коми Е.Шаховым). Надо полагать, наследие русских классиков тоже не было обойдено вниманием В.А.Савина.и его друзей. О том, что Савин-композитор прошел некую «школу», свидетельствует и тот факт, что вариантами песен «Чужи-быдми» и Öтчыд овлö» из анисимовского сборника он не был удовлетворен и «пересочинил» их. Он применил, соответственно характеру текстов, в мелодиях - секвенцирование, в масштабно-тематических структурах - кольцевую композицию, фигуру дробления с суммированием и так называемое выписанное замедление. И теперь песня о деревенском детстве «Чужи-быдми» дорога сердцу каждого коми человека; начальной мелодической фразой «Öтчыд овлö» каждое утро начинает свои передачи коми радио. К началу 1930-х гг. В.А.Савин становится мастером песенного жанра, а прозрачные народно-песенные истоки его творчества во втором периоде обогащаются полноводным течением профессиональной музыки [25,29].

Увлеченный размахом строительства новой жизни в Коми крае, Виктор Савин в третьем десятилетии ХХв. берется за песни о комсомольцах, о Красной Армии, об ударном труде. При этом он пишет, что в Сыктывкаре до него «в этой области никто не работал», и даже сетует на недостаточность музыкально-теоретических знаний. Творческий человек учится всю жизнь, и поэт во множестве переводит на родной язык советские массовые песни, вслушиваясь в их изменившееся звучание. Благодаря Савину коми столица запела по коми «Песню о встречном» Д.Шостаковича (на стихи Б.Корнилова) и даже песню Немецкого пролетариата о «спартаковцах», русский текст которой написан М.Светловым (обе включены в сборник 100 коми сьыланкыв»). В 1931 г. В.А.Савин выпустил книжку «Революционнöй коми сьыланкывъяс». Композиции коми автора - «Коми кып», «Тöдан, Катя», «Кылöдчан сьыланкыв» и «Вöрлэдзысьяслöн марш» (на слова П.Шеболкина) обрели облик, созвучный настроениям общества. В них появились острые пунктирные ритмы, в мелодиях - широкие энергичные скачки; «Коми кып», написанная в форме куплета с припевом, напоминает гимн, в то время как остальным присущ маршевый характер. Очевидна ориентация В.А.Савина на музыкальные особенности песен революционного пролетариата, на стиль советской массовой песни. Это еще более расширяет круг истоков музыкального языка первого коми композитора в третьем, последнем периоде его творчества.

Следуя определенным образцам, В.А.Савин, тем не менее, на протяжении всей своей жизни в искусстве оставался самим собой. Наиболее сильной стороной его дарования была лирика. И если в начале творческого пути она преобладала, это не означает, что Савин не знал, к примеру, фольклор горнозаводского Урала (к которому исторически восходят песни рабочего класса). Понятно, что «поэт с нежным сердцем» (как охарактеризовал его один из соратников), прежде всего, хотел сказать задушевное слово родному народу, потому и опирался, в основном, на духовное богатство коми предков. Постигнув многое самообразованием и художественной интуицией, В.А.Савин создал произведения, значительно отличающиеся от своих первых стихотворно-музыкальных опытов. В них композитор развернул и лирику, и патетику, и юмор. При этом он продолжал высказываться в форме, хотя и усложненной, но все же близкой фольклору и доступной всем. Народ назвал эти песни своими. В последние годы композитор сознательно сочинял «идеологизированные» песни. При всей широте поисков Виктор Савин выработал индивидуальный стиль, истинно национальный. «Золотые нити» коми фольклора поблескивают в каждом произведении В.А.Савина - первого профессионального композитора Коми.      

«Варыш поз» - Гимн республики Коми. Песня В.Савина  «Варыш Поз», посвященная друзьям и коллегам, вступившим на стезю творчества, легла в основу современного Гимна Республики Коми.Государственный гимн Республики Коми родился в недрах общественного движения «Коми войтыр» в начале 1990-х годов. Они же предложили гимном своей организации выбрать стихотворение В.А.Савина «Варыш поз» («Соколиное гнездо»), написанное поэтом в 1923 году и посвященное друзьям и коллегам, вступившим на стезю творчества. Виктор Савин сам написал музыку к стихам. Песня получилась мелодичной и торжественной. Согласно «Закону о Государственном гимне Республики Коми», «Государственный гимн Республики Коми является официальным государственным символом Республики Коми, направленным на сохранение традиций национальной культуры, единства многонационального народа в Республике Коми» [12,13]. Анкетирование (Приложение 3) позволило сделать выводы, главный из которых заключается в том, что большинство опрошенных не имеет представления о том, какое произведение составляет музыкально-поэтическую версию гимна и кто является его авторами. Выражаем надежду, что после проведенного анкетирования студенты постараются ликвидировать этот культурный пробел.

После утверждения мелодии песни В.Савина в качестве основы гимна, Председатель Союза композиторов РК Михаил Герцман тщательно переработал и оркестровал эту песню (соответственно, гимн республики Коми звучал только в инструментальном исполнении). Республиканский парламент принял закон «О государственном гимне РК». Проблема с текстом оказалась еще сложнее, чем с мелодией, - он должен быть написан сразу на двух языках - русском и коми и в нескольких куплетах душевнои в то же время величественно поведать о республике и ее людях. После нового конкурсного процесса, были утверждены поэтический текст и новая музыкальная редакция, где определялись вокальная и нотная аранжировки, не привязанные лишь к оркестровому симфоническому исполнению. В марте 2005 года самой успешной обработкой стихотворения Виктора Савина «Варыш поз» была признана работа, проделанная писателем Владимиром Тиминым. В 2006году наиболее удачным и близким к савинскому тексту русским переводом признана работа Александры Шергиной и поэта Александра Суворова. Новую музыкальную редакцию гимна также подготовил композитор Михаил Герцман. Впервые полный вариант гимна Республики на коми и русском языках прозвучал в исполнении Государственного ансамбля песни и танца им. Виктора Морозова «Асъя кыа» на V заседании восьмой сессии Государственного Совета Республики Коми третьего созыва 22 июня 2006 года. Песня-марш«Варыш поз» выдержана в народном характере: миксолидийский лад, квартово-квинтовые ходы в кадансах, плагальные обороты, отличается активной устремленной мелодией. Впервые она была опубликована в сборнике песен, составленном композитором Петром Анисимовым. И народ скоро воспринял ее как свою, родную песню (пример 4).

Пример 4.

Оркестровая и вокально-оркестровая редакции Гимна Республики Коми сделаны М.Л.Герцманом [32,33].  Музыка гимна в вокально-оркестровой редакции (2006 г.) звучит приподнято, торжественно. У Республики сейчас есть достойный во всех отношениях гимн. Его нынешний вариант, хоть и связан «генами» с песней Виктора Савина, представляет собой уже не ту далекую коми-песню, сочиненную на заре становления государственности Республики Коми. Но, можно сказать, что эта песня стала предвестником «новой жизни» коми народа и народа Республики Коми.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 893; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!