Композиционное размещение цветных пятен на плоскости.

Преподаватель Новикова Татьяна Александровна

Апреля 2020 г.

КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

КЛАСС

Тема: «КОНТРАСТЫ И НЮАНСЫ. Контрасты и их роль в композиции». Дать определение контраста (их видов) и нюанса в станковой композиции. Выполнение композиции на одну из предложенных тем: «Зоопарк», «Цирк» и др.. Фигуры животных, птиц, людей должны контрастировать между собой по величине, по форме, по цвету, по тону (хотя бы 2-3 видов контрастов).

Материалы: бумага формата А4, А3 акварель, гуашь, цветные карандаши и др..

Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

I. Анализ формы предметов и отдельное прорабатывания объектов.

II. Композиционное размещение изображения на плоскости.

III. Конструктивно - плоскостной анализ формы и плановое построение рисунка на плоскости с ведением иллюзорных мотивов.

IV. Выявление связки формы предметов со средой в плоскости.

V. Полная тональная и цветовая проработка фор эскиза.

VI. Выполнение в формате в цвете.

VII. Подведение итогов работы над рисунком в цвете.

Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк».

Основные понятия:

Знакомство с термином стилизация и трансформация.

Чтобы не допускать слепого копирования натуры, полезно поработать на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций о цирке или зоопарке. Самостоятельное восприятие, его изучение помогут сложиться определенному отношению к работе, которое создает основу для фантазии и применение стилизации.

В станковой композиции стилизация объектов (живопись, графика) и декоративном искусстве процесс обобщения формы имеет много общего. Художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам.       Возможен и полный отказ от реального цвета. Поиски образа подсказывают то или иное решение.

Знакомство с графической композиции. Несложный сюжет в интерьере с использованием двух-трех фигур человека и животных «На арене». Создания динамичной композиции с использованием различных форм ритмичного движения.

Понятие «ритм», «движение», «композиционный центр», «контраст», «динамическое равновесия».

Создание целостного, эмоционального, выразительного графического листа.

 

Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера арены цирка с фигурами людей и животных с различным светотональным решением.

Несложный сюжет с одной – двумя фигурами человека и животного. «Цирк», «Зоопарк».

 

Двухплановое пространство.

 

Выполнить серию стилизованных персонажей на тему «Цирк, зоопарк». Изобразить персонажей: клоун, акробат, силачей, животных.

Выполнить серию эскизов карандашом опираясь на поиски стилизованных героев, добавляя детали в плоскости. Выполнение рисунка карандашом тонкими линиями. Композиционное размещение персонажей, передача движения на арене.

 

Контраст величин - противопоставление размеров

 

Размер. Один из лучших приемов достижения контраста - разница в размерах между одинаковыми геометрическими фигурами. Но следует помнить: если эта разница недостаточно велика, зритель может воспринять ее не как решение дизайнера, а как его ошибку. Контраст в этом аспекте лучше всего воспринимается, когда разница размеров не слишком велика и не слишком мала. Разумеется, понятия "большого" и "малого" в каждом случае свои, определяемые масштабом композиции и составляющих ее частей.

 

Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги.

В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа — местом его расположения. И от того, насколько верно размещены изображения предметов на листе бумаги, во многом зависит успех работы над рисунком по станковой композиции. Прежде всего необходимо научиться видеть предметы в целом, а не по отдельности, мысленно как бы объединяя всю группу предметов в единое целое.

Композиционное размещение цветных пятен на плоскости.

Выполнить серию эскизов гуашью в цвете опираясь на эскизы в карандаше, добавляя детали и пространство тоном (плановость). Композиционное передача персонажей в движения в цветной и графической проработке.

   Параллельно проводить конструктивно - плоскостной анализ формы и плановое построение рисунка на плоскости с ведением иллюзорных мотивов в цвете и графике.

Контраст, нюанс. Контраст в композиции представляет собой резкое противопоставление каких-либо качеств, например, большого и малого объекта, светлых и темных пятен и т.д. Противоположные качества, будучи сопоставленными, воспринимаются еще более ярко и напряженно. В сущности, в любой композиции так или иначе присутствует контрастное начало, появляющееся в сопоставлении различающихся между собой форм, величин, масс, фактур, оттенков и пр. Если противопоставление выражено активно, то композиция может быть названа контрастной. Если же различие элементов композиции проявляется мало, то можно сказать, что она построена на нюансах.

Использование контрастов придает композиции напряженное, динамичное, мажорное, а иногда и драматичное звучание. Следует, однако, иметь в виду, что чрезмерные контрасты могут утомлять зрителя. Поэтому при составлении композиций растения часто подбирают так, чтобы они были контрастны по одним свойствам, а по другим воспринимались на нюансе, например, форма растений может быть резко различной, а цвет листвы сходным.

Эмоциональное воздействие нюансов в противоположность контрастам – спокойное, мягкое и лиричное. Если обратиться в качестве примера к тому впечатлению, которое производит на человека окружающий ландшафт, то можно вспомнить, что природу средней полосы России часто называют «лиричной». Одна из множества причин, определяющих эмоциональное воздействие среднерусской природы на человека, состоит в том, что контрасты, которые могут проявляться в резких перепадах рельефа, сопоставлении сильно различающихся растительных форм и буйстве цветовых тонов, выражены в среднерусском пейзаже не очень активно, что и определяет его спокойный и лиричный характер.

Существуют различные виды контрастов (и, соответственно, нюансов) в композиции, к числу которых относятся следующие:

Контраст величин. Если в композиции множество элементов примерно равнозначны по размерам, то она воспринимается невыразительно. Поэтому при составлении композиций важно находить пропорции ее составных частей таким образом, чтобы между ними наблюдалось гармоничное различие по величине. В ландшафтной композиции контраст величин может проявляться в соотношениях самых разных элементов – высокорослых и низкорослых пород деревьев и кустарников, пропорциях куртин, площади пятен цветочных узоров на партерах, отношениях высоты деревьев к высоте малых архитектурных форм и пр. За счет продуманного использования контраста величин можно подчеркнуть акцент в ландшафте, усилить звучание отдельных элементов.

Контраст форм. В окружающем мире имеется бесконечное разнообразие различающихся между собой форм, - например, резко отличаются форма круга и вытянутого треугольника, контрастно смотрятся геометрически правильные формы рядом с аморфными и т.д. Соответственно, можно привести ряд примеров контрастов форм в растительных композициях. Так деревья, имеющие вытянутую пирамидальную крону, выглядят контрастно рядом с деревьями, у которых округлая или зонтичная форма кроны, силуэт деревьев с ажурной кроной контрастно воспринимается в сравнении с деревьями, обладающими густой, плотной кроной, или, например, живые растительные формы могут контрастировать с геометрически строгими формами зданий. Кроме того, среди растений можно наблюдать огромное разнообразие контрастных форм листьев, ветвей, цветов и т.д. Комбинируя разнообразные природные и искусственные формы, можно создать интересные и выразительные ландшафтные или интерьерные растительные композиции.

 

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!