ВОПРОСЫ 8: Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ



Вопрос не переписывать, указывать тему и № вопроса.

ВОПРОСЫ 12: М.И. ГЛИНКА (биография)

1. Как музыковеды определяют место М. Глинки как композитора в мировой музыкальной культуре?

2. Назовите где и когда родился и умер Михаил Глинка? Кто был его отец?

3. Как рано М. Глинка стал заниматься музыкой? Игрой на каких инструментах он владел?

4. Где получил образование будущий композитор?

5. Назовите наиболее известных учителей М. Глинки.

6. Какие музыкальные дисциплины изучал М. Глинка в Италии и Германии?

7. Основой чего стала «Патриотическая песня» Глинки?

8. Назовите поэтов и писателей, современников М. Глинки, с которыми он общался.

9. Назовите выдающихся музыкантов, с которыми был знаком М. Глинка (зарубежных и русских).

10. Какую должность получил М. Глинка вскоре после постановки «Жизни за царя»?

11. Кто такая Е. Керн, какова ее роль в жизни композитора, и какие произведения посвятил ей М. Глинка?

12. Назовите крупнейших русских композиторов, на которых оказали влияние сочинения М. Глинки?

13. Что общего между М. Глинкой и А. Пушкиным по мнению известного критика                    В.В. Стасова?

14. Каково значение творчества М. Глинки для русской музыки?

15. Какие три факта из биографии М. Глинки кажутся вам наиболее интересными?

ВОПРОСЫ 13: М. ГЛИНКА (творчество)

1. Когда была написана, когда и где состоялась первая постановка оперы «Жизнь за царя»?

2. Кто явился автором либретто к опере?

3. Чей текст лежит в основе современных постановок оперы? Под каким названием она ставилась в советское время?

4. К какому жанру относится опера «Жизнь за царя»?

5. Какой сюжет использовал композитор в опере «Жизнь за царя»?

6. Назовите главных действующих лиц оперы, охарактеризуйте их.

7. Назовите польские танцы, которые М. Глинка использовал в опере.

8. Как с помощью жанровости М. Глинка усиливает контраст между русской и польской противоборствующими сторонами?

9. В чем состоит значение оперы «Жизнь за царя» для русской музыки и мировой культуры?

10. В чём состоит значение камерно-вокального творчества Глинки?

11. Каково содержание его романсов?

12. Чьи тексты использовал М. Глинка для своих романсов и песен?

13. Охарактеризуйте стилистические черты романсов композитора.

14. Какие жанры романса использует композитор в своем творчестве?

15. Охарактеризуйте особенности мелодии в романсах М. Глинки.

16. Охарактеризуйте партию фортепиано в романсах М. Глинки.

17. Какие формы использует композитор в романсах?

18. Дайте характеристику ранним романсам М. Глинки.

19. Охарактеризуйте романсы зрелого периода.

20. Охарактеризуйте камерно-вокальное творчество М. Глинки в поздний период.

21. Назовите три самых выдающихся, по вашему мнению, романса М. Глинки, дайте им краткую характеристику.

22. В чем состоит значение симфонического творчества М. Глинки?

23. В чем заключается основной принцип оркестровки Глинки?

24. В каком жанре и в какой форме написана «Камаринская»?

25. Как называл сам М. Глинка это произведение?

26. Когда был написан и кому посвящен «Вальс-фантазия»?

27. Охарактеризуйте форму (строение) и основные образы «Вальс-фантазии».

28. Какие произведения М. Глинки называют Испанскими увертюрами? Как и когда они были написаны?

29. Что лежит в основе музыкального тематизма этих произведений?

30. В какой форме написана 1 и 2 увертюра?

31. Что необычного в инструментовке Испанских увертюр?

32. Какие жанры русской музыки в своем творчестве заложил М. Глинка?

33. Почему М. Глинку называют основоположником русской классической музыки? 34. Как М. Глинка определил новое понимание народности в музыке?

35. Традиции каких европейских течений продолжал М. Глинка, соединив их с русской народно-песенными традициями?

 

ВОПРОСЫ 1: "МОГУЧАЯ КУЧКА"

1.    Что такое "Могучая кучка"?

2.    Почему появилось такое название?

3.    Перечислите все названия этого объединения.

4.    Перечислите всех членов этого объединения.

5.    Что являлось центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» и почему?

6.    Что являлось основополагающими принципами для композиторов-«кучкистов» и почему?

7.    На чьи традиции опираясь композиторы-«кучкисты» в своем творчестве?

8.    Как эти традиции были развиты «кучкистами» в оперных произведениях?

9.    Как эти традиции воплотились в симфонической музыке?

10. Как эти традиции развивались в камерном вокальном творчестве «кучкистов»?

11. Почему «Могучая кучка» перестала существовать как сплочённая группа?

ВОПРОСЫ 2: А.П. БОРОДИН

(жизненный и творческий путь)

1. Кто такой А.П. Бородин?

2. В чем состоит значение его творчества для мировой культуры?

3. Назовите имя, отчество композитора, где и когда он родился и умер.

4. Почему А.П. Бородина не приняли в гимназию? Какое учебное заведение он закончил?

5. Игре на каких инструментах обучался А.П. Бородин в детстве?

6. В каком возрасте А.П. Бородин начал писать музыку? Назовите его первые произведения?

7. Кто повлиял на музыкально-эстетическую направленность взглядов            А.П. Бородина?

8. В чем заключалась музыкально-эстетическая направленность взглядов      А.П. Бородина?

9. Сколько романсов и песен написано А.П. Бородиным? Какие жанры представлены в его вокальном творчестве?

10. Чьи стихи использовал А.П. Бородин для своего вокального творчества?

11. Как характеризуются мелодии и сопровождение в вокальных произведениях                     А.П. Бородина?

12. Какой образ создаёт композитор в романсе «Песня темного леса»? Какой смысл он хочет донести до слушателя?

13. Что побудило А.П. Бородина к написанию романса «Для берегов отчизны дальной»? Какое настроение господствует в этом произведении?

14. Какие музыкальные произведения называют ноктюрнами?

15. Какие образы передает Ноктюрн из квартета № 2 А.П. Бородина?

ВОПРОСЫ 3: А.П. БОРОДИН

(творчество)

1. Какое произведение считается наиболее значительным произведением    А.П. Бородина?

2. Сколько лет автор работал над главным произведением своей жизни, и кто его закончил?

3. Кем и на основе чего было написано либретто оперы?

4. К какому жанру относят эту оперу музыковеды?

5. Перечислите главных героев оперы и певческие голоса, которые их исполняют.

6. Какое настроение, и какие образы рисует увертюра оперы?

7. Какой раздел идет после увертюры в опере? Какое природное явление является центральным в этом разделе и что оно символизирует?

8. Что напоминает могучий хор пролога «Солнцу красному слава»?

9. О чем мечтает князь Владимир Галицкий в своей песне «Только б мне дождаться чести»?

10. Охарактеризуйте образ Ярославны во 2-й картине 1 действия.

11. О чем рассказывается в хоре бояр «Мужайся, княгиня»?

12. О чем поет Князь Игорь в своей арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе»?

13. Что предлагает Князю Игорю хан Кончак?

14. Каким по характеру изображен Кончак А.П. Бородиным?

15. Какой эпизод начинает 4 действие оперы? О чем в нем говорится?

16. Как характеризуют музыковеды мелодию «Плача Ярославны»?

17. Как называется симфония А.П. Бородина № 2? Кто предложил такое название, и какие были еще варианты?

18. Какие образы передал в симфонии А.П. Бородин со слов Стасова?

19. Какие образы появляются в 1 части?

20. Как и на чем строится разработка 1-й части?

21. Как называется 2-я часть симфонии? Какие образы она передает?

22. Какой характер имеет 3-я часть симфонии?

23. Как можно охарактеризовать музыку финала в целом?

24. Кратко охарактеризуйте главную и побочную темы финала.

Почему музыкальное наследие А.П. Бородина невелико по количеству произведений?

ВОПРОСЫ 4: М.П. МУСОРГСКИЙ

(творческий путь)

1. Кто такой М.П. Мусоргский? В чем заключается значение его творчества?

2. Назовите даты и места рождения и смерти композитора.

3. Перечислите: где и как М.П. Мусоргский обучался и куда поступил на службу.

4. Кого можно считать музыкальными учителями М. Мусоргского? Что они ему преподавали?

5. Назовите первые сочинения будущего композитора.

6. Какие принципы и идеи выражал М. Мусоргский в своем творчестве?

7. Каким образом в музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты?

8. Как проходил у М. Мусоргского процесс сочинения музыки?

9. Почему Римский-Корсаков утверждал, что в инструментовке Мусоргский малоопытен, хотя она не лишена колоритности и разнообразия оркестровых красок?

10. В чем музыка М. Мусоргского оказала влияние на последующие поколения композиторов?

11. Как называется симфоническая фантазия, написанная для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада»?

12. Как М. Мусоргский воспринял развал «Могучей кучки»?

13. Что усугубило болезнь М. Мусоргского и приблизило его смерть?

14. Что послужило причиной смерти композитора?

15. Кем и когда был написан единственный прижизненный портрет композитора?

ВОПРОСЫ 5: М.П. МУСОРГСКИЙ 

(камерно-вокальное творчество)

1. В чем особенность вокальной музыки М. Мусоргского?

2. Чей творческий метод продолжает М. Мусоргский в своем вокальном творчестве?

3. Сколько камерно-вокальных произведений написано М. Мусоргским? Чьи тексты он использовал?

4. Перечислите все жанры, которые использовал М. Мусоргский в своем камерно-вокальном творчестве.

5. О чем поется в песне “Колыбельная Ерёмушке”?

6. Кого изобразил М. Мусоргский в песне “Сиротка”? Чем она заканчивается?

7. Чем в песне “Семинарист” М. Мусоргский добивается юмористического эффекта?

8. Почему, по вашему мнению, «Песня о блохе» считается шедевром                             М. Мусоргского?

9. Почему вокальный цикл «Детская» является уникальным произведением?

10. В чем особенность песни «С няней»?

11. Кратко перескажите сюжет песни «В углу».

ВОПРОСЫ 6: М.П. МУСОРГСКИЙ

(фортепианное творчество)

1. Какое фортепианное произведение считается самым выдающемся в творчестве          М. Мусоргского?

2. Как у М. Мусоргского возникла идея создания этого произведения?

3. Кто осуществил оркестровку этого произведения?

4. Какой характер и какое значение в цикле имеет пьеса, названная «Прогулкой»?

5. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Гном».

6. Дайте краткую образную характеристику пьесе «Старый замок».

7. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Тюильрийский сад».

8. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Быдло».

9. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Балет невылупившихся птенцов».

10. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Два еврея — богатый и бедный».

11. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Лимож. Рынок».

12. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Катакомбы».

13. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Избушка на курьих ножках».

14. Дайте краткую образную характеристику музыке в пьесе «Богатырские ворота».

15. В чем заключается разница между художественными зарисовками Гартмана и музыкальными интерпретациями их композитором?

ВОПРОСЫ 7: М.П. МУСОРГСКИЙ

(оперное творчество)

1. Какие сюжеты использовал М. Мусоргский для первых своих опер? Какова их судьба?

2. Какой Гоголевский сюжет М. Мусоргский использовал для комической оперы? Какова ее сценическая судьба?

3. Какая драматическая опера («народная музыкальная драма») написана композитором по плану В. В. Стасова?

4. Какова сценическая судьба этой оперы?

5. Какой фрагмент этой оперы чаще всего исполняется?

6. Как музыковеды определяют жанр оперы «Борис Годунов»?

7. Кто написал либретто к этой опере, что послужило его основой?

8. Перечислите главных действующих лиц оперы и их певческие голоса.

9. В какое время происходит действие оперы и где?

10. Сколько существует редакций оперы «Борис Годунов»? Какая между ними разница?

11. Кто подал М. Мусоргскому мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов»?

12. Кого М. Мусоргский выводит в качестве главного действующего лица оперы?

13. Почему театральный комитет отверг оперу «Борис Годунов», и какой предлог при этом был выдвинут?

14. Как была встречена опера публикой?

15. Чем поражает опера «Борис Годунов» слушателя?

16. Почему в опере много массовых хоровых сцен?

17. Как композитор строит народные сцены и почему?

18. Дайте образно-психологическую характеристику Борису.

19. Дайте образно-психологическую характеристику Самозванцу.

20. Какова роль оркестра в операх М. Мусоргского?

ВОПРОСЫ 8: Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

(биография, инструментальное творчество)

1. Кто такой Н.А. Римский-Корсаков? В чем заключается значение его творчества?

2. Назовите даты и места рождения и смерти композитора.

3. Что известно о родителях композитора и его старшем брате?

4. Где будущий композитор получил музыкальное образование?

5. Кто оказал решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора?

6. Какое событие из жизни Н. Римского-Корсакова сделало возможным появление огромного количества музыкальных морских пейзажей в творчестве композитора?

7. Какое из ранних сочинений считается этапным произведением Римского-Корсакова и почему?

8. Какое важное открытие сделал композитор в музыкальной картине, и для каких целей его использовал? 

9. Назовите 5 учеников Н. Римского-Корсакова, произведения которых вы играли или слушали.

10. За что Н. Римский-Корсаков был уволен из Консерватории? 

11. Назовите 10 наиболее важных (на ваш взгляд) принципов, характерных для творчества Н. Римского-Корсакова.

12. В чем состоит уникальность музыки Н. Римского-Корсакова?

13. Произведения каких композиторов дошли до слушателей, благодаря редакторской деятельности Римского-Корсакова?

14. Какое литературное произведение лежит в основе симфонической сюиты «Шехеразада»? Сколько в ней частей?

15. Сколько тем содержит вступление к 1-й части сюиты, кого они изображают? Дайте их краткую образную характеристику.

16. Перечислите и охарактеризуйте остальные темы 1-й части сюиты.

17. Как называется 2-й часть сюиты, о чем в ней рассказывается?

18. Как называется 3-я часть сюиты? Дайте образную характеристику темам.

19. Как называется 4-я часть сюиты, о чем в ней рассказывается. Дайте характеристику основной теме.

20. Какие темы завершают сюиту, и какое звучание они приобретают?


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!