Правовое устройство Ингушетии

Становление государства и права ингушей в XVI в.

Длительный период истории ингушского народа в древние времена и Средневековье до сих пор не изучен полностью. Доподлинно известно, что ингуши, как и некоторые другие автохтонные народы Кавказа, составляли некоторую часть населения Аланского государства. С распадом данного государства, вероятнее всего произошло разделение аланской общности на отдельные, более мелкие племена и народы. Формирование конкретно ингушского народа связано с объединением нескольких племён, живших на территории современной Ингушетии, восточной части современной Северной Осетии и западной части современной Чечни. Племена, дифференцируемые по территориальному признаку, но имеющие общий язык и обычаи, создали свой союз и объединились в один целостный этнос в конце XVI века. С этого периода и до 1774 года (момент вхождения Ингушетии в состав Российской империи), преобладающую роль среди ингушей будет играть местный независимый государственно-правовой механизм, имеющий отличительные свойства и черты, в основном связанные с культурными особенностями этого народа.

Общественный строй

Среди ингушей не сложилось сословного деления, как такого. Экономически и социально ингуши не зависели ни от кого – как богатые, так и бедные, служили сами себе. Существовало подчинение младших старшим, из которого следовало, что глава семьи руководил всеми делами своей семьи. Система феодальной или рабовладельческой зависимости была неизвестна ингушам, и исходя из этого, можно понять, что они оставались на первостепенном этапе развития общественно-экономической формации, а именно на этапе родоплеменных отношений. Единственным условным делением было наличие двух классов людей – высоконравственных людей, следовавших эзделу (неписанному закону морали и чести) – эзди нах, и людей, которые были очень усреднены в плане нравственности, или вообще не имели в себе соответствующих качеств – «хурдибаьнна нах». Принадлежность к определённому сословию прежде всего общественным мнением.

«Эзди нах» представляли собой слой наиболее уважаемых из-за своего соответствующего общепринятым правилам поведения. В целом, большее количество ингушей принадлежало именно к этому классу, так все повсеместно и полностью стремились к соблюдению принятых норм морали. У таких людей существовали привилегии при дележе военной добычи, при выборе невесты, а также в различных гражданских взаимоотношениях. Люди из этого «морального сословия»

«Хурди нах» были людьми, которые слабо следовали своим обычаям и традициям, либо же не делали хороших с моральной точки зрения дел. В обществе к ним относились, как минимум – презрительно, как максимум – их наказывали в зависимости от поступков, совершаемых ими.

Кроме того, как и в любом родоплеменном устройстве, ингушам свойственно деление по родам (т.н. «тейпам»), фамилиям и т.д. Несколько тейпов могут составлять единый клан. Тейпы, в зависимости от численности их представителей, могут делиться на крупные и мелкие. Как правило, такое неравенство играло важную роль на бытовых уровнях. В частности, при конфликтных ситуациях, малочисленный тейп иногда был вынужден пойти на компромисс с численно превосходящим его визави, дабы избежать негативных последствий. При всём при этом, существенной роли такое неравенство не играло, т.к. в большей степени общество состояло из множества тейпов, которые в совокупности сообща устанавливали баланс в народе.

Государственный строй

Существовавший с самого начала общественный статус власти сохранялся у ингушей очень длительное время. Связано это было с тем, что целостного механизма и госаппарата как такого у ингушей не сложилось, как не сложился и переход к стандартному для других народов укреплению власти определённого лица или группы. В поисках ответа на вопрос о том, каковым был государственный строй ингушей стоит опираться на этническую специфику и менталитет. А менталитет ингушей, как правило, придавал исключительное значение личному опыту и знаниям старейшин. Именно их указаниям следовало неукоснительно следовать всем представителям народа.

Учитывая культурный и исторический контекст, можно сделать логический вывод, что ингушское общество делегировало всю полноту власти в руки самых мудрых и пожилых представителей, которые обладали беспрекословным авторитетом, ораторскими качествами и стратегическим мышлением. Таким образом, главные властно-управленческие функции брал на себя совет старейшин, который назывался «Мехк-Кхел» (Суд страны). Суд Страны, в виду отсутствия других политических организаций, осуществлял сразу законодательную, исполнительную и судебную власть. «Мехк-Кхел» представляли наилучшие представители тейпов, которые были в возрасте и их авторитет в разных сферах был непререкаем в обществе. «Мехк-Кхел» собирался по важным государственным вопросам не очень часто, а на ежедневной основе там рассматривались бытовые внутри- и межтейповые дела, чаще всего гражданского и уголовного характеров.

Все остальные представители народа безоговорочно соблюдали решения Мехк-Кхела. Старейшины из Суда Страны опирались в своих решениях на личный опыт и устный свод законов - адаты предков (правовой обычай).

Правовое устройство Ингушетии

Источником ингушского права был обычай. Как и у многих кавказских народов, правовые взаимоотношения подобного типа назывались «адаты». В доисламский период и по сей день, среди ингушей существует неписанный свод правил и поведения, называемый «эздел». Эздел сам по себе больше является этическими предписаниями для ингушей, и не является воплощением правового обычая. Тем не менее, он является элементом права, играя существенную роль на некоторые правовые отрасли, и в частности семейное право. С момента исламизации ингушей, появился шариат – мусульманское право, основывающееся на Коране и Сунне, а также на решениях исламских учёных по разным вопросам. Также стоит упомянуть, что у ингушей не было своей письменности, и поэтому они не регламентировали какие-то права или обязательства в письменных актах или договорах.

У ингушей существовала родовая, а позднее семейная частная собственность. Сеньоро-вассальные отношения отсутствовали, работали с наделами и имуществом лично хозяева, их семьи и родственники. Договоры купли-продажи заключались устно и на условиях взаимного доверия, закреплялись при свидетеле или же клятвой.

Брак у ингушей заключался устно, мужчина мог выбрать себе невесту (в некоторых случаях украсть) и отправить сватов к семье желаемой невесты, которые могли получить отказ или согласие главы семейства на выдачу девушки замуж. В случае кражи невесты, собирался Мехк-Кхел, который решал вопрос на очной ставке обеих сторон. Брак закреплялся при свадьбе. В семейных отношениях, как и в прочих других, мужчина занимал доминирующее положение над женщиной. Земля передавалась по наследству от отца к старшему сыну, либо же в случае отсутствия семьи у человека его ближайшим родственникам. Дочери получали имущество матери. Конкретные инструкции наследования закреплялись не только адатом, но и т.н. «васкетом» - завещанием. Таким образом, у ингушей существовало наследование по обычаю и по завещанию.

Уголовные дела, как уже было упомянуто выше, рассматривал Мехк-Кхел. Процессуальные действия подобного судопроизводства начинались после обращения потерпевшего или его родственников к старейшинам своего рода, а через них к самому Суду Страны. Непосредственно на процессе происходили судебные тяжбы и выслушивания сторон, главное решение было за присяжными судьями. Доказательствами служили – свидетельские показания и клятва. Приговором могло быть изгнание из родных мест или смертная казнь, в зависимости от тяжести совершённого преступления. Уголовное право ингушей различало преступление по частоте совершения (вор и вор-рецедивист), преследовало воров, грабителей, убийц, осквернителей чести женщины, прелюбодеев, доносчиков, клеветников и злостных нарушителей этических норм эздела (агрессивное неприятие старших, родителей и т.д). Ингушское право регламентировало совершение кровной мести. В подобных случаях, убийца автоматически становился кровником родственников убитого. Так как это могло положить начало кровопролитию, род убийцы обращался к родственникам убитого и созывал Мехк-Кхел. На нём, старейшины обеих родов, а также назначенные обществом третьи лица решали вопрос об интерпретации убийства и способах прощения убийцы (например, если убийство было совершено случайно). Прощение крови в доисламский период не особо ценилось, но имело место, и воплощалось в различных обрядовых ритуалах или дарах со стороны родственников убийцы. После распространения шариата, прощение кровной мести стало считаться богоугодным и желательным (но не обязательным) делом.

Важнейшим событием в истории судебной системы ингушей стал полноценный переход к шариатскому суду, который действует до сих пор, несмотря на формальное главенство российского светского законодательства. Однако в нынешних условиях, российские законы всё же контролируют в значительной степени все сферы права ингушей, а шариатские суды больше действуют как неофициальные и вспомогательные органы, участвующие в вопросах гражданского и брачно-семейного права.

Не менее важно и само появление российской правовой системы на территории Ингушетии, и как следствие, установление соответствующего законодательства со своими регулирующими органами и инстанциями. Причиной этому стало вхождение Ингушетии в состав России в 1774 году. С тех пор, ингушский государственно-правовой механизм интегрирован в российский аналог, в связи с чем он стал подконтролен последнему. Таким образом, с этого момента преобразования в государстве и праве России неизменно отражаются и на Ингушетии. На сегодняшний день, законы РФ регламентируют определённую самостоятельность высших органов власти Республики Ингушетия, однако в пределах, ограничиваемых этими законами, что чётко указано в статье 7 Конституции республики.

 

Использованная литература:

1. История развития судебной системы Ингушетии / Н. Д. Кодзоев. - Москва : Компания "ДинаЛ" : ТПК "Центробланк", 2006. - 354 с.

2. Традиционная культура ингушей: история и современность / М. М. Зязиков. - Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ, 2004 (ООО Антей). – 310 с.

3. История Ингушетии / Н.Д. Кодозоев. – Ростов н/Д : ООО «Южный издательский дом», 2012. – 536 с.

4. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей : исследование и материалы 1892-1894 гг. / Б. К. Далгат ; [подгот. изд. и предисл. У. Б. Далгат] - Москва : ИМЛИ РАН, 2008. - 380 с.

5. Конституция Республики Ингушетия, (принята всенародным голосованием 27.03.1994) (с учетом поправок и изменений) // - Ростов н/Д : ООО «Южный издательский дом», 2014. – 96 с.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!