Всевышний доводит человека до такого состояния, что его душа уже не хочет исполнять свою волю и с радостью готова исполнять Волю Всевышнего.



Дварим 31:1

 «И пошел Моше, и говорил слова сии всем сынам Израиля»

«וַיֵּלֶךְ מֹשֶׁה וַיְדַבֵּר אֶת-הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה אֶל-כָּל-יִשְׂרָאֵל» [ваелех Моше веядабер эт-hа-дварим hаэле эль-коль-Исраэль]

31:28-31

 «Соберите ко мне всех старейшин колен ваших и надзирателей ваших, и я скажу вслух их слова сии и призову во свидетельство на них небо и землю; ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Адоная, раздражая Его делами рук своих. И изрек Моше вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца»

С самого начала такое ощущение, что недельная глава нелицеприятна.

 

В 5780 году разбирая и недельную главу, мы задавались вопросом: Почему Всевышний все таки вводит народ в Обетованную Землю, хотя знает, что они развратятся?

Может быть, правильнее было бы их еще поводить по пустыне вместе с Моше и поучить их Торе?

И тогда мы пришли к пониманию того, что пока детей воспитывают родители, то родители берегут детей своих от неправильных поступков.

А вот когда дети начинают жить самостоятельно, то тогда и начинается их процесс становления взрослыми.

И этот процесс подразумевает и падение, и вставание.

 

Давайте продолжим разбирать главу, чтобы ответить на главный вопрос:

Почему недельная глава, которая читается во время 10 Дней раскаяния перед праздником «יוֹם הכִּפּוּרִים», Йом hаКипурим, имеет такое название: «Вайелех» — «И пошел»? О ком речь?

Кто же все-таки «пошёл» и куда «пошёл», как «пошел» и зачем «пошёл»?

 

Обычно главы «Ницавим»|«נִצָּבִים» и «Вайелех»|«וַיֵּלֶךְ» читаются вместе.

А бывают годы, когда «Вайелех» читается отдельно.

И в такие годы глава «Ницавим» всегда читается накануне праздника «רֹאשׁ הַשָּׁנָה», Рош аШана — дня, когда Всевышний выносит приговор Своему творению, а глава «Вайелех» всегда читается в шаббат, который выпадает на Дни трепета перед праздником Йом Кипур и этот шаббат называется «Шабат тшува».

 

То, почему глава «Ницавим» читается накануне Рош аШана — это понятно уже из самого значения этого слова, мы об этом говорили в прошлый шаббат, мы говорили, что слово «נִצָּבִים» [ницавим] означает «стоять очень крепко».

И понятно, что стоять очень крепко перед Судом Всевышнего можно только в том случае, если ты стоишь в Истине.

 

Пс.18:10

«Страх Адоная чист, пребывает вовек. Суды Адоная истина, все праведны»

Другими словами, если в тебе прибывает страх Адоная, то ты чист, и если ты стоишь в Истине, то Суды Адоная тебя не коснутся.

Но вот почему «Вайелех» — «И пошел» читается в шаббат, который называется «шаббат тшува», который выпадает на 10 Дней раскаяния? — вот это нам нужно понять.

Если поймем, то значит поймем и то, чего ожидает от нас Всевышний сейчас, в эти Дни трепета, Дни раскаяния накануне праздника Йом Кипур

 

Само название сегодняшнего шаббата — «шаббат тшува» взято из текста Г̃афтары, который читают вместе с главой «Вайелех».

Давайте посмотрим этот текст Г̃афары, чтобы попробовать понять, почему глава названа именно словом «וַיֵּלֶךְ» [вайелех] — «и пошел».

 

Хочу обратить здесь внимание на вопрос, мы прочитаем текст Г̃афары не для того, чтобы понять, почему этот шаббат назван «шаббат тшува», а для того, чтобы понять — почему глава названа «Вайелех»?

 

Ошеа, 14:2-3, Перевод из Торы Сончино:

«Вернись, Израиль! שׁ֚וּבָה יִשְׂרָאֵ֔ל [Тшува ИcраЭль] к Адонаю, Всесильному твоему, ибо постигли для тебя неудачи из-за правильности твоей Возьмите с собой слова и вернитесь к Адонаю, скажите Ему: “прости нам все провинности наши и научи нас добру, и принесем его вместо быков слова уст наших”»

Другими словами из текста мы видим, что Г̃афтара говорит нам о тшуве «תְּשׁוּבָה» Израиля.

Если вдуматься в эту молитву, с которой Израиль должен прийти к Всевышнему, то здесь мы видим, что здесь не только просьба о прощении, но и просьба о том, чтобы Сам Всевышний научил народ добру, тому, что Всевышний называет «Жизнь».

 

Помните конец прошлой главы «Ницавим», Дварим 30:15, где Всевышний говорит через Моше: ‘Вот Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло’?

И вот народ говорит: ‘Прости нам праведность нашу и научи нас добру’

 

И еще Израиль обещает, что когда Всевышний научит его добру, то они принесут в жертву Всевышнему хвалу уст их, — т.е. 3 позиции в этой молитве.

 

И мне это очень напоминает то, что говорит Царь Давид в 50-м Псалме.

Я раньше, когда читал 50 Псалом, у меня было такое отношение, что это, как бы личный Псалом: каждый человек сделал какую-то ошибку, упав, он приходит в раскаянии ко Всевышнему, и вот этот псалом, как бы на этот момент жизни человека и работает.

Но когда читаешь этот Псалом, тогда становится непонятно: причем здесь — «научу беззаконных путям Твоим» и дальше: «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима» — т.е., когда все это вместе складываешь, понимаешь, что этот Псалом, он более глобальный, он, конечно, работает в конкретной ситуации в жизни каждого отдельного человека, но на самом деле сам Псалом, он гораздо о большем говорит.

 

Попробую эту мысль донести до вас более ясно: этот Псалом налагается на эти позиции, этой молитвы раскаяния, которую мы читали в Ошия 14 главе.

 

 

Сначала Давид просит о том, чтобы Всевышний простил его и очистил его от греха его:

Пс.50:3-6

 «Помилуй меня, Всесильный, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем»

— здесь все понятно: Давид просит о прощении греха и об очищении от греха.

 Дальше Давид просит сотворить в нем чистое сердце и обновить в нем праведный дух.

А как это может быть вот реально?

Мы все идём Путём Адоная и понимаем, что чистое сердце — это сердце, в котором уже вложена Тора, а праведный Дух — это как раз и есть Дух Всевышнего, который в Машиахе Иешуа находится в нашей душе.

И дальше Давид говорит:

[12-14] «Сердце чистое сотвори во мне, Всесильный, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня»

Как это возможно? → Это возможно, когда Всевышний вложит Тору во внутренность Давида и напишет ее на сердце Давида.

B вот что обращает на себя внимание — дальше Давид говорит:

[15] «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся»

B здесь совсем не понятно, при чем здесь это — то, что человек согрешил, то, что он кается, что он просит очистить сердце — это понятно.

А потом дальше: «вложи в сердце моё (значит Тору) и я научу беззаконных твоей Торе» — это как бы позиция, которая ну совсем не связывалась у нас в нашем понимании 50 Псалма, как Псалма покаяния.

Но и это еще не все.

Дальше мы читаем, что, когда Всевышний это сотворит в Давиде, то уста его принесут жертву хвалу Всевышнему, ибо жертвы животных Ему уже не нужны.

[17-18]. И это очень похоже на то, что мы читали только что у Ошия, когда Всевышний говорит:

Ошия 14:3 «Возьмите с собой слова и вернитесь к Адонаю, скажите Ему: прости нам все провинности наши и научи нас добру [т.е., — вложи внутрь нас жизнь — Тору Твою], и принесем его вместо быков слова уст наших»

— т.е., здесь 3 позиции, а в 50-ом Псалме Давида еще одна позиция:

[15] «я научу беззаконных путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся»

А вот дальше как раз вот об этой хвале:

[17-19] «Адонай! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Всесильному — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Всесильный.

И заканчивается этот Псалом раскаяния, ходатайством об Иерусалиме:

[20-21]

 «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов»

Вот во всем этом Псалме просматривается та же самая последовательность, что и в Г̃афтаре главы «Вайелех» — «И пошел», «тшува», «научение добру» и потом — «жертва хвалы уст Всевышнему»

 

Но во всем этом есть еще одна важная деталь, на которую мы обратили внимание после того, как Всевышний научил добру Давида, сотворил в нем чистое сердце, обновил дух правый, — он пошел учить беззаконных Путем Адоная

 

Проповедь я так и назвал: «НАУЧУ БЕЗЗАКОННЫХ ПУТЯМ ТВОИМ»

 

И когда читаешь этот Псалом Давида, то невольно вспоминаешь молитву пророка Ионы все события, которые случились с ним, когда он отказался выполнять то служение, которое поручил ему Всевышний, и он оказался в чреве кита.

Помните, Всевышний посылает пророка Иону призвать к покаянию Ниневию, а что значит призвать к покаянию? → Это призвать, возвратиться к Заповедям Всевышнего, т.е., проповедовать Заповеди Всевышнего, Тору, учение.

И в книге «Ионы» мы видим результат проповеди Ионы в Ниневии, когда уже после всех событий, он все-таки пошел туда проповедовать:

 

Иона 3:5-10

 «И поверили Ниневитяне Всесильному, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

Кто знает, может быть, еще Всесильный умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».

И увидел Всесильный дела их, что они обратились [сделали тшуву] от злого пути своего, и пожалел Всесильный о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел»

Все это начало происходить в Ниневии только после того, как Иона, пройдя через страдания в чреве кита, все-таки согласился исполнить то служение, к которому призывал его Всевышний.

Я сейчас не говорю о причинах, по которым Иона не хотел идти в Ниневию, это тоже тема, которая заслуживает внимание.

Ведь подумайте, Иона готов был умереть, но не сделать то, к чему призвал его Всевышний.

 Он говорит: “Ну, вся причина этого шторма — это я, потому что я бегу от Всевышнего, от лица Всевышнего”.

Моряки говорят: “А зачем ты это делаешь?”

Он: “Бросьте меня в море, утихнет для вас шторм” — т.е., он готов умереть, но не делать.

И я говорю, это отдельная тема, об этом мы поговорим, если, все очень будет угодно в праздник Йом-Кипур.

 

А сейчас давайте посмотрим на саму молитву Ионы в чреве кита, чтобы увидеть в ней те же самые ступени тшувы, как и в нашей Г̃афтаре, и как в псалме Давида, т.е., вот как бы шаг за шагом мы увидим одну и ту же общую схему, принципы этой тшувы и того, что ожидает от нас Всевышний.

Молитва Ионы в чреве кита,

Иона 2:2-11:

«И помолился Иона Адонаю Всесильному своему из чрева кита и сказал: к Адонаю воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой»

Здесь мы видим, что Иона, понимая, что он здесь находится потому, что отказался исполнять Волю Всевышнего, и он приходит к покаянию.

«Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святой храм Твой»

Помните в недельной главе: «и Я скрою от них лицо Свое за все блудодеяния»

«Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Адонай Всесильный мой, изведешь душу мою из ада»

И ВОТ СМОТРИТЕ:

«Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Адонае, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего»

ЗДЕСЬ ВИДНА ЦЕЛЬ ВСЕХ ЭТИХ СКОРБЕЙ, за то, что он отказался исполнять Волю Всевышнего.

 

Всевышний доводит человека до такого состояния, что его душа уже не хочет исполнять свою волю и с радостью готова исполнять Волю Всевышнего.

 

И дальше, единственное что Иона обещает исполнить — это служение, к которому призвал его Всевышний. И при этом, смотрите, это опять вот те же самые принципы, которые в Г̃афаре: «принесете Всевышнему жертву хвалы устами своими».

Иона говорит:

«Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Адоная спасение!

И сказал Адонай киту, и он изверг Иону на сушу»

 

В итоге общая картина выглядит так: есть служение, которое Всевышний поручает Ионе, тот отказывается, из-за этого попадает в чрево кита, раскаивается, обещает исполнить служение, принести жертву хвалы уст Всевышнему

 

Другими словами, если бы Иона пошел сразу исполнять свою миссию, то он бы не попал в черево кита, ему не нужно было проходить через все эти страдания.

Согласитесь, очень похоже на то, что мы читаем в недельной главе и в Г̃афаре, если все сложить вместе. А теперь переложите эти события на ту Миссию, которую призван исполнить Израиль и что с ним происходит, если он уклоняется от исполнения этой Миссии.

 

Мы знаем, что Всевышний призвал сынов Израиля, чтобы они были священниками для всех народов, «ибо дом Всевышнего стал домом молитвы для всех народов» — говорит пророк Ишаяhу 56:7.

И чтобы ясно представлять отношения Всевышнего к тому служению, которое поручает Всевышний сынам Израиля нам нужно посмотреть на то, чем заканчивается книга «Ионы»

Иона 4:10-11

 «И сказал Адонай: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало.

Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Думаю, теперь становится понятно, почему в праздник Йом Кипур всегда читается книга «Ионы».

 

По моему разумению, это как тест для каждого, стоящего в этот день при Лицом Всевышнего на то, на сколько он соответствует своему предназначению, то, ради чего призвал его Всевышний.

 

Другими словами, каждому из нас нужно очень хорошо представлять ту миссию, то служение, на которое призвал нас Всевышний, и не убегать от этого служения, а идти и делать учеников Иешуа Машиаха из всех народов, как написано

 

Матитьягу 28:19-20, пер.Д.Стерна

«Потому идите и делайте талмидим [учеников] из людей во всех народах, погружая их в сущность Отца, Сына и Руах хаКодеш [Дух Святой —Дух Машиаха, живущий духом Всевышнего], уча их исполнять всё, что я заповедал вам. И помните! Я всегда буду с вами, да, до конца века»

— Иешуа Машиах учил Своих учеников исполнять Тору с праведностью, которая превосходит праведность книжников и фарисеев.

И теперь Он повелевают Своим ученикам идти во все народы и делать таких же учеников.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!