Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования.



Тема 1.1. Предмет и методология философии права.

План лекции

1. Общая теория права и государства. Философия права. Социология
права. История политических и правовых учений. История государства и
права. Их соотношение.

2. Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования.

3. Особенности философско-правовой методологии. Онтология, гносеология, аксиология. Цели философии права.

Общая теория права и государства. Философия права. Социология права. История политических и правовых учений. История государства и права. Их соотношение.

Как особая наука философия права выделилась в конце XVIII в.,
хотя философское осмысление государственно-правовой действительности присутствует уже в работах древних греков и римлян. Возникнув одновременно с религией, философия носила универсальный всеобъемлющий характер знаний о мире и до конца XVIII – XIX в. не нуждалась в специализации. К этому времени был накоплен колоссальный объем знаний, приведший к дифференциации наук, что вызвало специализацию и в философии.
Такой процесс дифференциации не обошел и юриспруденцию.
Начиная с XII в. в юриспруденции – изначально едином массиве
юридических знаний – постоянно происходит процесс разделения
на отрасли, а чтобы представители различных отраслей понимали
друг друга, требовалась научная дисциплина, разрабатывающая общие понятия и принципы юриспруденции.

В XVIII в. ответом на эту потребность стала энциклопедия права. В 1804 г. представитель немецкой исторической школы права Г. Гуго опубликовал
работу «Учебник естественного права как философия положительного права». Автор в традиции XVII–XVIII вв. рассматривал философско-правовые вопросы с позиций естественного права.

Однако после появления работы Г.В.Ф. Гегеля «Философия
права» (1820) философию права перестали рассматривать в качестве юридической дисциплины, обобщающей данные отраслевых
наук, таковой стала теория права.

Специализация привела к выделению в XIX в. из всеобщей философии особой дисциплины «Философия права», объединяющей практику философского осмысления юридической действительности. За гегелевской «Философией права» (первоначальное название «Теория естественного права и наука о государстве в очерках. Основы философии права») последовали и издаются до настоящего времени книги с тем же названием, которые пишут как философы, так и юристы.

С середины XIX в. в европейских, а следом и в российских университетах философия права была введена как учебная дисциплина. В советский период развития российского государства понятие «философия права» было исключено из научного и учебного оборота как термин, затуманивавший ясное социалистическое учение о государстве и праве.

Возвращена была философия права в научный и учебный процесс в конце XX в. В настоящее время она активно культивируется (изучается и преподается) философами и юристами.

Среди тем, рассматриваемых в курсе философии права, выделяются три основополагающие:

– общечеловеческие нравственные ценности в их соотношении
с правом;

– понимание права с позиций различных теорий;

– правовые аспекты вечной философско-социологической проблемы соотношения личности и общества.

Государство и право как объект исследуются различными
науками, в том числе и юридического профиля, но каждая из них
рассматривает государственно-правовую действительность под своим углом зрения, с позиций своего предмета и метода.

При всей кажущейся простоте подхода к определению предмета
исследования рассуждения о предмете философия права характеризуются разнообразием подходов и отсутствием ясности определения.

Это было характерно как для истории философско-правовой
мысли, так и для современности. Г.В.Ф. Гегель считал предметом философии права идею права, русский философ С.Л. Франк понимал ее как учение об общественном идеале: «…уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, нормальный строй общества».

В современной отечественной философии права существует несколько точек зрения на ее предмет. С.С. Алексеев: «В философии права предмет правопонимания позволяет охватить весь спектр явлений действительности, обозначаемых термином «право». Д.А. Керимов определяет предмет этой дисциплины «…как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия». Ю.В. Тихонравов приходит к выводу, что философия права – это «учение о смысле права…» В.П. Малахов в качестве предмета философии права рассматривает правосознание.

В.Н. Жуков считает, что предметом философии права выступают:
– предельные основания государства и права;
– смысл государства и права;
– ценностные свойства государства и права;
– методология познания государства и права.

Схожее мнение высказывает В.С. Нерсесянц: «Эта наука занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народа и человечества». Все приведенные формулировки достаточно многословные и расплывчатые.

О.В. Мартышин считает, что «у философии права нет круга
вопросов, монопольно принадлежащих ей, но, с другой стороны,
любой вопрос теории права может послужить углубленной философско-правовой разработке».

Многообразие подходов к предмету философии права вполне
закономерно, ибо в этом проявляется позиция исследователя
в философии и его отношение к праву. Подходов к предмету
философии права столько, сколько существует философских
направлений.

С точки зрения В.С. Нерсесянца, общим моментом, имеющим
предметообразующее значение для всей философии права, является понимание права как сущности и как явления, что позволяет конкретизировать предметную область в виде соотношения и различения права и закона в их единстве. Последующая конкретизация предмета философии права проявляется в формальном равенстве и формах его проявления.

Встречаются и более краткие определения. В.П. Малахов полагает,
что предметом данной науки служат феномен права, или «бытие права».
Правда, затем к онтологии добавляется и гносеология4, и в таком виде
определение по существу не противоречит выше приведенной триаде.
Но вот когда тот же автор заявляет, что предмет философии права –
это сам акт философствования о праве, духовное бытие «правового
существа», получается, что предмет сводится исключительно к правосознанию или что философия права сама по себе и составляет предмет собственного исследования.

Самый известный представитель гносеологического подхода к философии права в российской литературе рубежа XX и XXI в. – Д.А. Керимов.
Философия права, по его мнению, «призвана выработать методологические основания познания правовой реальности», раскрыть тайны
гносеологических потенций правоведения7. Близкое понимание встречается и на Западе, но выражается в иных категориях. Там пользуются
понятиями «феноменология права», или «юридическая эпистемология».
Крупнейший итальянский юрист прошлого века Н. Боббио предпочитал
говорить о «теории юридической науки». «Под ней следует понимать изучение умственных методов, используемых юристами для выражения, толкования, дополнения и согласования между собой правил юридической системы», – пояснял он. Французский юрист Дю Паскье называл общей теорией права «анализ логических приемов, используемых юридическим мышлением». Ведущим представителем феноменологии права во Франции считается П. Амселек. Феноменология изучает процесс познания, истинность и определенность его результатов. П. Амcелек видит ее цель в том, чтобы применить к сфере права выводы и методологии антропологии, психологии и социологии.

Известно и более узкое понимание предмета. Философия права рассматривается как методология изучения правовых явлений. Н.М. Коркунов отмечал такой вариант в немецкой литературе конца XIX в. «Понимая философию как теорию познания, – писал он, – некоторые
и в философии права видят науку об юридическом мышлении».

Соотношение философии права, общей теории права и социологии права. В рамках правоведения философия права наиболее тесно связана с теорией права и социологией права. Вместе эти три дисциплины составляют комплекс общетеоретических и методологических правовых дисциплин и их наличие связано с существованием в самом праве, как минимум, трех аспектов: ценностно-оценочного, формально-догматического и аспекта социальной обусловленности.

Философия права акцентирует внимание на рефлексии оснований права, юридическая теория — на конструировании понятийного каркаса позитивного права, социология права — на вопросах социальной обусловленности и социальной эффективности правовых норм и правовой системы в целом.

В связи с этим возникает вопрос, являются ли эти дисциплины
автономными или представляют собой разделы общей теории
права? Можно предположить, что в известном смысле термином
«теория права» могут быть охвачены все три дисциплины, поскольку они касаются общетеоретических аспектов права: философских, социологических, юридических. Однако в строго научном смысле слова данный термин применим лишь к юридической науке. Попытка же соединить эти три учебно-исследовательские направления в рамках одной дисциплины — общей теории права (тем более, в том виде, в каком она сложилась на сегодняшний
день) научно не обоснована, и ее практическая реализация может
привести к негативным результатам.

Теория права, философия права и социология права вполне успешно способны взаимообогащать и взаимодополнять друг друга как автономные дисциплины.

Объединение же их теоретического потенциала с целью обеспечения целостности системы знаний о праве должно осуществляться
не путем создания единой правовой науки, что представляет собой
достаточно сложную задачу, поскольку последняя должна соединять в себе как минимум три различные методологические позиции: юриста, философа и социолога, а путем фундаментализации подготовки самих юристов, которые должны быть способными видеть право не только с позиции своей дисциплины, но и с позиции философии и социологии.

Основные вопросы философии права. Как уже отмечалось,
философию права как самостоятельную исследовательскую дисциплину конституирует (т.е. устанавливает, определяет) ее основной вопрос, от решения которого зависит решение всех других ее вопросов. Конечно, на определение этого основного вопроса непосредственное влияние оказывает мировоззренческая позиция исследователя, поэтому неудивительно, что у каждого исследователя может быть свой подход к определению основного вопроса философии права.

Так, теоретик права Г. Кленнер, позиция которого основывается на теории марксизма, определяет основной вопрос права как «отношение юридического к материальному, и, в частности, к экономическим условиям жизни общества». Придерживающийся же объективно-идеалистической точки зрения фон Валендорф видит основной вопрос философии права в «отборе»
истинных ценностей и создании на их основе системы ценностей в
виде конкретного правопорядка, назначение которого — поддержание социального мира. «Право — логика ценностей», — подчеркивает он

Другой западный исследователь А. Брижемен полагает, что все вопросы философии права сводятся к одному основному: «каким должно быть право в свете социальной справедливости?». Русский же философ И. Ильин центральным для философии права считает вопрос об обосновании права (естественного и позитивного). Одно из самых простых и глубоких определений основного вопроса дает видный немецкий философ права А. Кауфман: «Основным вопросом философии права, как и всей правовой науки, является вопрос: что есть право. Это значит: какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы
называем правом? От ответа на этот вопрос зависит решение многих других важнейших правовых проблем». Исходя из нашего видения сущности и задач философии права, основной вопрос: «что есть право?» будет выглядеть как вопрос о смысле права. Поскольку философия должна не просто
декларировать какие-либо идеи, но и аргументировать их, то и
основная задача философии права должна заключаться в обосновании права и определении его смысла. Вопрос «что есть право (каков его смысл)?» является основным для философии права потому, что от ответа на него непосредственно зависит решение всех других важнейших правовых проблем, в том числе в сфере правотворчества и правоприменения. Этот вопрос является философским, поскольку соотносит право с человеческим бытием.
Ввиду сложности самой структуры права решение основного
вопроса философии права может быть осуществлено через решение ряда основных задач, или главных вопросов философии права:

1) об основании справедливости и ее критериях (задача, в
рамках которой право соотносится с моралью) — этот вопрос
является центральным в философии права, в более традиционном виде он выглядит как вопрос об обосновании «естественного права»;

2) о нормативной (обязывающей) силе права, или вопрос о
том, почему человек должен подчиняться праву (задача, в рамках которой определяется соотношение права и власти);

3) о природе и функциях позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм), тесно связанный с решением предыдущих двух вопросов, — он обеспечивает
оправдание позитивному праву.

Решение этих основных задач или главных вопросов философии нрава позволяет обеспечивать легитимацию и ограничение
права, т.е. обосновывать необходимость права для человека и
определять границы, за которые оно не может заходить.
Функции философии права.

Среди них важнейшими являются: мировоззренческая, методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная.

Мировоззренческая функция философии права заключается
в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия; она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности и значимости в жизни человека и общества в целом или,
другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическая функция философии права находит свое
отражение в формировании определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований. С этой целью философия права разрабатывает методы и категории, при помощи которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выражением методологической функции права является оформление имеющегося знания о праве в виде способа его осмысления как содержательно-смысловой
конструкции, обосновывающей его основные идеи.

Отражательно информационная функция обеспечивает
адекватное отражение права как специфического объекта, выявление его существенных элементов, структурных связей, закономерностей. Это отражение синтезируется в картине правовой реальности или «образе права».

Аксиологическая функция философии права заключается в
разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

Воспитательная функция философии права реализуется в
процессе формирования правосознания и правового мышления,
через разработку собственно правовых установок, в том числе
такого важного качества культурной личности, как ориентация
на справедливость и уважение к праву.

1. Философское осмысление права задача особой теоретической
дисциплины - философии права, предметом которой является выяснение
смысла права, а также обоснование понимания этого смысла, а ее основыми категориями - идея, смысл, цель права, справедливость, свобода, равенство, признание, автономия личности, права человека и др.

2. Философия нрава имеет сложную структуру, в которую входят: онтология права, гносеология права, аксиология права, феноменология права, правовая антропология, прикладная философия права и др.

3. По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции, в рамках правоведения философия права тесно связана с теорией
права и социологией права.

4. Функциями философии права являются: мировоззренческая, методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная и др.

Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования.

Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический
смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права.

Попытки решать фундаментальные теоретические
проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. «Тот, кто полагает, что обойдется без философского обоснования функционирования правовой системы, — пишет французский философ права Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф, в действительности бессознательно руководствуется своей «личной», доморощенной философией, рискуя кончить блужданиями в потемках правовой дисгармонии».

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «...не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей — подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права».

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагающее место и значение, которое занимает философия права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, предметами изучения которых является право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении многих столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение конкретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядочить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее все центральные, фундаментальные проблемы правоведения находят свое решение или, по крайней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоятельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Это, однако, не означает призыв к юристам отбросить присущие юриспруденции методы исследования и заменить их философскими. Следует четко осознавать предназначение и возможности последних.
Что же касается опасений по поводу относительной широты
сферы философского осмысления права, то эти опасения могут
быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии
права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в системе философских и юридических наук. При этом определение
предметной сферы и статуса философии права должно осуществляться посредством сопоставления ее с теорией права, которая является наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

Философия права в системе философии и юриспруденции .

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует четкого определения ее места и роли в системе философии и правоведения.

Выход на проблематику философии права может быть осуществлен с двух противоположных сторон: от философии к праву и от права к философии.
Давайте рассмотрим особенности этих двух подходов к философии права.

Первый путь выхода на философско-правовую проблематику (философский подход к праву) связан с распространением той или иной философской концепции на сферу права. Такое обращение философии к осмыслению правовой реальности, особенно характерное для эпохи Просвещения, оказалось весьма плодотворным для самой философии.

Известно, что многие из серьезных достижений классической философии — результат такого обращения. В сфере философии права происходит своеобразная проверка познавательной силы той или иной философской концепции, ее практической состоятельности в одной из важнейших сфер человеческого духа. Все это дает полное основание заключить, что без рефлексии оснований права, философского осмысления правовой реальности в целом, философская система не может считаться полноценной.

Другой путь формирования философии права (юридический
подход к праву) направлен от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии. Например, от осмысления таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др., — к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении,
специфический уровень изучения собственно права. Такое философское осмысление права осуществляется правоведами в его
большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с
позитивным правом. Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!