Развитие и коррекция психических функций.
Основные концептуальные положения в инновационной методической разработке «Ритмопластика».
- Строго дифференцированный подход с учетом характера и тяжести заболевания.
- Построение новых комплексных программ.
- Строгое соблюдение дидактических принципов обучения.
- Соблюдение принципов оздоровительно-развивающей направленности.
При работе с детьми ритмопластикой у них улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания. Чтобы избежать скуки, монотонности, рекомендуется шире применять различное малое оборудование: гимнастические ленты, малые мячи, обычные мячи, скакалки и др., размер которых зависит от возраста занимающихся и конституции тела, обладающие хорошим профилактическим эффектом против заболеваний позвоночника и суставов.
Основные принципы организации занятий.
Как уже указывалось, для детей с нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на занятиях ритмопластики актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей, с нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с целью всестороннего коррекционного развития.
Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.
|
|
Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце урока, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.
На занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо продумать методические приёмы, которые помогут решить поставленные задачи.
Одним из важнейшихпринципов является:
- научность, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребёнка.
- принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков.
|
|
- принцип постепенности определяет необходимость построения в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному».
- принцип индивидуально, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки. При индивидуальном подходе обязательно учитывается ортопедический диагноз ребёнка.
- принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.
- принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.
-принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
- принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике. Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.
|
|
«Постановка правильного дыхания – один из важнейших принципов. Каждое упражнение ритмопластики одно общее правило: вдыхайте, готовясь к движению, и выдыхайте в процессе движения.
Выполнение движения на выдохе позволяет расслабляться и избегать перенапряжения. Это также оберегает от задержки дыхания, вызывающей ненужное перенапряжение и стресс. Дыхание практически должно совпадать с ритмом обычного дыхания человека.
Следующая методическая позиция связана с нахождением приёмов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлечённости, когда дети занимаются ритмопластикой не по принуждению и не по команде взрослого, а потому, что им самим интересно. Для этого в методику вводится разговорно - игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с характером музыки. Выполнение всего сказанного, прежде всего зависит от педагога, который по выражению Л.Н. Алексеевой, должен быть «режиссёром радости». Особо следует выделить его увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах сотворчества и общего интереса к делу. Это способствует тому творческому порыву, той атмосфере радости и раскрепощения, которые заражают детей положительными эмоциями и делают для них занятия ритмопластикой столь привлекательными. Подбирая музыкальное сопровождение к занятиям, следует стремиться к тому, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, помогал развивать возможности тела и в тоже время был доступным для исполнения.
|
|
Формы занятий отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями, соответствуя возрастным физиологическим характеристикам.
Структура занятий
1 часть – вводная. Она включает в себя упражнения, воздействующие на весь организм ребёнка. Чаще всего это ходьба (на пятках, на носках, в полуприседе, с высоким подниманием колен и т.д.).
2 часть - основная. Серия упражнений различного характера:
1. Упражнения по позициям рук и ног.
2. Ритмическая часть проходит в быстром динамическом темпе. Эта часть требует наибольшей затраты энергии, упражнения предназначены на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц спины и брюшного пресса, мышц ног.
3. Упражнения на расслабление. Цель этих упражнений – обеспечить максимальный отдых детей. Чаще всего это плавные движения и упражнения на дыхание.
3 часть заключительная. В этой части используется хореографическая композиция. Построенная на ранее изученных упражнения, обязательно используются дыхательные упражнения. Релаксационные упражнения, цель которых обеспечить максимальный отдых детей.
Занятия по ритмопластике проходят 2 раза в неделю. Общая продолжительность занятий для детей 5 -6 лет – 25 минут, для детей 6 -7 лет – 30 минут. Следует учитывать условия проведения занятий по ритмопластике:
- музыкальный зал с зеркалами и хореографическим станком.
- для занятий у детей должна быть форма, которая не стесняла бы их движения, отвечала бы эстетическим требованиям. Для девочек – короткие юбочки, футболки или гимнастические купальники, белые носочки. Для мальчиков шорты, футболки.
- педагог продумывает форму своей одежды таким образом, чтобы дети могли наблюдать его эталонную пластику.
В комплексах по ритмопластике используются следующие средства двигательного воздействия:
1. Музыкально – ритмические движения.
2. Упражнения с предметами (ленты, мячи, султанчики и др.)
3. Элементы хореографии (основные позиции рук и ног).
4. Элементы спортивного танца.
5. Упражнения корригирующей гимнастики.
6. Дыхательные упражнения.
Все эти средства объединяются в комплексы в определённой последовательности и используются в хореографических композициях.
1. Задачи:
- Развитие и коррекция осанки ребёнка, формирование правильных движений, серии движений.
- Развитие и коррекция психических функций.
- Развитие способности ориентироваться в пространстве.
- Развитие Эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Игры и упражнения, используемые для развития и коррекции основных видов движений, направленные на:
- нормализацию мышечного тонуса, позиционная постановка рук и ног;
- выработку правильной осанки, чувства равновесия;
- развитие точности, координации, плавности;
- преодоление двигательного автоматизма движений.
Игры и упражнения, используемые для развития и коррекции психических функций, направленные на:
- развитие быстроты, точности реакции на звуковые или вербальные сигналы;
- развитие различных качеств внимания;
- развитие всех видов памяти.
Игры и упражнения, используемые для развития способности ориентироваться в пространстве, направленные на:
- ориентировки в собственном теле, пространственной организации движений;
- зрительную ориентировку в пространстве;
- способность к словесному выражению пространственных отношений (вправо, влево…)
Игры и упражнения, используемые для развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, направленные на:
- формирование способности пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика);
- развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств;
- развитие умения выполнять совместные действия, а также на развитие коммуникативных навыков.
2. Развитие и коррекция ритмопластических движений, серии движений.
- Нормализация мышечного тонуса, позиционная постановка рук и ног.
- Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
- Развитие точности, координации, плавности движений.
- Преодоление двигательного автоматизма движений.
- Формирование музыкального темпа, размера.
- Изменение характера движений, в соответствии с изменением контрастов звучания (громко, тихо.)
- Согласование движений с пением.
- Развитие имитационно- подражательных движений под музыку.
- Развитие имитационно - подражательных движений без музыки.
Развитие и коррекция психических функций.
- Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы.
- Развитие различных качеств внимания.
- Развитие всех видов памяти.
- Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений.
- Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!