Апофатика и катафатика имени Божия

Введение

    Многие люди когда-либо читавшие Священное Писание не редко задаются вопросом об имени Бога. Почему именно так мы его называем, какова его история, какие еще были имена у Бога, на что они указывали. Есть ли в мире какое-нибудь слово, которое могло бы вместить Бога? Или это вечная тайна непостижимости Божией? Как же можно разгадать эту тайну?

Уже с древности имя любого из людей, называет его характер и сущность. Скорее всего все будут согласны с тем, что имя является важнейшей и неотъемлемой частью жизни каждого человека. Вся жизнь проходит с именем. Всем без исключения родители при рождении нарекают имя, люди с ним рождаются и умирают. Большое множество народа полагает, что в большинстве вариантах имя, это есть слово, которое утеряло смысловое начальное значение, и несет исключительно условную нагрузку, и поэтому бросаться в поиски о его сокровенных тайн бытия или признаки определенных человеческих качеств просто бесполезно. А имя постоянно является уникальным показателем и останется определением, которое отличает человека. Правда ли это по отношению к Имени Божию? Насколько нам возможно понять сущность Его имени.

    Читая Библию в первых ее строках, в которых описывается абсолютный план Господний, когда Господь говорил с праотцом Адамом, Он нигде и никак не именует Себя. Скорее всего вследствие того, что Праотец уже знал Господа, Его сущность, величественность, могущество и влияние. И что же могло случиться после грехопадения первых людей? Когда же Бог первый раз является Моисею, Он называет Себя одним именем из многих. И всегда, когда Бог желал посредством откровения открыть Себя Собственному народу, Он называл Себя, разными именами, говорил, что у него 99 имен, а это значит неисчислимое множество, открывая при этом в Своем Имени именно то, что Он хотел открыть о Себе Самом. И откровение было таким каким его хотел созерцать человек, а именно таким, каким его хотел открыть Бог.

Актуальность состоит в том, что значение Божиих Имен, то есть непосредственно откровение Самого Бога, которое Он много раз открывал в Своих именах, тема достаточно актуальная для всех поколений, потому что Имя Божие выражает содержание Его сущности и Его отношение к всему миру и Своему народу. В разное время многие люди пытались разгадать это тайну.

Мы постараемся в этой работе рассмотреть имя Божие в Ветхом Завете, в Пятикнижие, немного коснемся догматического богословия. Объектом исследования моей работы будет являться откровение Бога, которое Он открывает через Свое Имя.

 

Имя Божие

И так, что же было основным смыслом того события, началом которого был Исход Израильского народа из земли Египетской?

Дело все в том, каким было откровение Божие народу, чтобы Его сделать Своим, как это откровение увидел и воспринял народ. Именно так мы верно продвигаемся к вопросу об Имени Божием.

 

Имя Элогим

Явившейся Моисею в огненном кусте и открывший ему Свое таинственное имя напоминает о другом имени, которым ранее открывался отцам – Аврааму, Исааку, Иакову – о имени Бога Авраамова.

    Имя единого Бога, явившегося Аврааму в Уре Халдейском и выведшего его в Обетованную землю – Эль или Элоах, или Элогим. Это различные формы имени Бога.

    Эль – это Бог, или Божество всех семитских народов.

Единый Эль при возникновении язычества после сооружения Вавилонской башни превращается в разных Богов различных семитских племен.

    Иначе о Боге симиты говорят, как о Элогим. Элогим – это форма множественного числа от слова Эль. Следует отметить, что формы величания в еврейском языке не имеется, и речь идетне о превосходной степени слова Эль, а именно о его множественном числе. Элогим – не отзвук древнегомногобожия («боги»), а именно единый Бог Авраама, а также единый Бог Ноя, Сима, Евера и всех, бывших до них.

    Имеется и форма единственного числа от исходного корня Эль – это Элоах. Имя это распространилось у отомков Измаила, сына Авраама, среди арабов. Элоах, или Аллах, стало именем Божиим в Коране, Бога, Которого возвещал и проповедовал в VII в. По Р.Х. Мухамед, основывая фактически новую религию – ислам.

    Итак, Эль, Элоах, Элогим и есть Бог Авраама, Бог семитов. Элогим – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова.

    Семьдесят толковников передают слово Элогим как греческое Феос или Теос. Латинская Библия (Вульгата) именует Элогима Deus, немецкая – Gott, славяно – русская – Бог. Германская и славянская формы восходят к санскриту, к древнеиндийскому языку. Gott, видимо, от «гута», а Бог «бхага». Бог (или бхага) – это богатый, податель всяческих благ.

    Эль, или Элогим – едины истинный Бог праотцов.

    От исходного праотеческого имени Божия Эль образовался ряд производных имен Божиих. Причем каждый раз это связано с определенным отровением Божиим. Бог, явившийся Аврааму, приобщает его к полноте Божества через многоразличие производимых от единого имени имен.

 

Эль Элион

Аврааму, возвращавшемуся с победоносной войны над Кедорлаомером и бывшими с ним царями, встретился некий загадочный царь Салимский Мелхиседек, вынесший ему навстречу хлеб и вино и благословивший праотца. О царе Мелхиседеке было известно, что он был священник Эль Элиона (Бога Всевышнего) (Быт. 14, 18). Эль Элион – означает Бог Всевышний.

    Над ханаанскими богами и идолами возвышался Эль Элион, Бог Всевышний, Он Был над семи и над всем. Среди ханаанских вапищ в Салиме (будущем Иерусалиме) уже тогда, и еще до Авраама, Мелхиседек возносил жеертвы Богу Всевышнему. Руками Мелхиседека от Эль Элиона Авраам благословляется и получат хлеб и вино.

    Эль Элион – Тот, Который над всеми, выше всех. В Израиле есть ныне авиакомпания – Эль аль, что значит «Над нами Бог», или точнее: «Бог над…». Над городами и селениями земли летит самолет, а над всеми – Бог, Бог отцов, Эль Элион.

 

Эль рой

Агарь – служанка, беременная Измаилом, бежит от притеснений Сарры. И нашел ее Ангел Ягве у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Суру в Северной Аравии. Там, явившись, Ангел Ягве, Слово Единого Бога, говорит ей о имеющем родиться от нее сыне. И нарекла Агарь Ягве, Который говорил с ней, сим именем: Эль рой (Ты Бог, видящий меня) (Быт. 16, 7. 13). Эль рой – занчит Бог видящий.

    Всевидящее, Недремлющее Око взирает на все происходящее в поднебесной, на все пути человеческие, на все вообще. Оно заметило и эту несчастную женщину в пустыне. Оно возвращает ее к своей госпоже в дом праотца Авраама. И теперь Бог Авраама Единый Эль, Всевышний Эль Элион, будет именоваться и Эль Рой, Бог видящий. Так с начала через таинственного священника, а потом через отверженную служанку восполняется имя Бога Авраамова, явившегося ему в Уре Халдейском.

    Следует отметить, что Эль Рой – это не имя, кторое Бог открыл Аврааму, а так нарекла (Агарь) Ягве, который говорил с ней. Эль Рой, Бог Видящий – это человеческое представление о Боге.

                                                                             

 

Эль Шаддай

 

Однако и Бог говорит о Себе. Авраам был девяносто девяти лет, и Ягве явился Аврааму и сказал ему: Я Эль Шаддай (Бог Всемогущий)… (Быт. 17, 1). В шестом Богоявлении Аврааму, когда Бог дает ему обрезание как знамение завета с ним, Бог именует Себя: Эль Шаддай, что значит «Бог Всемогущий». Это, пожалуй, основное имя Бога Авраамова, сообщенное ему не через Мелхиседека и тем более не через служанку Агарь, но Богом Самим.

    Эль Шаддай – Бог Всемогущий, Бог, Который и девяносто девятилетнему Аврааму может дать сына и через него великое благословенное потомство.

    Своеобразное предположение современного исследователя конфуцианства протоиерея Георгия Персианова о том, что верховное Божество китайцев Шан - ди («верховный владыка»), «высший предок», «высшее Божество») есть Тот Самый Шаддай (Эль Шаддай) Авраама. У греков и у славян удвоенное «ГГ» читается как «нг». Нельзя ли предположить, что и еврейское («дд») было произнесено китайцами, как «нд». И тогда Бог Шаддай Авраама не есть ли Божество Шан – ди китайцев? Ведь и Шан – ди – это именно верховное Божество в представлении древних китайцев (II тыс. до Р.Х.). Европейские миссионеры, появившись в Китае, при переводе Библии на китайский язык слово Бог переводили именно как Шан – ди. Так не отголоски ли откровения о Боге Авраама звучат в имени китайского Божества Шан – ди?...

 

Эль Олам

    В Вирсави, в Южных пределах Святой Земли заключили между собой союз Авраам и царь Герарский Авимелех. Тогда нассадил Авраам при Вирсавии рощу, и призвал там имя Ягве, Эль Олама (Бога Вечного) (Быт. 21, 33). Эль Олам – Бог Вечный.

    Праотец призывает Вечного – Того, Кто неизменен в Своих решениях, Того, Чья воля будет исполнятся всегда, потому что Он не перестанет быть, не исчезнет, как исчезает в веках все. Он – Вечный.

    Эль, Элогим – Бог, изначально открывшейся Адаму, Бог праоткровения. Едва ли есть возможность определить доказательство – Сам ли Бог наименовал Себя таким образом, или человек этим словом говорил о своем Создателе. Производные же имена: Эль Элион, Эль Рой, Эль Шаддай, Эль Олам на страницах Св. Писания появляются впервые в истории праотца Авраама. Это имена Бога Авраамова, Единого и Истинного. Эль Шаддай явился Аврааму в Уре Халдейском, Ему поверил праотец и за ним пошел. Эль, Элогим, Элоаг – единый Бог всех монотеистов на земле. Бог Авраама, Эль Шаддай, явился позднее Моисею, послал Сына Своего Единородного Иисуса Христа, а потом, хтя и со многимизааблуждениями, уверовал Него Мухамед.

        

Адонай

В третьем Богоявлении в видении ночью воззвал Авраам к Богу: Адонай Ягве! Что Ты дашь мне?...(Быт. 15, 2). Здесь из уст Авраама звучит еще одно, совсем другое имя Божие: Адонай. Так, воистину, все имена Божии прозвучали из уст Авраама, отца веры.

    Адонай означает с еврейского «Господин мой». Произведено это слово от слова Адон, что значит «господин». Слово «адон» часто относится к людям и является обращением к мужчинам в современном израиле. В славянском и русском переводах «Адонай» часто переводится как «владыка», Хотя точнее было бы «Господь». Славянские переводчики следовали греческим, в LXX Адонай переводится как деспот, владыка с греческого. Такой перевод бьясняется тем, что иудеи, воздержались от произношения имени Божия Ягве, читали и произносили Адонай. В результате в LXX вместо Ягве появляется слово Кириос на греческом, что значит «Господь» и соответствовало бы «Адонай», но, ка это слово уже занято, то слово «Адонай» передается не словом Кириос, что было бы верно, а словом Дэспота (владыка на греческом.

    Если в слове Элогим Бог раскрывается как Всевышний, Всемогущий, Всевидящий, Вечный Бог Творец, то словом Адонай передается Его господство; Он – Господин всего. Формой слова Адонай, а не Адон, передается то, что Богг не просто Господин, но личный Господин уверовавшего. Адонай – это мой Господин, Которому принадлежит уверовавший, принадлежит, как верный раб Божий.

Яхве

    Из горящего тернового куста возле горы Синай Бог призывает Моисея стать освободителем своего народа Израиля из Египта. Во время явления Божьего ангела, который есть не кто иной, как Бог (Исх. 3, 2.4), он провозглашает свое новое имя: «я есмь Сущий». Другие варианты перевода его имени – «сущий» или «он есть». Письменно имя Бога часто передается на иврите как Яхве и встречается в Ветхом Завете около 7000 раз.

    До того Бог не был известен израильтянам под таким именем: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог всемогущий», а с именем Моим: «Господь» (Яхве) не открылся им» (Исх. 6, 2 [3]). То, что мы встречаем это имя еще в книге Бытия, вовсе не противоречит данному высказыванию. Праотцы не знали имени Яхве, а автор (или авторы) Бытия, должно быть, знал. Они свободно употребляли это позднее имя наряду с другими именами. Имеется в виду слово «Бог». Таким образом, они часто писали «Яхве» там, где в то время люди бы сказали «Бог».

    Что особенного в имени Яхве? Шесть слов «Я есть Тот, Кто Я есть» (в русском переводе «Я есмь сущий») на первый взгляд непонятны. Варианты этих слов проясняют значение: «Я делаю то, что Я делаю», то есть «Я непременно выполняю то, что запланировал». Когда Пилата раскритиковали за надпись, прибитую на кресте, он ответил: «Что я написал, то написал» (Ин. 19,22), то есть «я остаюсь при своем мнении, и на этом точка». Также слова «Я есть Тот, Кто Я есть» не повторяли одно и то же значение два раза, а означали следующее: Я действительно Тот, Кто Я есть.

    Кто он тогда в действительности? Он Бог Авраама, Исаака и Иакова, который во что бы то ни стало собирается освободить их потомков из египетского рабства и привести в обещанную землю ханаанскую. Вот уже сотню лет они стонут под этим игом. Кто же их Бог? Конечно, Он – Бог Авраама, Исаака и Иакова, но об этом они знают уже сотню лет. Неужели это все, что можно сказать о нем? Сейчас становится ясно, что дальше Бог еще откроет, своему народу, кем Он в действительности есть.

    В имени Яхве содержится намного больше, чем в имени «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Завет существовал уже века, а проявление силы Бога для наказания фараона десятью казнями и освобождения дороги Израилю в Ханаан было чем - то новым. Имя Яхве – это имя Бога – Освободителя.

    Имя Яхве связано с выходом из Египта. Раав говорит разведчикам, что они навели ужас на ее землю переходом через Чермное море (Нав. 2, 9). Филстмляне потом узнают, что перед ними тот Бог, который поразил египтян разными казнями (1 Цар. 4, 8). Также во времена пророка Осии Бог становится известьным под именем Яхве – «Бог твой от земли Египетской» (Ос. 12, 10; 13, 4). Имя Яхве станет именем, которым будут обращаться к Богу все последующие поколения (Исх. 3, 15).

    Имя Яхве неоднозначно. То, что для одного освобождение, для другого унижение. Бог своей твердой рукой принуждает фараона отпустить его народ (Исх. 7, 22; 8, 15 [11]. 32 [28]; 9, 7.35 ср. 13, 15; 14 5). Также мы часто читаем, что именно Яхве заботится о том, чтобы фараон упрямо отказывался отпустить народ (Исх. 4, 21; 7, 3; 10,2.27; 11, 10; 14, 4.8.17). Яхве показывает фараону свою силу, чтобы таким образом все на земле узнали, кем Он есть (Исх. 9, 16). Фараон не послушал Божьего повеления, значит, Яхве сможет показать еще больше чудес в Египте (Исх. 11, 9). Не только Израиль (Исх. 6, 5 – 8; 10, 2), но также фараон и египтяне увидят через эти чудеса, что значит «Я есть Яхве» (Исх. 6, 28 [29]; 7, 5.17; 8, 10; 10, 26; 12, 12; 14, 4). Проявление своего величия – это средство в руках Яхве, с помощью которого Он освободит свой народ, а также и доказательство того, что он имеет право делать со своими врагами то, что он захочет. Его имя означает милосердие. «Господь, Господь (или Яхве, Яхве), Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34, 6). Но несмотря на то, что Он обещал явить свою милость в тысячи родов, Он все же Яхве, потому что не оставляет без наказания. Он наказывает детей и внуков, на которых падает грех их родителей (Исх. 20, 5).

    С другой стороны, мы можем связать обе стороны – милосердие и свободу – с именем Яхве. В милосердии Яхве проявляется Его сущность. Освобождая Свой народ, Он исполняет Свои обещания. Но также мы можем сказать, что Он есть тот, кто Он есть, и Он делает то, что Он делает, будучи ни от кого не зависимым, даже от Своих противников. Не они определяют ход событий, а Он. Мы должны учитывать это при осмыслении имени Яхве. Глубина этого имени поражает нас, но в то же время она может привести в замешательство.

    Благоговение перед именем ставит перед нами вопросы, на которые мы не можем дать ответ. Это имя также предполагает Его всемогущество, выражающееся в том, что Он может сделать человека немым, глухим или слепым (Исх. 4, 11). Многое для нас непонятно. Почему народ Израиля так долго угнетали? Почему они не унаследовали обещанную землю без притеснений в Египте? Почему Яхве, посылая десять наказаний, позволил, чтобы пострадали люди и животные? Почему фараон сразу не соглашается с Яхве, а упрямо сопртивляется и по воле Яхве продолжает ожесточаться?! Протестующему и видящему в этом произвол в Писании находится встречный вопрос, и в то же время ответ на него: кто ты такой, что споришь с Богом (Рим. 9, 20)? Вместо того чтобы роптать на Яхве, звучит призыв восхвалять Его, несмотря на то, какими непостижимыми могут быть Его судьбы и неисследимыми пути Его (Рим. 11, 33).

    Несмотря на то единство, которое Яхве демонстрирует со своим народом, Моисей должен все – таки снять обувь возле горящего тернового куста и оставаться на расстоянии, потому что Яхве – святой.

    Свобода действовать так, как этого хочет Яхве, вовсе не означает произвол и неуверенность для людей. То же можно сказать и о толковании текстов из Исхода. В цитате «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9, 15) акцент лежит на слове «помилование». Это не допускает никакого сомнения, что Яхве останется верным своим обещаниям.

    Хотя Моисей и протестует против возложенной на него Яхве миссии вывести Израиль из Египта, он все же отправляется в дорогу вместе с двумя сыновьями и женой. Во время ночлега в пути Яхве нападает на Моисея и пытается его умертвить. Это загадочное событие напоминает нам борьбу Иакова с Богом в Пенуэле (Быт. 32, 24 – 30). Почему Яхве хотел убить Моисея? Как мы увидим позже, это связано с последующим событием. Сепфора хватает острый камень и обрезает своего сына, после чего Яхве оставляет его в покое (Исх. 4, 24 – 25). Если Моисей хочет вывести Израиль из Египта, он должен сначала навести порядок в своем доме, Яхве не может допустить, чтобы собственный сын Моисея оставался необрезанным. Загадочность этого события показывает, что имя Яхве святое. Даже Моисею приходится опасаться за свою жизнь, когда он не принимает всерьез обет обрезания в своей семье. Термин «Я есть Яхве», который очень часто будет встречаться в законах, записанных в Лев. 17 – 26, уже здесь заявляет о Себе.

 

Апофатика и катафатика имени Божия

    Моисей говорит к Посылающему его израильтянам: А если скажут мне: Как имя Ему? Что сказать мне им? (Исх. 3, 13). Собственно, Моисей и сам хочет узнать – Кто Ты, Говорящий со мною и Посылающий меня? Как имя Твое? И из горящего пламенеющего куста он слышит: Я тот, Кто Я есть (Исх. 3, 14). Что это? – ответ, или отказ от ответа? Если при стуке в дверь мы спрашиваемм: кто там? – и слышим ответ «Я». «Кто стучит?» - «Я тот, кто стучит». Считаем ли мы, что нам ответили, или это, скорее, отказ от ответа? Открыл Бог Свое имя или скрыл?

    С одной стороны, Ягве, священная тетраграмма – это дар Божий, это откровение Его имени. Я Ягве, это – Мое имя (Ис. 42, 8).

    С другой стороны: на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно) (Быт. 32, 29). Может ли Бог иметь имя? Может ли слово вместить Бога? Я есть Тот, Кто Я есть – что ты еще хочешь знать? И можешь ли ты еще что – то знать сверх того? И в таком случае Ягве, священная тетраграмма – это отказ Божий наименовать Себя, это вечная тайна непостижимости Божией! Так же было и с желанием Моисея увидеть Бога. Слава Ягве, задняя Божия – это и явление Бога Моисею, и даже опозанность лицом к лицу (Втор. 34, 10 -11), и, одновременно, отказ Себя явить, потому что человек не может увидеть Меня, - говорит Бог, - и остаться в живых (Исх. 33, 20).

    Бог Ягве является Моисею – это слава Его, и Он же, прежде, нежели бывает увиден и познан, скрывается – шекина. Шекина – это присуцтвие Божие (Я есть!), вечно ускользающее от человека. Шекина – это шатер Бога, Бога, не живущего в шатрах человеческих. Являемый и никогда не уловляемый Бог! Имя Бога Неименумого.

    Явление и неявленность, имя и неименуемость – это соответствует двум видам богословия, а отсюда и благочестия!

    Усть богословие катафотическое (от греческого катафасис = утверждение). В Этом богословии даются положительные определения Бога. Он – Бог Всемогущий, Вездесущий, Вечный, Всеведующий и.т.д. Он – Абсолют этого мира. Все в мире свидетельствует о нем. Бог в каждом дуновении ветра, в каждой капле росы, в каждом ударе человеческого сердца, Он благодатию Своею всюду и во всем. Нет ничего, что было бы непричастно Богу. Бог многоименит. Мусульмане говорят, что у Него девяносто девять имен, т.е. у Него их неисчислимое множество. Бог – Элогим! Творчество и миссионерство особо присущи так познавшим Бога.

    А есть и богословие апафотическое ( от греческого апофасис = отрицание). В этом богословии говорится, что Бог – это Ничто! Ничто из того, что мыслится, именуется, созерцается, чувствуется, представляется, видится. В этом богословии о Боге говорится только через частицу «не». Он – Невидимый, Непостижимый, Неименуемый, Он не тело, не душа, не в пространстве, не во времени. Все, что видит, знает, чувствует человек – не это Бог. Он не на небе и не на земле. Он – вечная тайна. Все, что может сказать и наименовать человек – не это Бог. Вечная тайна Бога обозначена священной тетрограммой – Ягве. Ягве – Бог в Своей абсолютной апафатичности. Монашество, аскетизм, отшельничество, неотмирность свойственны так постигающем Бога.

    Непогрешительно будет сказать: Элогим – Бог катафатики, Творец, Бог в явлениях Своих. Ягве – Бог апофатики, Бог в непостижимости Своей.

 

        

 

        

        

        

Заключение

 

Таким образом после изучения проделанной работы следует подвести итог, что имена в Священном писании очень точно ограничены определенной значимостью, и определяют пространство тех событий, которые происходят в Священном Писании. Имена праведных людей показывают характер Господа, Его видимые проявления и участие Бога в жизни человечества. Имя так же доказывает людям о существование Боге и дает о Себе откровение, в каждом отдельном случае. Задача этой работы достигла своего завершения, мы раскрыли значение имени в целом, рассмотрены несколько откровений Бога, которые проявлялись в Его именах, так же мы рассмотрели действие этого откровения. Эль Элион – означает Бог Всевышний. Это имя открывается Аврааму через Мелхиседека. Эль, или Элогим – едины истинный Бог праотцов, открывается Аврааму в Уре Халдейском. Следует отметить, что Эль Рой – это не имя, кторое Бог открыл Аврааму, а так нарекла Агарь Ягве, который говорил с ней. Эль Рой, Бог Видящий – это человеческое представление о Боге. Эль Шаддай – Бог Всемогущий. Шестое Богоявлении Аврааму, когда Бог дал ему обрезание как знамение завета с ним, Бог именует Себя: Эль Шаддай. Эль Олам – Бог Вечный. в Южных пределах Святой Земли заключили между собой союз Авраам и царь Герарский Авимелех. Тогда насадил Авраам при Вирсавии рощу, и призвал там имя Ягве, Эль Олама (Бога Вечного). Адонай – это мой Господин, Которому принадлежит уверовавший, принадлежит, как верный раб Божий. Это было в третьем Богоявлении в видении ночью, когда воззвал Авраам к Богу: Адонай Ягве, что ты дашь мне? Что можно сказать об имени Яхве? Переход от Израиля как семейства к Израилю как народу в Египте приводит к совершенно новым отношениям. Бог представляет себя своему народу как Яхве, который освободит Израиль. Это имя содержит в себе верность обещаниям, которые Бог дал праотцам. Существует также и другая сторона этого имени: свобода истреблять врагов своего народа, но также и наказывать собственный народ, если он не будет слушать его.

Яхве называет Израиль своим наследием, требуя, чтобы его народ пошел в пустыню принести жертву в честь Яхве. Он показывает свою силу, когда фараон оспаривает его право на Израиль. После серии наказаний израильтяне покидают Египет, пройдя невредимыми через Чермное море, в то время как фараон и его армия тонут в воде. Выход из Египта – доказательство права Яхве на Израиль. Как напоминание об этом событии ежегодно проводится празднование Пасхи и выкуп сыновей – первенцев.

Как мы уже говорили у Бога неисчислимое множество имен, но это не много Богов, а суть один истинный Бог. Мы рассмотрели имена Бога лишь поверхностно, потому что во всей полноте познать сущности Его имен невозможно, так как это сокровенная тайна Божия.

 

 

Список литературы

 

Священник Геннадий Фаст. Этюди по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Книга вторая. – Красноярск: Енисейский благовест, 2008. -472 с.

Сорокин А., прот. Введение с Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. – К.: ИЦ «Пролог», 2003. – 316 с.

Даума Йохем. Дорогами Ветхого Завета. Т. 1. Пятикнижье. Пер. с нидерл. – Черкассы: Коллоквиум, 2010 – 224 с.

Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Учебное пособие /Протоиерей Олег Давыденков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. – 624 с.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Сибирская Благозвонница, 2015. – 1488 с.: илл.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!