Система двух начал и пяти стихий

Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их китаецент-ризм. Роль Неба как верховного божества. Небо как источник порядка и ритуала. Традиционализм и ритуалистичность китайской культуры. Почтительность в культуре Китая. Представления о государстве как семье. Специфика религиозных воззрений в Китае. Представления о духах и культ предков. Развитие письменности в Китае. Мировоззренческое значение «Книги перемен». Учение об инь и ян и 5 стихиях. Лао-Цзы и учение даосизма. Чжуань-цзы. Дао как первоначало сущего и мировой закон. Дэ как овеществлённое Дао. Диалектическое учение о взаимопереходе противоположнос-тей. Даосский идеал личности, его отношения с обществом и природой. Конфуций и его учение. «И-цзинь». Представления Конфуция о ритуале, человечности, государстве. Учение об «исправлении имён». Идеал благородного мужа в учении Конфуция. Педагогические идеи Конфуция. Полемика последователей Конфуция об этической природе человека: позиции Гао-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы. Моизм. Философия легизма. ХаньФэй-цзы. Отличие легизма от конфуцианства в трактовке сущности человека и методов управления государством.

Философия конфуцианства: государство как семья

Рожденный в стране, страдавшей от частых войн и социальных потрясений, Конфуций хотел сформулировать нормы морали и создать кодекс универсальной этики, которая помогла бы создать более справедливый и спокойный мир.

Устройство государства по Конфуцию

При жизни Конфуция в Китае происходило разрушение древних патриархальных традиций: правители царств враждовали между собой, чиновники наживались на бедственном положении простых людей, обычай почитания старших постепенно забывался. «Великое Дао скрылось во мраке»,— так философ оценивал состояние современного ему общества. Каким же образом вернуть стране былое величие, как сделать так, чтобы каждый член общества был доволен и счастлив? Об этом размышлял Конфуций. Идеал он нашел в прошлом, когда, по преданиям, Китай был великой страной, потому что государственное устройство основывалось на естественных природных законах.

Все китайские философские учения рассматривают понятие «дао», что переводится как «путь». Конфуций считал, что правильный путь для общества и каждого отдельного человека — это следование ритуалам. Ведь именно так устроена сама Вселенная: весна сменяет зиму, день — ночь, после зноя приходит прохлада. Философ считает, что соблюдение ритуалов совершенно естественно для человека, это помогает ему организовать свою жизнь и существовать в мире гармонично.

Таким образом, фундамент, на котором строится здание благополучного общества,— это этикет. Правила этикета должны соблюдать все, от царя до последнего нищего, никто не имеет права их нарушать. С одной стороны, этикет — это ограничение свободы, но, с другой, по мнению Конфуция, — сохранение индивидуальности и осознание своего места в мире.

Центральная фигура государственной системы, созданной Конфуцием, — цзюнь-цзы (благородный муж). Это самый обычный член общества, который соблюдает все ритуалы, но не только потому, что так положено, но и потому, что осознаёт их важность. Главная добродетель благородного мужа — жень, или человеколюбие. Другие важные качества идеального члена общества: ли (соблюдение этикета); и (справедливость), чжи (мудрость); синь (добрые намерения).

В одной из многочисленных конфуцианских притч ученик спрашивает мастера: «Что означает быть благородным мужем?» «Совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие народа», — отвечает тот. Характеристики благородного мужа, а также другие воззрения Конфуция описаны в трактате «Лунь юй», составленном учениками философа после его смерти.

«Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать» (Конфуций)

Идеал так и остался бы идеалом, если бы Конфуций не разработал систему воспитания и обучения молодежи. Что же он предлагает сделать для того, чтобы все члены общества стремились к самосовершенствованию? С самого раннего детства нужно воздействовать на сознание человека, объясняя ему разницу между добром и злом, гармонией и хаосом. Если воспитывать новое поколение в духе «вэнь», что переводится как «культура», то люди самостоятельно будут выбирать путь золотой середины, избегая во всем крайностей и стремясь к гармонии.

Достоинство для каждого

Главная книга Конфуция называется «Избранные изречения». Многие из них изложены в форме афоризмов, например, «Ты знаешь то, что ты знаешь. Чего ты не знаешь, ты не знаешь. Вот истинная мудрость». Однако за этими энергичными высказываниями скрывается этическая система, никак не связанная ни с социальными классами, ни с религией. Конфуций не отказывается от идеи бога или сверхъестественных сил, но говорит, что именно мы, люди, представляем эту силу на Земле. Поэтому все и каждый должны быть достойными людьми вне зависимости от их социального статуса и без божественного повеления. Конфуций не спорил и с концепцией классовой иерархии, и даже наоборот, он подчеркивал важность достойных взаимоотношений между всеми членами общества.

 

Педагогические идеи Конфуция

Для Конфуция (Кун-Фу-Цзы - Почетный учитель Кун) целъ воспитания — благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение.

Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».

Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».

Конфуций разделял людей по их природным возможностям: во-первых – это «Сыны неба», обладающие врожденной мудростью, другие – это «Благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию. К третьим он относил «Чернь», не способных, по его мнению, к трудному процессу постижения знаний.

В 523г. до н.э. Конфуций основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», начал учительскую деятельность. После его смерти учениками была издана книга Луньюй (Беседы и суждения), где изложены основные взгляды Конфуция. Вначале нашей эры Конфуций стал почитаться наряду с предками и природой, богом, наделенным сверхъестественными качествами.

Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»:

1. «ЛИ» - должное поведение в обществе, группе.

2. «И» — умение подчинить долгу себя и окружающих.

3. «СЯО» — сыновья почтительность или должное подчинение старшему (по возрасту, по должности).

4. «ЖЭНЬ» — принцип гуманности, человечности.

5. «ЧЖИ» — знание.

6. «СИНЬ» — верность.

Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил.

Ритуал и канон составляют основу воспитания.

Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика. Сам Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении: техническое знание, по его мнению, мешает истинному совершенствованию.

Взамен он предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Многие принципы, выдвинутые Конфуцием, актуальны и сегодня. Это:

— уважение к ученику;

— принятие учеников такими, какие они есть;

— собственный пример — основа воспитания;

— терпимость;

— единство учения и жизни;

— равенство всех людей как учеников;

+— отказ от принуждения.

 

 

Инь и ян — важнейшая категория древней китайской философии, отражающая двойственность этого мира. Пять элементов, возникающих в результате взаимодействия инь и ян, создают все материальное многообразие Вселенной.

Система двух начал и пяти стихий

Понятия инь и ян существовали в китайской философии издревле. Ян — это мужское активное начало, инь — женское пассивное. Все в этом мире, считали китайцы, состоит из противоположностей: небесное и земное, холодное и горячее, высокое и низкое, большое и маленькое. В V веке до н. э. в Китае появилась философская школа Инь-ян цзя (Школа темного и светлого начал), которая собрала все знания об инь-ян воедино. Философы этой школы разработали целую систему, объясняющую все мироздание с точки зрения двух противоположных начал.

Как же инь и ян создают Вселенную и поддерживают ее гармоничное существование? Здесь нужно упомянуть еще одну категорию китайской философии — пять первоэлементов, или пять стихий. Это огонь, вода, металл, дерево и земля. Пять элементов образуются от взаимодействия друг с другом инь и ян. Вступая во взаимосвязь, они, в свою очередь, создают все огромное разнообразие этого мира, в том числе человека.

Учение о пяти элементах и двух началах не было отвлеченной теорией, оно применялось и по сей день применяется китайцами во многих областях жизни. На нем основана китайская медицина, боевые искусства, гадательные практики и фэншуй. Все вещи и явления рассматриваются в отношении с пятью элементами. Например, элементу огня соответствует красный цвет, время года — лето, числа 2 и 7, планета Марс, в организме человека — сердце и т. д.

«И цзин»

Изначально иероглифы инь и ян обозначали две стороны холма, солнечную и теневую. То есть были одним целым, которое менялось из-за внешнего воздействия — солнца. Сначала солнцем освещалась одна сторона холма, потом — другая. Так и в природе: инь и ян — это не что-то определенное и застывшее, эти два начала постоянно меняются, проникают друг в друга и тем самым создают вечное движение в мироздании.

Как мы все замечали, жизнь не всегда течет гармонично, иногда возникают сбои — в природе, в обществе или в организме человека. Это происходит оттого, считают китайские философы, что какое-то из двух начал начинает преобладать, нарушая равновесие.

«Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро — это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга»
Дао дэ цзин


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!