Общественный строй Древнерусского государства
Тема 1: Образование древнерусского государства
1. Происхождение государства Киевская Русь.
2. Норманнская теория происхождения государства и её критика.
3. Раннефеодальная монархия. Ее признаки.
4. Общественный строй Киевской Руси (XI– XII вв.)
5.Язычество древних славян. Принятие христианства и развитие культуры.
Опорный конспект
Чем глубже мы пытаемся уйти в историю, тем больше возникает у нас проблем. Недостаточность письменных источников, спорность археологических находок, порождают различные точки зрения, часто противоположные друг другу.
Исторические корни народов, проживающих в нашей стране, уходят в глубокое прошлое. Если говорить о русских племенах, то древние анналы содержат значительную информацию об их государственном устройстве, обычаях и традициях, но все это относится к IX-X вв. нашей эры. Очевидно же, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере, в сармато-готский период, а процесс их консолидации должен был начаться еще раньше, в скифский период. В целом, проблема этногенеза любого народа чрезвычайно сложна.
Общественный строй восточных славян накануне образования древнерусского государства
Во II–V вв. только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производительных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии стала ядром древнерусского государства.
|
|
К IX в. значительно расширилась область, заселенная славянами. Помимо исконной территории в Восточной Европе славяне расселились в землях северо-восточных угро-финских племен.
На протяжении VI–IX вв. продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Появилась возможность ухода из родовой общины без риска для "изгоев" – выходцев из рода. Родовая замкнутость общин нарушалась в результате приема чужих "изгоев", колонизации и пополнения общины патриархальными рабами.
Члены общины, индивидуально владея отдельными пашенными земледельческими участками, в то же время имели право пользования угодьями (пастбищами, лесами и т. п.), принадлежащими общине.
В пределах общины развивался институт частной собственности. Появилось право на расчищенную "лядину" и т. п. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечалось оружие, кони и другое имущество.
Походы на Византию способствовали распаду первобытнообщинных отношений у славян, так как во время этих походов обогащались многие их участники и особенно племенная знать – князья и бояре.
|
|
Создание как временных, так и длительных союзов племен еще больше усложняло структуру славянского общества и выдвигало на место старых кровных связей связи территориальные. В нашей исторической науке постепенно утверждается мысль, что так называемые племена Повести временных лет - поляне, словене, северяне и другие - были на самом деле политическими объединениями.
Внутренняя структура этих княжений на Руси изучена достаточно слабо. Мы знаем, что жили они в язычестве, что у них складывались и органы власти на основе местных правовых норм, они "творяше сами себе закон". В устах летописца XII века это звучит как осуждение, ибо для него источник закона и власти – христианская церковь и князь.
Можно говорить, что общественные отношения данного периода характеризуются как "военная демократия". К основным чертам "военной демократии" относится:
1) Сохраняющееся еще политическое равенство всех членов общины при наличии уже экономического неравенства;
2) Военную силу составляли все боеспособные мужчины.
|
|
Структура общественного управления представляла из себя следующее:
1) народное собрание (вече) на котором решались все вопросы управления;
2) во главе союза племен стоял князь – военный предводитель, первоначально избиравшийся на народном собрании (позже его власть стала наследственной). Князь являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления;
3) Совет старейшин.
На примере Полянской, Северянской, Вятичской земель мы знаем, что в них имелся уже достаточно организованный аппарат сбора дани мехом или монетой в пользу хазар. Это предполагает наличие подобных же сборов в пользу самой местной знати, наличие стоимостной оценки движимой и недвижимой собственности при юридической ответственности каждой семьи - большой (дым) и малой (рало).
С течением времени в славянских племенах происходили определенные изменения общественных отношений. Роль князя в управлении союза племен стала усиливаться. При князе формировалась дружина – особая организация, связанная не родовыми связями, а общностью военных и имущественных интересов и верности военному предводителю – князю. Роль народного собрания и совета старейшин уменьшилась, народное собрание превратилось в собрание воинов, которому князь и его дружина могли диктовать свою волю. При князе формировался совет, в который входили разбогатевшие дружинники и представители родоплеменной знати.
|
|
Данные тенденции свидетельствовали о процессе преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы:
1) появляется особая, не совпадающая с населением, отдаленная от него публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления, вооруженными силами (дружиной) и распространяющаяся на определенную территорию;
2) формирование имущественного неравенства и частной собственности создает возможности сбора налогов (дани) в пользу государства.
Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, распад родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а так же усиление боярства - все это подготавливало возникновение нового, феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.
Древнейшие данные по предыстории Русского государства – IV–VI вв, весьма спорны и абстрактны. До нас дошли смутные сведения о политических образованиях Божа и Маждака на Волыни; о союзах племён Славия (с центром в Новгороде), Куявия (с центром в Киеве) и Артания (с центром, предположительно, в районе Рязани) в VIII веке. О местонахождении первого и второго у исследователей серьезных расхождений нет – это были государственные образования в районе Киева и Ильменя. Местонахождение третьего спорно. Некоторые ученые считают, что оно находилось на Таманском полуострове, другие помещают его на Волге.
До сих пор есть разногласия вокруг понятия "Русь": 1). Географическо-этническое происхождение, по названию реки Рось, 2). С.В.Юшков считал, что изначально термин имел социальное значение - группа неких привилегированных лиц. В "Русской правде" говорится о следующих группах: княж муж, русин, гридь, купец, тивун боярский, мечник, изгой, словенин.
Сторонники норманнской теории относят русь к скандинавам. Антинорманисты считали русь западными славянами (Ломоносов), хазарами (Эверс), финнами (Павлов), литовцами (Будилович), готами (Василевский), украинцами (Грушевский). Многие из этих теорий не имеют под собой серьёзной фактической базы. Но в Бертинская хронике ( 839 г.) рассказывается о посольстве из Византии к императору Людовику Благочестивому в Ингельгейм с представителями народа «Русь». При ближайшем рассмотрении последние оказались шведами, хорошо известными народам Европы своими грабительскими походами. Естественно, все они были убиты.
В 862 г., согласно легенде из "Повести временных лет" новгородцы призвали на Русь князей-варягов Рюрика, Трувора и Сениуса (по версии А.М.Сахарова это известие было внесено в летопись в XII веке, с целью противодействия стремлению Византии навязать Руси политическую зависимость вместе с зависимостью церкви от Византии). В 882 г. их преемник Олег Новгородский захватывает Киев, тем самым, объединяя две группы русских земель.
Т.е. смысл норманнской теории заключается в том, что государственность в нашей стране была принесена извне – из Европы.
В современной исторической науке особое внимание заслуживает точка зрения академика В.Л.Янина. В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция, работавшая на Троицком раскопе в Новгороде, обнаружила в слоях XIII века помещение древнего новгородского суда (ряд административных построек и помост). Были обнаружены в большом количестве и так называемые "цилиндры". С помощью этих хитроумных деревянных приспособлений новгородцы обеспечивали сохранность собранных налогов.
Цилиндры представляют собой чрезвычайно характерную деталь для анализа состояния раннего новгородского общества. Когда новгородцы заключали договор с приглашенным князем, последний должен был соблюдать два важнейших условия. Во-первых, князь и его княгиня, бояре и дружинники не имели права владеть ни единым клочком новгородской земли. Во-вторых, все государственные налоги и подати на территории Новгородской земли собирали сами новгородцы, а не княжеские люди. Эти порядки существенно отличали Новгород от Киева: на юге Руси, как нам хорошо известно, из летописей и зарубежных хроник, князь с дружиной самолично объезжал места сбора дани, а затем распределял собранное добро. Найденные цилиндры показывают, что в Новгороде дань делилась вдали от княжеской резиденции, на усадьбах родоплеменной знати.
Новгородская система контроля над государственными доходами, реконструированная академиком В.Л.Яниным по археологическим материалам, заставляет усомниться в истинности теории "киевоцентризма", в свое время провозглашенной М.С.Грушевским, а в советское время поддержанное Б.А.Рыбаковым и разделяемой сегодня многими украинскими историками. Ученые же серьезно изучающие новгородские древности (академик В.Л.Янин и др.), а также примкнувшие к ним историки из Белоруссии, придерживаются иной точки зрения. Эта, более правильная на наш взгляд точка зрения гласит, что система государственного устройства распространялась не из Киева в Новгород, а из Новгорода в Киев.
Грушевский и его последователи полагают, что древнерусская государственность зарождается в Среднем Поднепровье на основе древних корней, уходящих еще в скифские времена. По версии "киевоцентристов", эти государственные начала потом распространяются на прочие земли восточных славян. Б.А.Рыбаков пошел дальше Грушевского. Он заявил, что Новгород был основал киевлянами на краю их обширной империи для защиты северных рубежей государства.
Север Руси заселяется славянами довольно поздно: первые следы их присутствия здесь относятся ко второй половине VIII века. Пришельцы с Южной Балтики, обосновавшись на новгородской земле и потеснив угро-финнов, принесли сюда свои традиции, а не те, что сформировались к этому времени в Среднем Поднепровье.
Очень важен вопрос, в какой форме образуется государственность. То государство, которое образовалось на севере в результате призвания варягов в середине IX века, было основано на принципах строгого соблюдения приглашенным князем и его дружиной выработанных новгородцами условий. Стесненный в своих действиях князь чувствует себя в Новгороде неуютно и постоянно стремиться уйти на юг. Пример тому показал Олег (или Хельгу), открыто нарушивший договор с новгородцами и обосновавшийся на юге, в Киеве, после убийства Аскольда и Дира. После этого в Киеве возникает власть, основанная не на договоре, а на завоевании. Киев изначально развивается как монархия, Новгород же до конца XV века придерживался начал первоначальной государственности, возникших еще в докняжеский период. Это вече (народное собрание), посадники, которые продолжают традиции родоплеменных старейшин, тысяцкие (военноначальники) и т. д.
В итоге в Новгороде сложилась боярская демократия. И только Ивану III, наследнику киевских и владимирских монархических традиций удалось силой подчинить Новгород Москве и завести здесь "привычные порядки".
Общественный строй Древнерусского государства
Важное место в Древнерусском государстве занимала церковь, она подчинялась князю, в её пользу шла церковная десятина. Иерархическая лестница привилегированных слоев населения выглядела следующим образом: великий князь – князья – бояре – дружинники и слуги (княжеские и боярские). Последние формировались из вольных людей, но иногда и из холопов.
Основную массу населения составляли смерды. Некоторые исследователи (Б.Греков) относили к ним всё сельское население, С.В.Юшков считал, что это часть населения, закабалённого феодалами. Последнее более вероятно, т. к. Русская Правда приравнивает смерда к холопу в вопросе возмещения за убийство. Смерды жили общинами-вервями (в ней можно увидеть прообраз русской сельской общины, где существовала система круговой поруки, взаимопомощи).
Особое положение занимали закупы – феодально-зависимые люди, по нужде шедшие в кабалу к господину. Взяв у последнего купу – деньгами или натурой, они были обязаны отрабатывать долг. Труд шёл в качестве уплаты процентов, обычно этот процесс шёл пожизненно. В последствии кражи или попытки бегства он автоматически превращался в холопа. За нерадивость мог подвергаться телесным наказаниям. Однако закуп имел и некоторые права – его нельзя было просто так продать в холопы, бить, отнимать имущество. В этом случае он имел право жалобы и при подтверждении правдивости заявления автоматически освобождался от обязательств перед господином.
Под понятие "невольная челядь" попадали холопы или челядины (мужчины), робы – женщины. Пополнение данной категории населения шло из закупов, совершивших преступление или бежавших от своего господина, путём самопродажи, попадания в плен, женитьбы на робе, рождение от рабыни, поступление в тиуны или ключники без заключения специального договора. В правовом положении они приравнивалась к скоту (т.е. вид говорящих орудий, первые крепостные). Но рабство на Руси носило патриархальный характер, жизнь некоторых категорий защищалось более суровым наказанием. Специфическую группу населения составляли "боевые холопы", специально вооружённая и обученная челядь.
Городское население делилось на две категории: городская аристократия (лучшие люди) - князья, бояре, духовенство, купцы. К низшему слою (черные люди) относились ремесленники и мелкие торговцы.
Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!