Выполнение макета: «Создание глубинно-пространственной композиции с использованием линейного пространства, развивающегося по горизонтали и вертикали».
Описание работы: выявить заданное пространство, сделать его выразительным, подчеркнуть его характер и особенности, придать масштабность, сделать понятным и легко воспринимаемым зрителем; использовать представленные принципы организации архитектурного пространства линейного вида (развитие пространства по горизонтали и вертикали).
Требования к выполнению задания:
При создании эскиза макета дать характеристику пространству:
- экстерьерное, интерьерное (интерьерное пространство рассматривается в макете, как открытое сверху);
- замкнутое, полузамкнутое, открытое;
- простая или сложная геометрическая форма;
- симметричное или асимметричное;
- единое или расчлененное.
Дополнительные характеристики пространства:
- пространство, сужающее от зрителя или расширяющееся;
- пространство с поверхностью основания, наклоненной на зрителя или от зрителя;
- поверхность, ограничивающая данное пространство, наклонена от зрителя или наклонена на зрителя.
Лекция №14. Понятия пропорциональности, тектоники, масштабности в объемно-пространственной композиции.
Пропорциональность размеров (лат. proportio) – это гармонические соотношения параметров частей между собой и с целым. Параметрами формы являются длина, ширина и высота. Когда говорят о правильных пропорциях какого-либо здания и сооружения имеют ввиду гармоничное или целостное соотношение его длины высоты и ширины. Гармоничность пропорций может основываться на художественных (эстетических) и математических понятиях.
|
|
К геометрически выверенным гармоничным пропорциям относятся:
- ордерная система;
- принцип «Золотого сечения», который был выведен Леонардо да Винчи;
- модулор Ле Корбюзье, основанный на антропометрических соотношениях;
- модульная система.
Модульная система пропорционирования предполагает существование модуля – условной единицы измерения. Применяемая в нашей стране модульная система (ЕМС) также использует единый модуль (М = 100 см), на основе которого путём его членения или умножения получают все принятые в строительстве размеры.
Рисунок 1 – Линейная и двухмерная интерпретация ряда Фибоначчи (это числовой ряд, в котором каждое последующее число равно сумме предыдущих)
Рисунок 2 – Модулор Ле Корбюзье Рисунок 3 – Деление отрезка по золотому сечению.
Термин «золотое сечение» был введён Леонардо да Винчи для известного деления отрезка в так называемом «крайнем и среднем отношении», при котором большая его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей частью.
|
|
Тектоника – это совокупность композиционных средств, которые в целях выразительности выявляют и преобразуют конструктивный характер данного архитектурного сооружения. Зрительное ощущение динамичности или статичности также связано с выражением работы конструкции здания.
В прошлом были выработаны стоечно-балочная тектоническая ордерная система; арочно-сводчатая система и т.д. В настоящее время, существуют различные конструктивные системы, например структурные, вантовые, мембранные, оболочки и т.д.
Масштабность – это отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам человека, окружающему пространству и другим формам. Это не абсолютная, а относительная величина. Средством выявления масштабности являются членения поверхности объема сооружений.
Например, многие архитектурные произведения прошлого (пирамиды, Парфенон и т.д) не сомасштабны человеку, так как возводились не для людей, а для богов. В 20 веке, здания, которые часто не сомасштабны человеку из-за крупных членений конструкций также подчеркивали подчиненность человека, например власти. В сомасштабных сооружениях присутствуют мелкие членения конструкции: ступени, поручни, карнизы, декоративные детали.
|
|
С понятием "масштабность" не следует смешивать термин "архитектурный масштаб", который является абсолютной величиной. В буквальном значении масштаб – это отношение размера предмета на чертеже к его действительному размеру в натуре.
Учебная литература:
- Объемно-пространственная композиция в архитектуре. Под общей редакцией А.В. Степанова и М.А. Туркуса. Москва: Архитектура- С;
- Е.Б. Овсянникова. Архитектурная типология. М., TATLIN; 2018
- А.В. Иконников. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М., Москва; 2002
Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!