Применение визуализации на уроках истории



МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

(ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

Факультет истории и права

Кафедра истории и археологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика обучения истории»

на тему:

«Методические условия использования средств изобразительной наглядности на уроках истории в контексте ФГОС»

 

 

Выполнил: Студент 3 курса

группы 421891

факультета истории и права

направления подготовки

Педагогическое образование

направленности (профиля)

История

Научный руководитель:

Сенина Наталия Викторовна

 

 

Тула 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Рассмотрение дидактического обоснования изобразительной наглядности 6

2. Применение визуализации на уроках истории 9

3. Методика работы с наглядными средствами на уроках истории 12

4. Влияние наглядных средств на учебную деятельность в процессе изучения истории. 15

5. Влияние наглядности на улучшение процесса обучения, повышение качества знаний и интереса учащихся к изучению истории. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что использование средств изобразительной наглядности - это естественный способ обучения, который отвечающий основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Согласно психологическим исследованиям, независимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

Одним из способов привлечь внимания ребенка является применение наглядности на уроках. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Но чтобы ученик запомнил информацию, педагог должен учитывать возрастные особенности ребенка. Средства наглядности возможно применять на различных этапах урока. Видимость обогащает образное мышление обучающихся, заставляет их мыслить творчески, обеспечивает силу знаний, способствует развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние.

Объект исследования – организация образовательного процесса на уроках истории с использованием средств изобразительной наглядности.

Предмет исследования – методические приемы работы со средствами изобразительной наглядности на уроках истории.

Исходя из актуальности темы, объекта и предмета исследования, целью данной работы является исследование методов работы со средствами изобразительной наглядности на уроках истории в условиях реализации ФГОС. Данная цель предполагает решение следующих задач:

– рассмотреть дидактическое обоснование наглядности;

– раскрыть применение визуализации на уроках истории:

– исследовать методику работы с наглядными средствами на уроках истории;

– изучить влияние наглядных средств на учебную деятельность в процессе изучения истории;

– сделать выводы о влиянии наглядности на улучшение процесса обучения, повышение качества знаний и интереса учащихся к изучению истории.

Учеными доказано, что человек запоминает более восьмидесяти процентов информации визуально. В современном обществе большой поток информации представляется в наглядном виде. Это реклама, которая проникла не только в телевидение, но и в социальные сети.

На улице навязчиво представлены рекламные билборды, штендеры, растяжки, видеопиллары, тумбы. На глухих стенах дома стали возникать медиафасады. Они настолько зрелищны и заметны, что не обратить на них внимание, просто невозможно. Людям проще запомнить яркие картины. Организация работы с визуальными ресурсами в преподавании истории является важной составляющей современного образования.

Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы - люди, животные, предметы, их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место

занимают: работа с мелом и доской, репродукции картин, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов, рисунки и аппликации.

2. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят: таблицы, схемы; блок-схемы диаграммы, графики, карты, картосхемы, планшеты.

3. Предметная наглядность, которая включает: музейные экспонаты, макеты, модели.

Такая классификация методов является наиболее оптимальной для использования изобразительной наглядности на уроках истории. При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности. В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Рассмотрение дидактического обоснования изобразительной наглядности

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения [12].

К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове». Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. [16]

Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания. Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что...можно, предоставлять для восприятия чувствам...» Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего, из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью. [7]

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци: «Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям». В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями». Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия [12].

В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [16].

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия зрительным, слуховым, осязательным и другим. Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, и другое.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, потому что это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

 

 

Применение визуализации на уроках истории

При изучении такой дисциплины, как история, работа с визуальными источниками играет большую роль. Это связано с самыми различными факторами. Во-первых, увеличивается возможность реализации деятельностного подхода на занятиях, усиливается познавательный интерес у обучающихся. Во-вторых, оптимизируется работа с историческими понятиями, обучающиеся наглядно представляют предмет беседы и могут почувствовать «дух эпохи». В-третьих, во всей исторической науке сейчас наблюдается «визуальный поворот». Визуальные источники, используемые на уроках истории, могут быть самыми разными: картины, рисунки, плакаты, фотографии, бытовые предметы. Современные компьютерные технологии позволяют активно включать в образовательный процесс изобразительные материалы, создавать авторские презентации, с учётом особенностей учебных групп.

В учебной деятельности визуальные источники выступают носителями новых исторических знаний, иллюстрируя теоретический материал, они помогают при актуализации знаний, их закрепления и проверки. Варианты заданий могут быть самыми разными: от виртуальной экскурсии по городу или стране до использования источника в качестве аргумента в предложенной дискуссии, от установления типа источника до составления характеристики исторического деятеля. Важной функцией визуализации на занятиях истории является то, что она формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Методика использования наглядности является предметом внимания многих современных исследователей.

Первая стратегия – реконструкция исторических страниц прошлого на основе произведений искусства.Главным результатом работы с исторической информацией, запечатленной в произведениях искусства, становится конструирование в сознании обучающегося исторического образа.

Вторая стратегия – изучение произведений искусства в контексте истории культуры. Внимание акцентируется на исторических условиях развития культуры, характеристике стилей, утвердившихся в ту или иную эпоху, а также на именах авторов и созданных ими произведений.

Третья стратегия изучения произведений искусства предполагает анализ воплощенных в них авторских интерпретаций и оценок прошлого. В данном случае произведение искусства рассматривается либо как визуальный исторический источник - «документ эпохи», если автор был современником изображенных событий, либо как вариант историографического текста, при создании которого художник, скульптор, режиссер выступили в роли историков. Т.В. Коваль при работе с визуальными источниками выделяет такие этапы, как идентификация, понимание, интерпретация, оценка.
На этапе идентификации обучающиеся определяют: «Что это за источник?», «Кто его автор?», «Когда, где и в связи, с чем был создан источник?», «Какую цель ставил перед собой автор источника при его составлении?»

      Второй этап — понимание источника, подразумевает установление взаимосвязи между происходившими историческими событиями и степенью отражения их источником. Обучающимся важно понять: «Какие важные исторические факты получили отражение в источнике?», «Был ли автор свидетелем происходивших событий?», «Каково отношение автора к изображенным событиям?»

Третий этап - интерпретации источника, предполагает осознание целевых установок автора. Здесь необходимо выяснить: «Какую цель ставил автор, создавая изображение?», «Какие приемы использовал автор, чтобы достичь своей цели? Насколько ему это удалось?

На четвертом этапе - оценке источника обучающимся должны ответить на вопросы : «В чем ценность и ограниченность источника - на какие исторические вопросы помогает ответить источник, на какие нет?», «Какова степень достоверности источника?», «Насколько полезен данный источник для историка?»,

В рамках развития критического мышления эффективной является методика В.В. Сухова, А.Ю. Морозова, Э.Н. Абдулаева. Данная методика предполагает следующие виды деятельности на уроке истории:

1. Конструирование «ленты времени» c использованием иллюстративного материала;

2. Соотнесение произведений искусства изучаемой эпохи и карты;

3. Сопоставление произведения искусства и исторического документа, определение противоречия;

4. Формулирование на основе установленного противоречия учебной задачи урока;

5. Восстановление хронологической последовательности событий на основе анализа произведений искусства.

Методика использования визуальных исторических источников соответствует задачам современного образования, ориентированного на развитие личности обучающихся на основе освоения различных способов деятельности, помогает ученикам осваивать метапредметные умения работы с информацией, представленной в различных знаковых формах. При использовании таких источников обучающимся необходимо давать алгоритм работы с ними и продумывать творческие задания.

 

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!