Список использованных источников

Доклад на тему: «Русская богословская психология – учение о духе (богословы и теологи): особенности русского менталитета как концептуальные основания направления, базовые идеи отечественной духовной психологии. Преподавание психологии в духовных академиях и семинариях. «Психотерапия» в православии».

 

Для того чтобы дать целостное представление о палитре направлений в психологической науке в России в начале XX в., необходимо более детально остановиться на анализе психологических учений и взглядов, развиваемых в русле русского религиозно-философского направления, которые могут быть названы святоотеческим учением о душе (или русской богословской психологией, т.е. учением о душе в соответствии со словом Божьим).

Особенности русского менталитета как концептуальные основания направления.

Исходные основания этого направления - оригинальная русская философия и национально-самобытные особенности русского мировоззрения, имплицитно содержащиеся в основных положениях духовно-психологических учений в области исследования души и духа.

По мнению С.Л.Франка, В.Ф.Эрна, С.Н. Трубецкого и других ученых, специально занимавшихся данным вопросом, к особенностям русского мировоззрения, определяющим своеобразие русского мышления, относятся следующие черты:

1. Интуитивность в поисках полной жизненной истины, приводящая к религиозно-эмоциональному толкованию жизни, стремление к умозрительности, а не систематическому и понятийному познанию. Именно эта антирационалистичность русского мышления привела к созданию самобытной теории познания (онтологической гносеологии), которая легла в основу отечественных религиозно-психологических построений и суть которой - признание жизненного опыта как основы познания истины.

2. Онтологизм, тяга к реализму, что приводит к признанию примата жизненного факта над мышлением, когда познание осуществляется через переживание. В.Н. Эрн отмечал, что русская философская мысль всегда "существенно конкретна, т.е. проникнута онтологизмом, естественно вытекающим из основного принципа Логоса".

3. Практичность, направленная изначально на определенное преобразование, улучшение мира, постижение мирового блага, а не только на познание его (мира) как таковое.

4. Глубокая и коренная религиозность, причем следует отметить, что эта религиозность выступает как принцип философствования, противостоящий другому принципу – рационалистическому. В этой связи известный отечественный специалист в области истории философии В.В. Зеньковский отмечает, что для русского народа" христианство выступало не только как религия, но и как мировоззрение".

5. Персонализм, понимаемый как неразрывная связь между Словом и Личностью человека (в том числе ученого или мыслителя). Поэтому "мало знать, что написали и что сказали Гоголь, Достоевский или Соловьев, нужно знать, что они пережили и как они пережили" и только тогда можно составить полное представление об учении каждого из них. Иными словами, мало знать, что сказано или написано, мало знать, кем и в каком жизненном контексте это говорилось или писалось.

 Базовые идеи отечественной духовной психологии.

В первую очередь именно эти особенности русского мировоззрения и составляют основу отечественной духовной психологии. В обобщенном виде, главные идеи этой психологии могут быть обозначены как психологический онтологизм и сводятся к ряду базовых положений:

1. Рассмотрение душевного, души - как области исключительно внутренней реальности, познание внутреннего мира человека не снаружи, со стороны чувственно-предметных условий и закономерностей психического феномена (т.е. внешнего предметного материального мира), а изнутри него самого вовне, т.е. как душевные переживания или психические явления даны самому человеку, его "Я", а не стороннему наблюдателю.

2. Признание психического мира человека как некоторой самостоятельной сущности, живущей по своим законам, не соотносимым с законами материального мира, вернее, законам, бессмысленным и невозможным в нем.

3. Признание непрерывности процесса сознания (один из представителей духовной психологии В.А. Снегирев подчеркивал, что "процесс сознания необходимо признавать непрерывно продолжающимся во все течение жизни, следовательно - во сне, в самом глубоком обмороке и т.п. - перерыв его равнялся бы прекращению жизни души". Следствием подобного решения вопроса о дискретности/недискретности сознания является и отвержение в рамках духовной психологии идеи о наличии бессознательных психических явлений.

4. Признание тезиса о тождестве веры и знания как по их психологической природе, так и логическому строению, а соответственно и идеи о том, что вера возможна в качестве действительного познания, что не только внешнее восприятие и наблюдение, но и "самооткровение духа" может служить источником его познания. Признание знания как "веры в высшей степени ее основательности" (Флоровский Г.В., 1990. С. 103) и соответственно самооткровения духа - в качестве единственного опытного источника получения непосредственного знания о душевной жизни, позволяет прийти к выводу о возможности непосредственного опытного познания души, душевных явлений не только так называемыми объективными методами, но и методами интроспекции.

5. Признание наличия свободы воли у человека при оригинальной трактовке самого понятия "свобода воли". Как пишет В.И. Несмелов, "действительная свобода человеческой воли раскрывается лишь в той мере, в какой человек может хотеть не делать того, чего он хочет". И далее: "Воля может себя самое подчинить определенному правилу жизни, и в этом подчинении воли общему правилу жизни заключается вся ее свобода. Хотеть чего-нибудь и иметь возможность исполнить хотение свое и все-таки не сделать того, чего хочешь, во имя признанного правила жизни - это высочайшая мыслимая степень развития свободы воли».

Монография «Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений» издана в 2011 году издательством Российской христианской гуманитарной академии (г. Санкт-Петербург) тиражом 500 экземпляров. Автор — Лариса Филипповна Шеховцова — доктор психологических наук, профессор, руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии. Окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета, в 70-х гг. защитила кандидатскую диссертацию по диагностике типов конституции с применением обработки материала методом таксономии, в 2002 г. защитила докторскую диссертацию «Концепция развития целостного человека на основе интеграции христианской психологии и современной психологии».

Монография состоит из пяти глав, введения и заключения. В первой главе «Православная психология как научная дисциплина» обосновываются категориальный аппарат, предмет, задачи, методологические вопросы православной психологии. По мнению автора, православная психология — это «дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию... при соблюдении концептуальной и языковой аутентичности научной и богословской терминологии». Основная практическая задача православной психологии — «оказание помощи в восстановлении отношений человека с Богом», а её предметом является «целостная триметрия ««тело — душа — дух»».

Вторая глава «Христианское учение о человеке и теория индивидуальности» рассматривает понятие триметрии в христианской антропологии и современные подходы в исследовании индивидуальности. Триметрия — это «тело — душа — дух». Душа «оживляет тело и слита с ним нераздельно. и в то же время свойства природ души и тела. не сливаются. Так же трудно установить различия между душой и духом...». Существуют (в соответствии с святоотеческой антропологией) «принципы строения и функционирования» триметрии: неслиянности и нераздельности, целостности, симфонии и гармонии, иерархии, триединства. В основе непосредственно психологических построений автора лежит теория Бориса Герасимовича Ананьева, который «понимает индивидуальность как целостное единство многообразных признаков конкретного человека.». В этой системе существуют подсистемы, «срезы целостности» — «индивид, субъект деятельности, личность», у каждого среза существует своя подструктура. Но самое важное, по мнению Л.Ф. Шеховцовой, то, что «научные представления о человеческой индивидуальности во многом аналогичны представлениям о триметрии. образованы тремя структурами, объединенными в целостную систему», их функционирование «подчинено принципам неслиянности/нераздельности, иерархии, симфонии, гармонии, синергии».

В третьей главе «Биологические и психофизиологические свойства человека» рассматривается понятие тела, плоти и души в христианском богословии и биологические свойства индивидуальности человека. В интерпретации православной антропологии Л.Ф. Шеховцовой «тело — это внешняя целостность человека, организованная форма земной материи. Плоть — биофизические и биохимические процессы обмена в тканях. физиологические функции. Мозг — материальный центр триметрии, представитель души и духа в эмпирическом мире». В этой главе автор приводит анализ экспериментальных данных конституции человека и приходит к выводу, что это целостная организация. Ядро биологических свойств индивида — это конституция «биологической подсистемы... во временном плане».

Четвертая глава «Принципы функционирования триметрии индивидуальности человека» посвящена объяснению неслиянности, нераздельности, иерархии, гармоничности, симфонии в целостности. Автор публикует данные своего исследования, в котором пытается выяснить, «изменяется ли температура кожи висков, отражающая метаболичекую активность мозга, при выполнении тестов». В результате «экспериментальные данные указывают на то, что разумная деятельность души определенным образом связана с телесными процессами, ее сопровождающими», при этом «духовно-душевный компонент управляет телесными процессами». Все это, по мнению Л.Ф. Шеховцовой, свидетельствует о неслиянности, нераздельности и иерархии в триметрии. Психофизиологические экспериментальные и теоретические исследования приводят автора к выводу, что «нервная система является материальным субстратом духа», «функция тела, мозга — условие для проявления духовной-душевной жизни человека».

В пятой главе «Проблема психофизического параллелизма: научный, философский, христианский взгляды» автор рассматривает проблему соотношение мозга и души в научно-философском подходе и христианском учении.

Попытка Л.Ф. Шеховцовой сблизить психологию и святоотеческую традицию выглядит безрезультативной, теологические размышления автора и ее экспериментальные исследования так и остаются существовать параллельно. И это особенно чувствуется в пятой главе монографии, где автор пытается решить проблему отношения психики, души и мозга. Решение так и не найдено, хотя бы потому, что современная психология не оперирует понятием «душа», а у самой Л.Ф. Шеховцовой оно все время подменяется понятием «психика»: «мозг является инструментом души, психики, орудием ее проявления». В православном богословии нет универсальной разработанной философской системы. Если у зарубежных коллег в основе исследований лежат достижения «светской» психологии, а непосредственно предмет изучения связан с религией, то у отечественных авторов (Л.Ф Шеховцова, Б.С. Братусь, Ю.М. Зенько) «православной психологии» или «христиански ориентированной психологии» (термин Б.С. Братуся) превалирует апология веры от «позитивизма и естественно научной методологии».

 «Психотерапия» в православии

Православная психотерапия, которая определяется как «совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте единой, Соборной и Апостольской Церкви» [Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 366], ставит своей задачей не только лечение, но и, прежде всего, оказание помощи человеку в его становлении на путь спасения. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

Особенности православной психотерапии и консультирования:

— христианские представления о человеке как методологический базис для практической работы с клиентом;

— принцип ненасилия и уважения свободы клиента;

— опыт духовной жизни психотерапевта;

— приоритет решения онтологических, бытийственных проблем клиента;

— упование на помощь и волю Божью.

Преподавание психологии в духовных академиях и семинариях.

Известно, что психология преподавалась в духовных учебных заведениях достаточно давно. Потребность в дисциплинах психолого-педагогического цикла была обозначена, прежде всего, практическими нуждами. Многие священнослужители были законоучителями, а также окормляли детские приюты, богадельни и тюрьмы. Для более плодотворной работы нужны были знания о том, как учить, как воспитывать, как общаться, понимание психических закономерностей, возрастных и социальных особенностей, онтологии падшего человека, пораженного первородным грехом, и т.д.

Начиная с 1808 г. с целью повышения общеобразовательного уровня в программу обучения семинарий вошла психология. Этот предмет преподавался в рамках философских дисциплин (философия, логика, психология). «Учебник психологии» (1883 г.) священика Александра Гиляревского был одобрен Священным Синодом в качестве учебного пособия по психологии для духовных семинарий. Учебник «Психология» В.А.Снегирева, профессора Казанской духовной академии (1893 г.), также был принят в духовном образовании.

Согласно Уставу духовных семинарий 1884 г., определявшему 6-летнюю программу обучения, курс психологии читался в IV классе, в объеме двух уроков в неделю. Что касается Академии (4-летнего курса обучения), то, например, с 1872/73 по 1883/84 уч. г. психология на I курсе читалась по четыре урока в неделю. Причем, она являлась обязательным предметом для всех отделений Академии (богословского, церковно-исторического и церковно-практического). Это преподавание не прекращалось вплоть до закрытия духовных школ после 1917 г. История сохранила имена таких преподавателей психологии, как М.О.Вержболович (Московская духовная семинария), И.П.Назарьев (Воронежская духовная семинария) и другие.

Вследствие событий советского времени, после потепления отношений между православной церковью и государством и открытия нескольких семинарий в конце 1940-х гг. психологические дисциплины в учебных планах все же отсутствовали. Запрет государства на просветительскую, педагогическую, миссионерскую, социальную, благотворительную деятельности Церкви делал не нужным изучение этого предмета.

Но вот после стольких лет гонений и запретов в 1990-е гг. Церковь получила возможность заниматься самыми различными видами деятельности. Сразу же возникла необходимость ввести в учебные планы духовных академий, семинарий, училищ психолого-педагогические дисциплины для более эффективной подготовки будущих священнослужителей к важнейшему церковному послушанию нашего времени – психолого-педагогической и социальной работе, для выполнения особой просветительской миссии духовного и нравственного воспитания и восстановления традиционного уклада российской семьи.

В настоящее время психология как учебный предмет – неотъемлемая часть учебного процесса всех духовных семинарий и академий. Она является прикладной богословской дисциплиной и интегрирует знания из области Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, христианской антропологии, нравственного богословия, догматического богословия и др. Решением Священного Синода Русской православной церкви от 2 октября 1997 г. в 1998/1999 уч. г. в учебный план семинарий была включена обязательная дисциплина «Педагогика и психология».

 

Список использованных источников

1. Олейник Ю. Н., Кольцова В. А. История психологии: мультимедийный учебно-методический комплекс.-Электронные данные //ЮН Олейник, ВА Кольцова.– М.: РУДН. – 2004.

2. Шеховцова Л. Ф. Православная психология в России //Психолого-педагогические исследования. – 2011. – Т. 3. – №. 3.

3. Шеховцова Л. Ф. Душа и тело в православной психологии. – Частное образовательное учреждение высшего образования" Русская христианская гуманитарная академия", 2011.

4. Шеховцова Л. Ф. Особенности православной психотерапии и консультирования //Консультативная психология и психотерапия. – 2009. – Т. 17. – №. 3. – С. 97-118.

5. Фолиева Т. А. Шеховцова ЛФ Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений //Религиоведческие исследования. – 2013. – №. 7-8.

6. Ященко К. О преподавании психологии в церковных учебных заведениях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47069.shtml (дата обращения: 12.11.2021)


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!