Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии



Античная философия

Космоцентрический характер древнегреческой философии.

Учение о бытии и проблема начала в античной философии. Милетская школа и пифагореизм.

Период классической философии античности.

Космоцентризм и натурфилософия древних греков

Античной называют философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия. У античной, греко-римской древности много общего с восточной (китайской и индийской). Греко-римскую философию отличает прежде всего историзм. Она более быстро и менее болезненно переходила от одного этапа своего развития к другому, оставаясь все время открытой критике, поиску нового и оригинального. Ее отношение к прошлому было уважительным, но не апологетичным.

Античная философия стремилась быть как можно более свободной от мифа, веры и фантазии, всецело полагаясь (в тенденции, конечно) на разум (логос) и рациональный метод познания. Было все это и на Востоке, но только в зачаточном, эмбриональном виде, скажем мягче и точнее, не в таких развитых формах. Ориентация на разум-логос подкреплялась здесь активной разработкой законов и форм правильного мышления, рациональной аргументации, т. е. логики. Основателем этой науки, науки Логики по праву считается Аристотель - один из величайших умов Древней Греции. Его логические построения по-прежнему современны, хотя им уже более двух тысяч лет.

Античная культура не знала священных книг, канонизированных текстов, а значит догм и образцов, строго и ревностно охраняемых кастой жрецов. Священные тексты для греков, в меньшей степени римлян, заменяли «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода. Отсутствие догм, или непреложных истин, и их хранителей позволяло философии оставаться свободным, ничем и никем искусственно не ограниченным занятием.

Возникновение античной философии связано с кризисом мифологического сознания. Относится к 7-6 в до н. э.

Причины кризиса:

 Разложение родовых и возникновение рабовладельческих отношений;

 Невозможность с помощью мифологии ответить на следующие вопросы, ставшие перед людьми.

 Происходит переход от традиционного мышления к самостоятельному;

 

 Вместо образов стали мыслить абстрактными понятиями.

 

Черты античной философии:

 Сильная связь с мифологией;

 Космоцентризм, т.е. мир – это единый космос, кроме него и вне его ничего нет, всѐ находится в нѐм, даже Боги; он никем не сотворѐн, всегда был и всегда будет; Космос мыслится по аналогии с человеком, он имеет тело, душу и разум.

 

Античные философы были заняты поисками первоосновы мира, его вечного и неизменного начала. Таким началом у Фалеса была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Подобные взгляды получили название натурфилософии. В наиболее развитом виде античная натурфилософия представлена в атомистическом учении Демокрита и Эпикура.

Периодизация античной философии

Античная греческая и Греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. До н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Выделяют следующие периоды:

1. VII-V вв.до н.э. – этап становления древнегреческой философии (эпоха «натуралистов»), с его проблемами физиса и космоса, где действуют ионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики. На этом этапе формулируется философское мышление, возникают первые философские школы. Милетская школа – (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр); пифагорийская (Пифагор, Филолай); элейская (Парменид, Зенон Элейский); философия Гераклита из г. Эфеса; философия Демокрита из г. Абдеры.

V-IV вв.до н.э. – классическая философия эпохи расцвета Древней Греции, так называемый гуманистический, герои которого – софисты и в особенности Сократ, впервые попытавшего определить сущность человека.

Классический период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем.

Второй, третий этапы: Сократ, Платон, Аристотель – время наивысшего расцвета греческой философии, очень короткий период – примерно полтора столетия.

4. III в. до н.э. – V в. н.э. (центр перемещается из Греции в Рим) – эллинистически-римский период в развитии античной философии, эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры – кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и, наконец, эклектицизма.

5. Религиозный период античной языческой мысли – возрождающегося неоплатонизма и его модификаций. В сферу философских проблем добавляется проблема религии. 23

Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии

Четвертый, пятый, шестой этапы: Сенека, Эпикур, Плотин,…

Наиболее оригинальные философские течения этой эпохи:

1. стоицизм (Зенон Стоик, Сенека, Марк Аврелий);

2. эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар);

3. скептицизм (Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик);

4. неоплатонизм (Плотин).

 

2. Учение о бытии и проблема начала в античной философии. Милетская школа и пифагореизм.

Первые философы-досократики были натуралистами не в том смысле, что первооснову они не отселяли от мира, но в том, что, по их мнению, оно есть сущность мира, т.е. оно является понятием пантеистического типа.

Фалес Милетский из Ионии, с которого начинается греческая философия жил в конце VII и в начале VI вв. до н.э. Философ, ученый, политик. Он полагал первопричиной всего воду. Праоснова, то из чего проистекает все сущее и то, во что все разрешается, Фалесом была обозначена термином «физис», в первоначальном смысле – первично и постоянно в противоположность тому, что вторично, производно и преходяще.

Не стоит думать, что вода Фалеса то, что мы пьем. Фалес мыслил воду как «физис» - жидкий, текучий, а то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний.

Анаксимандр известен как ученик Фалеса. Известен фрагмент из его трактата «О природе», первого в западной философии традиции научного сочинения в прозе. Термин, употребляемый Анаксимандром, - апейрон, - означает нечто, лишенное границ, дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующего; все вещи производятся им, сосуществуют с ним и в нем. Это бесконечное начало выступает как божественное, ибо оно бессмертно и неразрушимо.

В том же Милете в IV в. до н.э. жил Анаксимен, ученик Анаксимандра.

Анаксимен полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное – воздух- безграничная субстанция.

Между VI и V веками до н.э. в Эфесе жил Гераклит. Он написал книгу «О природе». В двух его известных фрагментах читаем : «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит»; «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые». Гераклит первым делает глубокий и смелый вывод; к становлению как непрерывному переходу от одной противоположности к другой: холодные вещи раскаляются, горячие охлаждаются, влажные высыхают, сухие 24

 

увлажняются, юнец дряхлеет, живой умирает и так далее. Между противными сторонами вечно идет война. Но речь идет о такой войне, которая в какой-то момент есть мир, т.е. контраст, который вместе с тем и гармония. Вечное течение вещей и универсальное становление раскрываются как гармония контрастностей, как вечное умиротворение воюющих сторон, примирение спорщиков, и наоборот.

Гераклит полагает огонь фундаментальным началом, а все остальное рассматривает как трансформация огня. Огонь наиболее явным образом воплощает характеристики вечного изменения, контраста и гармонии.

Пифагор родился на Самосее. Расцвет его жизни приходится на 530-е годы до н.э., а смерть – на начало V века до н.э. После многих лет странствий он обосновал школу, о которой Аристотель говорил: «Пифагорейцы стали первыми математиками…».

Пифагорейцы утверждали, что число – начало всех вещей. Число он понимали, как нечто реальное, более того, оно реальнее, нежели вещи, и лишь в этом смысле понимаемо как начало, образующее вещи. Следовательно, число не есть аспект, который мы умственно извлекаем из вещей, но реальность, «физис» вещей.

Открытие того, что в основе всего лежит математическая регулярность: звуки и музыка, которой они много занимались как средством очищения, катарсиса, переводимы в числовые соотношения: разность звуков, вызываемых ударами молоточков, зависит от разности их веса (определяемого в числах), разница звучания разных струн музыкального инструмента зависит от разницы длин этих струн. Были открыты числовые пропорции в универсальных феноменах: год, сезон, месяцы, дни и так далее. Инкубационные периоды зародышей животных, циклы биологического развития, оказывалось, также регулируются числовыми законами.

Блестящим завершением поиска первосущностей, "корней вещей" стал атомизм Левкиппа и Демокрита. Мир, настаивали эти философы, состоит из атомов и пустоты. Все изменения в нем происходят вследствие соединения, разъединения, различных положений, притяжений и отталкиваний атомов. Атомы неделимы (atomos по гречески неделимый), непроницаемы, неизменны, вечны и невидимы по причине своей малости. Число их бесконечно. Гладкие, сферические, легко воспламеняющиеся атомы образуют душу. Познание совершается в результате того, что атомы тел испускают флюиды, которые улавливаются нашими органами чувств.

Учение атомистов легло в основу позднейшего европейского научного мировоззрения, стало неотъемлемой чертой самого образа науки.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!