ТИПОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ ЛАНДШАФТА.
Арх-ландшафтный анализ участка
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ облика и художественного образа сегмента городского пространства на основе натурного исследования
индивидуально по выбору студентов (А-4, фотофиксация, графические схемы, текст).
Алгоритм работы:
1. Изучение теоретического материала
2. Выбор сегмента пространства для арх-ланд анализа- указать месторасположения участка (адрес, точка на карте и проч..)
3. Предоставление визуальной информации об участке пространства (фотографии, графические натурные зарисовки)
4. Выявление информативности пространства
5. Выявление образности, художественной формы и эмоционального воздействии пространства за счет следующих компонентов:
· Природные особенности
· Геопластика
· Специальные зеленые насаждения
· Малые архитектурные формы
· Естественное или искусственное освещение
· Водные объекты (искусственные или естественные)
· Форма рельефа
· Форма пространства
· Цветовые характеристики
· Материалы, преобладающие в пространстве (природные или искусственные)
6. Комфортность пространства
Составление отчета по форме :
Отчет
Анализ облика и художественного образа сегмента городского пространства на основе натурного исследования
Дата
Наименование дисциплины
Выполнил_(ФИО ,№гр______)
Проверил
|
|
Теоретический материал
1-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ Л АРХ
2. ВИЗУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА
Хорошо известно, что композиция архитектурных форм, распола- гаемых в природной среде, должна быть, как правило, подчинена ее своеобразию. Сооружения должны «принять» и «полюбить» то, что уже создано природой. Это единственный способ сохранить своеобразие, красоту и непрерывность природного ландшафта. Однако эти связи никак не упорядочены. Необходимые контакты с закономерной совокупностью визуальных характеристик ландшафта нередко подменяются случайно избранными. Отсутствует научно-обоснованная методика их решения.
Но полное сплачивание между архитектурной формой и ландшафтом невозможно. Они разные по своей сущности и подчиняются своим соб- ственным закономерностям. Они могут взаимодействовать не в целом, а лишь некоторыми своими «гранями».
Создатель ландшафтов – природа, и она действовала, прежде всего, как скульптор и организатор пространства. Она «вылепила» леса и рощи, горы и холмы, террасировала склоны озерных, речных и морских берегов. Существует четыре основных ландшафтных компонента: земная кора, воздух, растительность и животный мир. Сюда же можно отнести и человека в качестве шестого компонента, что в значительной степени оправдано растущим влиянием антропогенного вмешательства в структуру и динамику природных экологических систем (рис.1).
|
|
Рис.1. Компоненты ландшафта: растительность, рельеф (возвышенные формы рельефа, ровный рельеф, пониженные формы рельефа), водные объекты, сооружения
Вместе с тем с помощью этой «скульптуры», представляющей своеобразные зрительные барьеры, она расчленила пространство суши на отдельные, по-разному связанные друг с другом ячейки (так называемые визуаль- ные пространственные единицы ландшафта – ВПЕЛ) (рис.2).
Рис. 2. Компоненты ландшафта. Зрительные барьеры
Границы ВПЕЛ формируются зрительными барьерами: возвышенными формами рельефа, зелеными насаждениями и антропогенными элементами (рис. 3).
Рис. 3. Границы ВПЕЛ:
1 – ВПЕЛ, образованная сооружениями; 2 – ВПЕЛ, образованная возвышенными формами рельефа; 3 – ВПЕЛ, образованная возвышенными формами растительностью; 4 – ВПЕЛ, ограниченная человеческими возможностями (радиус = 2, 05 км); в) ВПЕЛ внутри ВПЕЛ
Как правило, здания и их комплексы входят в соприкосновения с характеристиками трех уровней ландшафта:
|
|
а) визуальной пространственной единицей ландшафта или их группой как определенной территорией, на которую распространяется воздействие архитектурной формы;
б) участком или той микрозоной, с которой архитектурная форма вступает в непосредственный физический контакт;
в) пейзажем, совокупность которого детализирует представление о ландшафтной зоне, которая становится объектом вторжения постройки.
В связи с тем, что в литературе по ландшафтной архитектуре термин «пейзаж» иногда по смыслу совпадает с термином «ландшафт», мы будем в ряде случаев использовать однозначные синонимы пейзажа – картину, вид, кадр.
На уровне визуальной пространственной единицы ландшафта основное значение приобретают характеристики ее объемно-пространственной структуры, на уровне участка – объемной или пластической, на уровне пейзажа – характеристики его полиструктуры.
Отмеченные нами уровни ландшафта и их характеристики связаны друг с другом и обусловлены объемом и формой трансформации полу- ченной зрением информации (рис.4).
Информация, связанная с определенной видовой точкой, то есть ограниченная полем зрения наблюдателя и приобретающая характер центральной проекции, является видом или картиной
|
|
Рис. 4. Система визуальных характеристик природного ландшафта, вступающих во взаимодействие с архитектурной формой
Суммирование множества картин в процессе движения по территории визуальной пространственной единицы ландшафта дает информацию об ее объемно-пространственной структуре. Но выявление этой структуры требует уже серьезной аналитической работы ума, необходимой для осмысления и обобщения значительной по количеству информации, полученной зрением.
Участок или физическая часть визуальной пространственной единицы ландшафта находит отражение в некотором числе видов. Их синтези- рование дает информацию как о естественном основании для строений, так и об их ближайшем окружении.
Цель художественного подхода ландшафтного архитектора – формирование художетвенно-обобщенных, образных свойств ландшафта, способных оказать эмоциональное воздействие на творческий процесс градостроительного проектирования и его конечные результаты.
ТИПОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ ЛАНДШАФТА.
Первый тип – замкнутая визуальная пространственная единица ландшафта. Она представляет пространственный резервуар, непрерывные гра- ницы которого исключают какие-либо его связи с окружением.
Второй тип – фланкированная визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как ясно выраженная емкость, лишь частично раскрытая к окружению и зрительно связанная с различными его планами.
Третий тип – сквозная или коридорообразная визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как ограниченная емкость, ширина которой или расстояние между ограничивающими ее барьерами значительно меньше ее длины.
Четвертый тип – односторонняя визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как емкость, обладающая односторонним барьером и широким раскрытием к окружению.
Пятый тип – диффузная визуальная пространственная единица ландшафта. Может быть определена как емкость без ясно очерченных границ, поле видимости которой частично нарушается объемными формами.
Шестой тип – открытая визуальная пространственная единица ландшафта, основой которой служит поверхность, сливающаяся с окружением или зрительно хорошо связанная во всех направлениях со средними и дальними его планами.
Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!