Становление игровой деятельности.



В начале раннего возраста игры как отдельного вида деятельности еще нет. Однако в течение раннего возраста игра от­деляется от предметно-практических действий и становится специфическим занятием ребенка. Отделившись от практических действий, игра приобретает для ребенка самостоятельное значе­ние и самостоятельную логику развития.

Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, пытаются что-то надеть на нее и т.д. При этом сама игрушка еще не является для малыша игрушкой в при­вычном смысле слова (т.е. моделью другого предмета); она вы­ступает для него как настоящий предмет (чашка, ложка или кроватка), только маленький.

Игра ребенка второго года жизни представляет собой доволь­но бессистемный набор действий без какой-либо логической связи: сначала кормит куклу, потом причесывает, потом укладывает спать, потом снова причесывает и снова кормит, и т.д. Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называет процессуальной.

Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в том, что малыш не приду­мывает ничего нового, а только воспроизводит знакомые действия. Материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка. Хотя ребенок формально уже играет, эта игра еще не настоящая. Она резко отличается от развитой игры дошколь­ника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество самого ребенка и т.п. Однако процессуальная игра является необходимой предпосылкой становления полноценной творческой игры, по­явление которой перестраивает всю психическую жизнь ребенка.

 

Воображаемая ситуация как условие «настоящей» игры

После трех лет в развитых формах игровой деятельности ре­бенок начинает действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Например, карандаш может стать градусником, или самолетом, или волшебной палоч­кой. Носовой платок может стать одеялом, или флагом, или шляпой для куклы. Одни предметы начинают превращаться для ребенка в другие и замещать недостающие. Одни предметы ста­новятся как бы символами других. Поэтому такие игровые за­мещения называют символическими.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребенка и, естественно, освобождают его от давления наличной ситуации.

Психологический смысл игровых замещений ребенка заклю­чается в переносе значения (и соответствующего ему способа действия) с одного предмета на другой. Такой перенос становит­ся возможным благодаря обобщающей функции слова, которое вбирает в себя опыт действий ребенка с предметом и переносит его на другой, обозначенный этим словом предмет. В игре не только действие отделяется от конкретной вещи, но и слово от­деляется от предмета, за которым оно первоначально закрепле­но (ведь слово-имя сначала является неотъемлемым признаком предмета). Ребенок начинает действовать с предметом опреде­ленным образом не потому, что он воспринимает его в данный момент, а потому что он сам так его назвал и этим определил свое действие. Например, назвав карандаш градусником, он помеща­ет его под мышку, а назвав тот же карандаш ружьем, «стреляет» из него. Так действие становится производной от слова (т.е. от мысли), а не от вещи. Здесь ребенок действует вопреки наглядной ситуации, по собственному замыслу.

Итак, около трех лет благодаря развитию предметных дей­ствий и речи в игре детей появляются игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игро­вого использования (палочка становится ложкой, или расческой, или градусником и т.д.). Однако становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требуют специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной дея­тельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить вооб­ражаемую ситуацию. Такое приобщение дает начало новой дея­тельности — сюжетной игре, которая становится ведущей в дошкольном возрасте. Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребенка и, естественно, освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребенком игровые об­разы являются первыми проявлениями детского воображения.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!